Федеральные целевые программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ теоретических и практических аспектов федеральных целевых программ в РФ.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить теоретические основы федеральных целевых программ РФ;
дать характеристику и анализ ФЦП РФ.
определить цели, функции и задачи реализации и финансирования ФЦП;
изучение федеральных целевых программ и их роли в решении социально-экономических задач;
разработать направлений совершенствования федеральных целевых программ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ…………………………5
1.1.Понятие Федеральных целевых программ в РФ………………………………5
1.2.Структура федеральных целевых программ…………………………………...7
1.3. Федеральные целевые программы, действующие в РФ…………………….10
ГЛАВА 2. ФЦП «ЖИЛИЩЕ»……………………………………………………..16
2.1.Основные данные о ФЦП «Жилище»………………………………………....16
2.2.Основные параметры ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы…………………18
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ФЦП………………….25
3.1.Основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП…………….25
3.2. Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП…………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Работа состоит из  1 файл

ФЦП как инструмент финансирования бюджетных инвестиций.doc

— 703.00 Кб (Скачать документ)
ustify">   Основными целями Программы являются формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

   Основными задачами Программы  являются22:

  • создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса;
  • повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
  • обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями.

   Для достижения цели и решения основных поставленных в Программе задач будет реализован комплекс нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий.

   Приоритетными направлениями Программы являются:

  • стимулирование развития жилищного строительства;
  • поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования;
  • выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством;
  • повышение качества коммунальной инфраструктуры;
  • проведение научно-исследовательских работ.

   По  каждому из выделенных приоритетных направлений Программы предусмотрена  реализация конкретных мер, на проведении которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия, которые реализуются в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав Программы. Меры общего нормативного правового и организационного характера реализуются в рамках Программы в целом.

   Для стимулирования развития жилищного строительства  в приоритетном порядке необходимо обеспечить решение следующих задач23:

  • формирование нового сегмента жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности, экологичности и ценовой доступности, в том числе развитие малоэтажного жилищного строительства и новых форм участия граждан в жилищном строительстве;
  • обеспечение земельных участков инженерной, социальной и дорожной инфраструктурой;
  • государственная поддержка внедрения новых современных технологий и проектов при осуществлении жилищного строительства, отвечающего стандартам жилья экономкласса, в том числе малоэтажного;
  • разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей вовлечение в хозяйственный оборот дополнительных земельных ресурсов;
  • модернизация и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства строительных материалов.

   Кроме того, в рамках Программы будут  решаться следующие задачи24:

  • упрощение порядка предоставления земель под малоэтажное жилищное строительство и индивидуальное жилищное строительство, в том числе жилищно-строительным кооперативам;
  • развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства, создание эффективных механизмов борьбы с высоким уровнем монополизации и административного протекционизма на рынке, дальнейшее развитие прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства;
  • развитие кредитования застройщиков в целях жилищного строительства;
  • комплексное развитие территорий в целях жилищного строительства, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;
  • комплексная застройка территорий, реконструкция и обновление существующей застройки;
  • поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования.
 
 

   Кроме того, в рамках Программы  необходимо25:

  • обеспечить правовые условия для развития ипотечного жилищного кредитования и других механизмов финансирования населения для приобретения (строительства) жилья;
  • совершенствовать унифицированную систему рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и обеспечить развитие рынка ипотечных ценных бумаг;
  • совершенствовать систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • оказывать содействие повышению уровня доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов для населения;
  • развивать новые рыночные институты и механизмы, формирующие инфраструктуру ипотечного жилищного кредитования и рынка жилья (бюро кредитных историй, небанковские кредитные организации, осуществляющие кредитные операции по предоставлению ипотечных кредитов на приобретение жилья, и др.);
  • совершенствовать систему защиты прав граждан - приобретателей жилья и граждан, участвующих в финансировании жилищного строительства.

   Ресурсное обеспечение Программы26:

   Предполагается, что общий объем финансирования Программы в 2011 - 2015 годах за счет всех источников финансирования составит 620,69 млрд. рублей, в том числе:

   за  счет средств федерального бюджета - 291,15 млрд. рублей, из них на управление реализацией Программы - 0,46 млрд. рублей;

   за  счет средств бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов - 109,96 млрд. рублей;

   за  счет средств внебюджетных источников - 219,58 млрд. рублей, в том числе за счет средств инвесторов - 0,39 млрд. рублей, молодых семей - 219,19 млрд. рублей.

   Стоит отметить, что в 2010 году ФЦП «Жилище» лидировала по объемам финансирования по направлению Прочие нужды, что  можно увидеть на рисунке 5 (исходные данные – Приложение 3).  

   Рисунок 5. 

   Ранжирование  программ по объемам бюджетного финансирования по направлению Прочие нужды в 2010 году ( 10 ФЦП с наибольшим финансированием  из федерального бюджета) (млн руб)27 

   

   А в 2011 году по объемам финансирования ФЦП «Жилище» уступила только  ФЦП «развитие транспортной системы», что также наглядно представлено на рисунке 6 ( исходные данные – Приложение 3). 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Рисунок 6.  

   Ранжирование  программ по объемам бюджетного финансирования по направлению Прочие нужды в 2011 году ( 10 ФЦП с наибольшим финансированием из федерального бюджета) (млн руб)28 

     

   Реализация  Программы должна обеспечить достижение в 2015 году следующих показателей (по сравнению с 2009 годом):29

  • улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации (рост жилищной обеспеченности с 22,4 кв. метра на человека до 24,2 кв. метра на человека);
  • повышение доступности приобретения жилья, когда средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 4 года (в 2009 году - 4,8 года);
  • увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств - с 12 до 30 процентов;
  • увеличение годового объема ввода жилья с 59,8 млн. кв. метров общей площади жилья в 2009 году до 90 млн. кв. метров в 2015 году, в том числе не менее 20 млн. кв. метров на земельных участках, вовлеченных в оборот в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства";
  • строительство с 2012 года ежегодно не менее 30 процентов жилья в Российской Федерации на земельных участках, вовлеченных в оборот в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства";
  • увеличение доли ввода жилья, соответствующего стандартам экономкласса, к 2015 году до 60 процентов;
  • содействие в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в 2011 - 2015 годах 172 тыс. молодых семей;
  • улучшение жилищных условий в 2011 - 2015 годах за счет средств федерального бюджета около 86,9 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством;30
  • завершение строительства 10 общежитий для студентов и аспирантов;
  • завершение строительства и реконструкции 19 объектов коммунальной инфраструктуры;
  • совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации в целях повышения доступности жилья для населения;
  • создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе;
  • переселение в 2011 - 2012 годах 480 тыс. семей из аварийного жилищного фонда за счет финансовой поддержки, предоставляемой в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
 
 

   ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЦП. 

   3.1. Основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП  

   В настоящее время одной из целей  государства является повышение результативности и эффективности федеральных целевых программ как инструмента решения крупных социально-экономических проблем.

   Главные проблемы в этой области следующие:

   Расходы федерального бюджета на реализацию ряда федеральных целевых программ не увязаны с возможностями бюджета в течение всего срока реализации программ. Некоторым государственным заказчикам федеральных целевых программ при утверждении программ удалось установить показатели их финансирования из федерального бюджета особенно с 2008-2009 годов, более чем в 2 раза превышающие его возможности. Принятые при утверждении программ объемы их финансирования из федерального бюджета оказались за пределами бюджетных возможностей. В процессе подготовки программ государственные заказчики необоснованно завышали потребность в средствах федерального бюджета, при этом значительные средства предлагалось использовать на текущую деятельность. Как показало время, на стадии формирования программ были недостаточно проработаны вопросы финансирования мероприятий программ из всех возможных источников и степень обязательности и гарантированности осуществления расходов, помимо федерального бюджета, со стороны участников программы.31

   Государственные заказчики при подготовке программ закладывают в показатели финансирования программных мероприятий значительные объемы средств из внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, используя это как важный аргумент в пользу принятия программы.

   Нормативное регулирование финансирования расходов на реализацию федеральных целевых  программ в настоящее время не устанавливает прямые и жесткие обязательства государственного заказчика по их финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.32

   Обязательства федерального бюджета формируются  в рамках процедур учета затрат на программу при формировании бюджетных проектировок на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу33.В статье 179 Бюджетного кодекса предусмотрена необходимость включения в федеральные целевые программы сведений о распределении объемов и источников финансирования по годам за счет всех источников. При этом, в ходе подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год необходимо увязывать расходы па реализацию федеральных целевых программ с объемами и параметрами финансирования, заложенными в перспективном финансовом плане.34

   Это обстоятельство допускает возможность  фактического пересмотра финансовых показателей, заложенных в программах при их утверждении, что позволяет государственным  заказчикам федеральных целевых программ обоснованно (или необоснованно) вносить предложения о корректировке программ и их ресурсной части. Часто это происходит уже на второй год реализации программ. Изменение параметров финансирования приводит к необходимости корректировки целей и задач, смещения сроков реализации программных мероприятий в сторону их увеличения.

   В ряде программ отсутствуют важнейшие  показатели эффективности, определенные в количественном выражении, и необходимые  программные показатели по годам реализации. Государственные заказчики достаточно охотно приводят общие показатели, отражающие в целом ход финансирования и ожидаемые результаты за весь период реализации программ в ущерб конкретным показателям, отражающим ход и результаты реализации программных мероприятий и этапы реализации федеральных целевых программах. Отсутствие этих показателей обесценивает федеральную программу как целостный системный документ, направленный на достижение конкретных результатов, делает невозможным предметный и всесторонний анализ предлагаемых к реализации федеральных целевых программ, а также оценку результативности, эффективности и последующий контроль за их реализацией.35

   Не  всегда выделяемые бюджетные ассигнования соответствуют объему средств, необходимому для завершения строительства в нормативные сроки объектов, финансируемых по программе внешних заимствований (в том числе для приобретения дорогостоящего импортного оборудования для федеральных нужд). Это связано в том числе и с тем, что отсутствует синхронизация по срокам финансирования строительства объектов, включенных в программы внешних заимствований, и Федеральной адресной инвестиционной программы.

   Сохраняет свою остроту и проблема перераспределения  государственных капитальных вложений.36

   Отрицательные результаты в реализации с целевыми программами регионального уровня связаны с организационными, методическими, экономическими проблемами, отсутствием  соответствующего законодательного и нормативного обеспечения.

   В статье 192 Бюджетного кодекса говорится  о федеральных целевых программах и федеральных целевых программах регионального развития, но каковы различия между ними, чем отличаются процедуры проектирования, реализации этих видов программ, нигде не оговорено. Хотя различия эти существенны.

Информация о работе Федеральные целевые программы