Финансовая устойчивость Пенсионного Фонда Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:37, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является - исследование теоретических вопросов финансовой устойчивости Пенсионного Фонда РФ.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
а) рассмотреть сущность, структуру и основные задачи Пенсионного Фонда РФ;
б) изучить источники средств, формирующих Пенсионный фонд;
в) изучить перспективы действующей пенсионной системы;
г) рассмотреть проблемы финансовой устойчивости Пенсионного Фонда РФ и пути ее решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Теоретические аспекты становления и развития Пенсионного Фонда Российской Федерации
1.1 Сущность, структура и основные задачи Пенсионного Фонда Российской Федерации…………………………………………………………………стр.6
1.2 Источник средств, формирующих Пенсионный Фонд РФ…………стр.9
Глава 2. Финансовая устойчивость Пенсионного Фонда Российской Федерации
2.1 Оценка перспектив действующей пенсионной системы…………..стр.16
2.2 Пути совершенствования финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ………………………………………………………………………….стр.23
Заключение………………………………………………………………..стр.33
Список использованной литературы……………………………………стр.35

Работа состоит из  1 файл

Пенионный фонд РФ.docx

— 132.04 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание:

Введение……………………………………………………………………стр.3

Глава 1. Теоретические аспекты становления и развития Пенсионного Фонда Российской Федерации

1.1 Сущность, структура  и основные задачи Пенсионного Фонда Российской Федерации…………………………………………………………………стр.6

1.2 Источник  средств, формирующих Пенсионный Фонд РФ…………стр.9

Глава 2. Финансовая устойчивость Пенсионного Фонда Российской Федерации

2.1 Оценка перспектив  действующей пенсионной системы…………..стр.16

2.2 Пути совершенствования  финансовой устойчивости Пенсионного  фонда РФ………………………………………………………………………….стр.23

Заключение………………………………………………………………..стр.33

Список использованной литературы……………………………………стр.35

 

      Введение

 

     Важнейшим звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды. Они образуют совокупность финансовых ресурсов, находящихся в  распоряжении центральных, региональных или местных органов власти и  имеющих целевое назначение.

     Внебюджетные  фонды - форма перераспределения  и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых  общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной  самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Пенсионный фонд Российской Федерации - один из крупнейших и наиболее важных среди них.

     Объем получаемых Пенсионным фондом РФ доходов  и выполняемых им пенсионных платежей в 2010 году составил более 2,1 триллиона рублей. За счет средств Фонда получают пенсии 39,2 млн. российских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.

     В соответствии с действующим законодательством  Пенсионный фонд РФ осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тысячам  граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тысячам граждан  пенсии переводятся по месту их постоянного  проживания в 63 государствах.

     В настоящее время финансовое положение  Пенсионного фонда РФ не позволяет  одновременно обеспечить повышение  минимальных размеров пенсий до уровня прожиточного минимума и социально  справедливую дифференциацию пенсий в  зависимости от прошлого трудового  вклада.

     Решение этих задач невозможно без изменения  механизмов формирования, использования  и управления финансовыми ресурсами  Пенсионного Фонда РФ. Дальнейшее развитие сферы государственного пенсионного  обеспечения связано с переходом  к использованию технологии условно-накопительных счетов.

     Два федеральных закона, подписанные  Президентом Российской Федерации 30 апреля текущего года (№ 56-ФЗ "О  дополнительных страховых взносах  на накопительную часть трудовой пенсии" и № 55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с принятием Федерального закона "О дополнительных страховых взносах  на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке  формирования пенсионных накоплений"), открыли новую страницу в развитии современной пенсионной системы страны. Разработанные в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года эти федеральные законы создают экономические мотивации гражданам участвовать в системе обязательного пенсионного страхования России, уплачивая в ее бюджет дополнительные страховые взносы в размере, определяемом самим гражданином. Однако в настоящее время, в связи с сокращением рабочих мест, остановкой многих предприятий, реализация этих законов становится проблематичной.

     Многие  предложения по реформированию пенсионной системы являются дискуссионными, а  отдельные положения вступивших в силу законов и разрабатываемых  законопроектов, направленных на реализацию пенсионной реформы в России, - достаточно спорными. В условиях мирового экономического кризиса актуальными становятся теоретико-методологические и организационные  вопросы обеспечения реальной финансовой устойчивости Пенсионного фонда  России. Следовательно, в настоящее  время тема исследования «Проблема  финансовой устойчивости Пенсионного  Фонда РФ» актуальна и требует  дальнейшего рассмотрения.

     Целью курсовой работы является - исследование теоретических вопросов финансовой устойчивости Пенсионного Фонда РФ.

     Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

     а) рассмотреть сущность, структуру  и основные задачи Пенсионного Фонда  РФ;

     б) изучить источники средств, формирующих  Пенсионный фонд;

     в) изучить перспективы действующей  пенсионной системы;

     г) рассмотреть проблемы финансовой устойчивости Пенсионного Фонда РФ и пути ее решения.

     Теоретическую и методологическую основу для написания  курсовой работы составили:

     – теоретические положения, содержащиеся в работах отечественных и  зарубежных авторов по данной теме;

     – нормативно-правовая база Российской Федерации, на основании которых  регулируется деятельность Пенсионного  Фонда РФ;

     – фактический материал Федеральной  Службы Государственной Статистики;

     – периодическая печать.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

      Глава 1. Теоретические аспекты становления и развития Пенсионного Фонда Российской Федерации

     1.1 Сущность, структура и основные  задачи Пенсионного Фонда Российской  Федерации

 

     Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.

     Объем получаемых ПФР доходов и выполняемых им пенсионных платежей в 2010 году составил более 1,9 триллиона рублей. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.

     В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и  свыше 38 миллионов пенсионеров. С  Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства  перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную  часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том  числе работающим пенсионерам. 1

     При этом ПФР - одна из немногих вертикально  интегрированных структур в современной  российской власти. Пенсионный фонд России включает: 7 Управлений Пенсионного  фонда по федеральным округам  Российской Федерации, 86 Отделений  Пенсионного фонда, в том числе  ОПФР по г. Байконур. Общее количество территориальных органов ПФР - 2192. Они доходят до уровня районов  во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.

     Территориальные Отделения в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными  организациями, стремясь привлечь к  важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также  расширить круг аудитории, до которой  требуется донести нужную информацию. В арсенале работы - консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические  службы, общественные пункты сбора  вопросов населения, "горячие линии".

     Создание  ПФР стало вехой в решении  одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации - перехода от государственного пенсионного  обеспечения к обязательному  пенсионному страхованию.  

     

     Рис. 1 Структура Пенсионного фонда 

     ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались две принципиальной важности задачи.

     Первая - средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохраняя его по сей день.

     И вторая - основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые  взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.

     Страховая природа пенсионных выплат, осуществляемых через систему ПФР, существенно  изменила природу многих сторон деятельности пенсионной системы в Российской Федерации. Прежде всего, она затронула  идеологию и организацию системы  учета пенсионных прав. Вместо ранее  применявшихся методик учета  трудового стажа в ПФР уже  с 1997 года практически внедрена система  индивидуального (персонифицированного) учета, где фиксируются все платежи, сделанные работодателями в интересах  своих работников.

     По  мере нарастания массы этих и других изменений в пенсионной системе  России все острее ощущалась необходимость  ее реформирования. Две попытки преобразования пенсионного законодательства и  на его основе - пенсионной практики, предпринятые в 1994-95 и 1997-98 гг., успехом  не увенчались из-за нестабильности экономической  ситуации в стране и серьезных  финансовых потрясений. И только после  относительной стабилизации экономической  обстановки и поворота экономики  к подъему стало возможным  решительное обновление и реформирование пенсионной системы.

     Пенсионная  реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня  и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя  ее, Пенсионный фонд Российской Федерации  выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионирования граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке.

     1.2 Источник средств, формирующих  Пенсионный Фонд РФ

 

     Современная отечественная система социальной защиты населения совершенно не решает стоящие перед ней задачи: граждане России, сталкиваясь в своей жизни  с теми объективными событиями, преодолеть влияние которых должны социальные выплаты пенсионерам, инвалидам, матерям, бесплатная медицинская помощь, не получают должной государственной  материальной поддержки. Можно выделять много проблем, обусловивших такой  скудный размер выплачиваемых пенсии, пособии и низкое качество бесплатной медицины, выливающихся в негативное отношение россиян к отечественной  системе социального страхования. Основные недостатки российской системы  социального страхования следует  искать в неэффективной системе  формирования доходов внебюджетных фондов, являющихся материальной базой  социального страхования (важнейшая  социальная проблема - низкий размер пенсий и пособий, вытекает из низкой доходной базы внебюджетных фондов, т.е. на социальные выплаты направляется ровно столько  средств, сколько удалось собрать). Среди причин, препятствующих полноте  формирования доходов российской социальной системы, главной является низкая налоговая культура россиян, большинство из которых стремится уклониться от уплаты обязательных платежей.2

Информация о работе Финансовая устойчивость Пенсионного Фонда Российской Федерации