Финансовая устойчивость Пенсионного Фонда Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:37, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является - исследование теоретических вопросов финансовой устойчивости Пенсионного Фонда РФ.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
а) рассмотреть сущность, структуру и основные задачи Пенсионного Фонда РФ;
б) изучить источники средств, формирующих Пенсионный фонд;
в) изучить перспективы действующей пенсионной системы;
г) рассмотреть проблемы финансовой устойчивости Пенсионного Фонда РФ и пути ее решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Теоретические аспекты становления и развития Пенсионного Фонда Российской Федерации
1.1 Сущность, структура и основные задачи Пенсионного Фонда Российской Федерации…………………………………………………………………стр.6
1.2 Источник средств, формирующих Пенсионный Фонд РФ…………стр.9
Глава 2. Финансовая устойчивость Пенсионного Фонда Российской Федерации
2.1 Оценка перспектив действующей пенсионной системы…………..стр.16
2.2 Пути совершенствования финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ………………………………………………………………………….стр.23
Заключение………………………………………………………………..стр.33
Список использованной литературы……………………………………стр.35

Работа состоит из  1 файл

Пенионный фонд РФ.docx

— 132.04 Кб (Скачать документ)

     В дальнейшем анализе используются построенные  автором долгосрочные прогнозы5. Важное предположение при их построении состояло в том, что шкала ЕСН будет индексироваться в меру роста средней зарплаты. Это означает стабилизацию эффективной ставки пенсионных отчислений. Другое предположение касается отношений пенсионной системы с федеральным бюджетом. После того как в 2005 г. были снижены ставки социальных отчислений, потери пенсионной системы были частично компенсированы выделением дополнительных (сверх ЕСН) трансфертов на финансирование трудовых пенсий. Закон о бюджете на 2008—2010 гг. предусматривает увеличение трансфертов с 0,9% в 2005—2007 гг. до 1,6% ВВП в 2010 г. При анализе последствий сохранения действующей пенсионной системы предполагается, что размеры (в % ВВП) трансфертов в Пенсионный фонд за счет общих доходов бюджета будут оставаться неизменными.

     Прогнозируемые  при сделанных предположениях ресурсы  пенсионной системы представлены в  табл. 1.6 Они свидетельствуют о том, что на протяжении всего анализируемого периода поступления в пенсионную систему в процентах ВВП будут расти за счет всех составляющих. Напротив, выплаты в период между 2010 г. и 2030 г. стабилизируются в процентах ВВП, поскольку будут отсутствовать либо оставаться незначимыми суммарные выплаты накопительных пенсий. 
 

     Таблица 1.

     Баланс  ресурсов и выплат пенсионной системы, %

Показатели Годы
  2005 2010 2020 2030 2040 2050
Ресурсы:
Пенсионные  взносы 4,1 4,7 4,9 4,9 5,1 5,3
Трансферты  за счет общих доходов бюджета 0,9 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6
Инвестиционный  доход от пенсионных накоплений 0,0 0,1 0,7 1,9 3,0 3,5
Всего поступления 5,0 6,4 7,2 8,3 9,7 10,4
Выплаты:
Базовая пенсия 2,0 2,4 2,5 2,5 2,6 2,6
Страховая пенсия 2,8 3,0 2,7 2,5 2,6 2,7
Накопительная пенсия 0,0 0,0 0,0 0,3 1,3 2,6
Всего выплаты 4,8 5,5 5,3 5,3 6,5 7,9
 

     Соединение  прогноза ресурсов для пенсионных выплат с прогнозом числа пенсионеров  дает ожидаемую динамику средних  пенсий. Приведенные в табл. 2 долгосрочные прогнозы свидетельствуют, что реальный уровень пенсий в ближайшие несколько  десятилетий будет расти. Однако темпы роста существенно снижаются: после быстрого повышения в 2003—2010 гг. рост пенсий резко (втрое!) замедлится в следующие два десятилетия  до уровня 2,5—3% в год.

     В дальнейшем, во-первых, относительно стабилизируется  пропорция между численностью работников и пенсионеров, а во-вторых, все  большую роль начнут играть быстрорастущие накопительные пенсии. Благодаря  этому в 2030—2040-е гг. рост среднего размера пенсии ускорится до 5,5—6% в год. 
 

 

      Таблица 2.

     Прогнозные  среднегодовые темпы роста реальной величины зарплаты и трудовой пенсии, %

Показатели Годы
 
2002-2010
2011-2020 2021-2030 2031-2040 2041-2050 2002-2050
Средняя зарплата 11,8 5,9 4,1 4,5 4,2 6,0
Средняя трудовая пенсия 9,2 2,5 3,0 6,0 5,5 5,1
 

     К концу периода все три вида пенсий будут иметь практически  одинаковую среднюю величину, хотя их удельный вес будет существенно  различаться по возрастным и гендерным  группам. Прогнозируемая динамика средней  трудовой пенсии представлена на рис. 3.

     пенсионный  фонд страхование негосударственный

     Рис. 3. Прогноз средней трудовой пенсии, в рублях 2006 г.

       

     При оценке финансовой устойчивости пенсионной системы необходимо учитывать существенные различия между отдельными ее компонентами с точки зрения формирования обязательств. Накопительная компонента основывается на принципе самофинансирования: выплаты  обеспечиваются прошлыми взносами пенсионера и доходами от их размещения. Следовательно, устойчивость данной компоненты обеспечивается автоматически. Согласно закону, базовая  и страховая пенсии должны индексироваться с учетом инфляции и динамики заработной платы, но в пределах ресурсов пенсионной системы, приходящихся на одного пенсионера. Формально обязательства, связанные с обеими этими составляющими пенсий, определены в номинальном выражении, т. е. в случае недостатка средств необязательно должны индексироваться даже на инфляцию. Различие состоит в том, что обязательства по страховым пенсиям с каждым годом растут вместе с расчетным пенсионным капиталом новых пенсионеров, поэтому обеспечивать их может оказаться труднее, чем обязательства по базовым пенсиям. Таким образом, критическое значение для оценки финансовой устойчивости имеет способность полностью выполнять обязательства по выплате страховых пенсий.7

     На  рис. 4 приведены расчетные коэффициенты индексации реальных (сверх инфляции) размеров страховой пенсии и пенсионного  капитала, которые получены сопоставлением обязательств и ресурсов страховой  компоненты. Эти оценки свидетельствуют, что практически на протяжении всего  периода ресурсы пенсионной системы  позволяют повышать страховые пенсии как минимум в меру инфляции. В 2014—2026 гг. страховые пенсии смогут индексироваться лишь в меру инфляции. Это означает, что назначенные  страховые пенсии будут сохранять  свои реальные размеры при последовательном росте реальной величины вновь назначаемых  страховых пенсий. После 2026 г. индексация страховых пенсий вновь будет опережать темпы инфляции. Ситуация с базовыми пенсиями проще: они могут последовательно повышаться в реальном выражении на протяжении всего периода. Таким образом, можно утверждать, что действующая пенсионная система формально является финансово устойчивой: она способна (даже с «запасом прочности») выполнять свои обязательства.

 

      

     Рис. 4. Предельно возможная ежегодная  индексация страховых пенсий (сверх  инфляции), % 

     Вместе  с тем формальной устойчивости системы  может оказаться недостаточно для  того, чтобы считать действие пенсионной системы удовлетворительным. Даже при  растущих в реальном выражении размерах пенсий ситуация может оказаться  социально неприемлемой, если увеличивается  разрыв между пенсиями и заработной платой. Иллюстрацией может служить  ситуация в 2005—2010 гг.: выделение дополнительных трансфертов и их последующее  увеличение диктовалось не формальными, а социальными требованиями —  стремлением затормозить начавшееся падение коэффициента замещения.

     Прогнозы  показывают, что увеличение размеров пенсионных трансфертов в 2008—2010 гг. позволит лишь на время приостановить  дальнейшее падение коэффициента замещения. После этого, в соответствии с  данными рис. 4, прогнозное соотношение  между средней пенсией и зарплатой  вновь будет снижаться: до 22% в  2015 г. и до 19% в 2020 г. Низшая точка приходится на 2027 г., когда коэффициент замещения составит лишь 16,5%, после чего данный показатель начнет расти со скоростью, зависящей от доходности управления пенсионными накоплениями. Однако ожидаемый к концу периода коэффициент замещения составит лишь 22%, т. е. будет оставаться заметно ниже фактического уровня 2006 г.

     Ситуацию, когда коэффициент замещения  составляет менее 20%, рассматривают  как кризисную для пенсионной системы. Согласно прогнозу она ожидается  в 2018—2041 гг. Учитывая высокую инерционность  пенсионной системы и значительный масштаб ресурсов, необходимых для  решения проблемы, важно уже сейчас начать разрабатывать меры по предотвращению этого кризиса.

     Таким образом, полученные результаты позволяют  сделать следующие общие выводы: долгосрочная финансовая устойчивость действующей пенсионной системы  обеспечивается на уровне минимальных  требований. Она позволяет не только полностью выполнять обязательства, но и в некоторые периоды индексировать  пенсии сверх инфляции.

     2.2 Пути совершенствования финансовой  устойчивости Пенсионного фонда РФ

 

     Для того чтобы выбрать направления  дальнейшего развития пенсионной системы, необходимо прежде всего определить список наиболее острых проблем, которые  мы хотим решить. Выше проведенный  анализ позволяет предложить следующий  список приоритетных проблем пенсионной системы, на решении которых правительство  должно сосредоточить основные усилия.8

     1. Предотвращение пенсионного кризиса  в период до 2030 г. Очевидно, что падение коэффициента замещения до уровня ниже 20% социально неприемлемо, фактически это означало бы глубокий кризис пенсионной системы. В то же время, как показывают результаты проведенных ЦСР фокус-групп3, население считает, что решение проблем пенсионной системы — обязанность государства, и в массе своей пока не готово активно включиться в создание своих накоплений (большая часть не имеет для этого и материальных возможностей).

     2. Создание устойчивого и эффективного  механизма финансирования пенсий. В настоящее время пенсионная  система имеет запутанную схему  финансирования, далекую от страховых  принципов. Для обеспечения долгосрочной  устойчивости необходимо заново  определить источники финансирования  пенсий и пределы их финансирования  за счет общих доходов бюджета.  Сюда же можно отнести остро  актуальную задачу получения  нормальной доходности на пенсионные  накопления, без чего теряет смысл  как проведенная в 2002 г. реформа, так и предложения по дальнейшему развитию накопительной системы.

     3. Снижение уровня бедности среди  пенсионеров. Как отмечалось выше, средние размеры трудовой пенсии  все еще ненамного превышают  прожиточный минимум пенсионера. Хотя, по данным Росстата, распространенность  бедности среди неработающих  пенсионеров лишь незначительно  превышает ее распространенность  среди населения в целом, а  среди работающих пенсионеров  доля бедных значительно меньше, проблема бедности пожилого населения  остается достаточно острой.

     4. Компенсация потерь, понесенных  старшими поколениями в результате  пенсионной реформы. Фактически  эта задача тесно связана с  первой, поскольку проигравшими  от реформы являются мужчины  до 1963 г. рождения и женщины до 1972 г. рождения, т. е. основные получатели пенсий в 2010—2030 гг., когда достигает минимума коэффициент замещения.

     5. Сокращение гендерного разрыва  в величине пенсий. Низкие темпы  роста пенсий у женщин могут  стать источником серьезных социальных  проблем. Кроме того, женщины-пенсионеры  могут стать одним из «очагов  бедности».

     6. Достижение рекомендуемого МОТ  уровня индекса замещения (40%). Данная цель является наиболее  труднодостижимой, имеет смысл рассматривать  ее как программу-максимум. Тем  не менее пенсионная политика  должна предусматривать определенные  целевые показатели, устанавливать ориентировочное время их достижения и меры, позволяющие это сделать.

     Даже  неполный обзор долгосрочных проблем  пенсионной системы показывает, насколько  они масштабны. Учитывая это, нельзя надеяться на значительное улучшение  ситуации в пенсионной сфере за счет какой-то одной, даже самой серьезной, меры. Заметный прогресс возможен только в том случае, если совершенствование  пенсионной системы будет идти сразу  по многим направлениям. Ключевое значение, как представляется, должны иметь  следующие группы мер:

     1) восстановление устойчивой системы  финансирования трудовых пенсий;

     2) переход к более избирательным  критериям предоставления пенсий;

     3) развитие негосударственного пенсионного  страхования, играющего ведущую  роль в большинстве развитых  стран;

     4) повышение пенсионного возраста (в мягкой или жесткой форме). Рассмотрим их более подробно.

     Восстановление  устойчивой системы финансирования трудовых пенсий

     Схема финансирования трудовых пенсий (с  учетом новой схемы софинансирования добровольных дополнительных пенсионных отчислений) имеет сложный и запутанный механизм. Базовые и страховые пенсии имеют по два источника финансирования, а накопительная — четыре. Как отмечалось выше, в последние годы пенсионная система все дальше отходит от страховых принципов.

Информация о работе Финансовая устойчивость Пенсионного Фонда Российской Федерации