Фонд социального страхования Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа

Описание

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из четырех государственных внебюджетных фондов. Задачей Фонда социального страхования является обеспечение выплаты гарантированных государством различного рода социальных пособий и санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................................3
ГЛАВА I Основы социального страхования в РФ………...............................................4
1.1. Развитие системы социального страхования........................................................4
1.2. Общие положения о ФСС …..…………................................................................6
1.3. Порядок образования и направления расходования средств…….....................11
ГЛАВА II Анализ бюджета ФСС на 2009 и на плановый период 2010-2011 годов...17
2.1. Особенности бюджета ФСС…………..................................................................17
2.2. Анализ распределения бюджетных ассигнований.............................................22
2.3. Анализ распределения межбюджетных трансфертов…………….....................25
ГЛАВА III Проблемы и перспективы развития социального страхования РФ……29
3.1. Проблемы ФСС РФ………………………………………………………………29
3.2. Модели социальной защиты и страхования……………………………………32
3.3. Перспективы развития социального страхования в РФ……………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................................39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................................40

Работа состоит из  1 файл

Фонд социального страхования(Кур.р. - отл.).docx

— 99.63 Кб (Скачать документ)

     В наиболее общем виде можно выделить четыре модели, которые различаются  тремя принципиальными положениями:

    • распределением финансового бремени между основными субъектами страхования и финансовым обеспечением по социальному страхованию;
    • степенью полноты использования “инструментария социальных рисков”;
    • организационными формами построения системы социального страхования.

     Проанализируем предложенные модели социальной защиты и страхования. 

     Первая  модель не столь давно существовала в СССР, но используется и в ряде других стран. По этой модели финансовая нагрузка никоим образом не ложится на самих страхуемых. Значительная часть взносов перекладывается на предприятия, которые при этом не приобретают никаких прав. Страховые взносы выполняют роль некоторой “государственной повинности”, превращаются в “обязательный налог”, который предприятия, “проводя соответствующую ценовую политику, стремятся переложить  на потребителей их продукции”.

     Устранение  страхуемых от уплаты страховых взносов  ведет к тому, что никакой ответственности  они не несут и никакие обязательства  на них ложатся. Есть некоторые права, к примеру, право на пенсию, на обеспечение  по инвалидности, в случае потери кормильца  и некоторые др.

     Такова  модель монопольной государственной  системы социального страхования, по которой утрачивается страховой  характер системы, нечеткой становится и ответственность за риск. Ее бюджет сливается с государственным, и  в итоге система страхования  превращается в систему социального  обеспечения.

     Следует отметить, что при проведении реформ “сверху” угроза возвращения к  этой модели продолжает сохраняться. Такую  тенденцию могут поддержать и  некоторые слои населения, что обусловлено  работой модели в течение длительного  периода отечественной истории.

     Организационные формы построения такой модели, видимо, ясны и наиболее емко могут быть обозначены как система попечительства. Возврат к ней может не только резко ухудшить положение с обеспечением социальной защищенности населения, но и будет способствовать деформации мотивации людей к труду, а  также служить серьезным тормозом при развитии рыночных отношений. 

     По  второй модели страховые взносы платят и страхователи, и страхуемые, но инструментарий социального риска не используется в полной мере, не осуществляется строгий расчет вероятности наступления страхового случая, накопление страховых средств не увязывается с ростом обязательств. В сущности, так сегодня организовано в нашей стране пенсионное страхование. К тому же взимаемые по нему взносы направляются только на погашение текущих расходов, а будущие затраты по пенсионному обеспечению в расчет не берутся. Таким образом, организационное построение и финансирование выплат также мало отличается от принятых в системе социального обеспечения. 

     По  третьей модели полностью используется система социальных рисков и на ее основе устанавливаются размеры взносов по социальному страхованию и выплат при наступлении страховых случаев. Объемы и взносов, и выплат строго взаимосвязаны. Согласно теории страхования социальных рисков существующие “правила страховой техники дают возможность с достаточной точностью определять, какие единовременные пособия или выплаты могут быть произведены”. Организационная форма такой модели обладает чрезвычайной гибкостью. Для покрытия возможного дефицита финансовых средств предусматривается создание специальных резервных фондов. Единство организационных принципов построения позволяет также разделять и объединять различные виды страхования безболезненно и без серьезных технических трудностей.7

     Устойчивость  такой модели определяется за счет органичного сочетания интересов  как застрахованных, так и страхователей. Модель содержит, таким образом, внутренние резервы своего совершенствования, ибо предусматривает представительство  всех субъектов системы страхования  в системе управления. Кроме того, использование личных счетов страхуемых повышает как их заинтересованность в страховании, так и ответственность  за собственное здоровье и условия  труда. Возможность накопления страховых  средств на личных счетах увеличивает  реальную защищенность трудящихся.

     Страховой принцип избавляет работающих граждан  от иждивенческих настроений, помогает им осознать, что бесплатных социальных услуг и социальной помощи в природе  не бывает, что их необходимо заработать. Накопительный принцип, позволяя инвестировать  средства в развитие производства, оказывается выгодным и для экономики, и для страхуемых.

     Бюджет  социального страхования зависит  от необходимого объема обеспечения  социальной защиты трудового населения, который в свою очередь определяется численностью наемных работников и  состоянием их здоровья, природно-климатическими и экологическими условиями работы и проживания, национально-культурными  особенностями и др. Часть ответственности  за перечисленные факторы ложится  и на государство, что влечет за собой  появление государственных финансовых обязательств. Поэтому в некоторых  случаях возможно частичное государственное  финансирование отдельных видов  социального страхования или  реализация соответствующих социальных программ в рамках страхования.

     В основе такой модели лежит принцип, согласно которому размеры страховых  взносов зависят от доли ответственности  за страховые риски. В организационном  построении модели учтены интересы всех участников системы социально-трудовых отношений, соответственно представленных в системе социального страхования. При принятии решений предусмотрены  демократические формы согласования интересов.

     Функционирование  системы социального страхования, независимо от того, какая модель принимается  к реализации, основано на финансовом обеспечении оказываемых по нему услуг. Для этого определяются источники  финансирования. Формы, виды и размеры финансирования могут быть неодинаковыми. В целом предполагаются три основных источника финансирования системы социального страхования: бюджет, предприятие и каждый работник в отдельности.

     И в прошлом, и сегодня имеется  только один субъект финансирования — государство. Фактически основным источником выступало предприятие  и все работающие, средства которых  отчуждались и передавались в  распределительную систему. Одним из недостатков такой системы было неучастие предприятий и работников в деятельности системы социальной защиты и социального страхования.

     Бюджет  предполагает финансирование всей системы  социального обеспечения (в большей  доле) и части системы социального  страхования (в меньшей доле). Понятно, что средства бюджета составляют также деньги работающих — налогоплательщиков, но отчуждаются эти деньги в бесспорном порядке согласно закону о социальной защите, т.е. с разрешения работающих и всех граждан, которые передали эту функцию законодательному органу. Вторым источником финансирования, безусловно, остаются средства страхователей, составляющие основную долю поступлений в систему  социального страхования.

     В фонды социального страхования  перечисляется определенный процент  страховых взносов, устанавливаемый  субъектами по согласованию. Для обеспечения  координации деятельности всей системы  социального страхования, а также  для проведения различных мероприятий  республиканского уровня, выполнения программ социального страхования  фонды перечисляют в федеральный  фонд определенный процент от получаемых ими средств также по согласованию между всеми фондами социального  страхования.

     Средства  социального страхования, отчуждаемые  на законном основании, становятся собственностью застрахованных и не подлежат изъятию. Они не могут быть использованы вне  системы социального страхования, не облагаются налогами и с них  не производится никаких отчислений.

     Для большей устойчивости в системе  рыночных отношений фондам и страховым  кассам предоставляется право коммерческого  управления средствами социального  страхования, но при условии направления  большей части получаемой прибыли  в систему социального страхования. Под коммерческим управлением понимается и участие фондов в коммерческих видах страхования, и вложение средств  в коммерческие банки, и различные  виды деятельности, приносящие прибыль, кроме запрещенных законодательством. Страховые кассы вправе на этих же условиях вкладывать средства в развитие своего предприятия.

     Одним из важных является вопрос об участии  средств госбюджета в системе  социального страхования. С одной  стороны, отказ от бюджетного финансирования части расходов по социальному обеспечению  в системе социального страхования  будет означать либо увеличение доли взносов страхователей-работодателей (с чем они могут не согласиться), либо невозможность возмещения застрахованным 100% утраченного заработка. Но фактом участия средств госбюджета создается  прецедент вмешательства государства  в финансовую деятельность системы  социального страхования.

     С другой стороны, государство в виде различных налогов так или  иначе производит отчисление в госбюджет, в том числе и на нужды социального  страхования. Другое дело, что финансирование этой статьи расходов государство осуществляет по остаточному принципу, бюджетный  дефицит сегодня не позволяет  удовлетворять в должной мере многие социальные потребности нашего общества. Поэтому создателями моделей  финансирования социального страхования  предлагаются два альтернативных варианта возмещения ущерба при наступлении  страховых случаев и временной  утрате трудоспособности.

     Вариант 1. Утраченный заработок возмещается  в размере 80% от среднего заработка  или совокупного дохода застрахованного, в том числе 73% — из дохода предприятия  и 7% — из накопленных средств  застрахованного. Оставшаяся часть (20%) может возмещаться из средств  либо госбюджета, либо социального  страхования, накопленных за счет коммерческого  управления (или же из средств фондов).

     Отказ от средств госбюджета, а также  отсутствие достаточных средств  на первых порах, пока не произойдет становление  системы социального страхования, позволит возмещать лишь установленный  минимум.

     Вариант 2. Страховые возмещения составляют 75% — минимальное страховое возмещение, в том числе из средств предприятия  выплачивается 55% от означенной суммы  и 25% — из средств госбюджета, оставшаяся до 100% часть распределяется между  предприятием (75%) и застрахованным (25%).

     Размер  минимального возмещения утраченного  заработка взят как некая средневзвешенная величина от выплачиваемого ранее возмещения, когда ее размер зависел от стажа  работающего.

     Включение средств застрахованного в статью источников, на первый взгляд, представляется спорным. Некоторые расценивают  это как ущемление прав работника. При более внимательном рассмотрении выявляются существенные преимущества данного предложения.

     Во-первых, работник включается в систему социального  страхования не только как субъект  защиты, но и как полноценный ее участник. Отчисление доли своего заработка  заставит работника экономить средства и осуществлять контроль за их расходованием. Средства работника остаются его  личными средствами, на них не производится никаких начислений и впоследствии он сможет использовать их по своему усмотрению, но в рамках системы социального  страхования.

     Во-вторых, если работник не принимает финансового  участия в системе социального  страхования, то она приобретает  в его глазах отвлеченный характер. В этом случае система социального  страхования действует по образу и подобию “старой”, когда работники  даже не знали, что они являются застрахованными, а выплаты и пособия получали как благодеяние, часто не задумываясь  об их источниках.

     При перечислении определенного процента средств социального страхования  в фонды эти средства остаются на счетах фондов, открытых на имя каждого  страхователя. Неизрасходованные в  текущем бюджетном году средства поступают в распоряжение страхователей, которые, не изымая их из фондов, направляют на обеспечение потребностей застрахованных. Этим обеспечивается принцип возвратности неизрасходованных средств. Фонды  социального страхования могут  получать доходы за счет не только коммерческого  управления средствами, но и контрольно-ревизионной  деятельности и производимых с ее помощью взысканий в виде штрафов, пени и других регрессивных мер.

     В целом приведенная схема финансового  управления средствами системы обязательного  социального страхования имеет  большие преимущества перед ранее  существовавшей. В новую систему  включены элементы добровольного коммерческого  страхования. Построение системы соцстраха  на независимой от государства и  иных структур основе, выстраивание взаимоотношений  субъектов с учетом заинтересованности, взаимоуважения интересов делают ее эффективной, а ее функционирование и развитие — согласованным с  общественными условиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Фонд социального страхования Российской Федерации