Доктрина информационной безопасности Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 23:25, доклад

Описание

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.docx

— 56.98 Кб (Скачать документ)

     Из  внутренних угроз информационной  безопасности Российской Федерации  в сфере внешней политики наибольшую  опасность представляют:

     нарушение  установленного порядка сбора,  обработки, хранения и передачи  информации в федеральных органах  исполнительной власти, реализующих  внешнюю политику Российской  Федерации, и на подведомственных  им предприятиях, в учреждениях  и организациях;

     информационно-пропагандистская  деятельность политических сил,  общественных объединений, средств  массовой информации и отдельных  лиц, искажающая стратегию и  тактику внешнеполитической деятельности  Российской Федерации;

     недостаточная  информированность населения о  внешнеполитической деятельности  Российской Федерации.

     Основными  мероприятиями по обеспечению  информационной безопасности Российской  Федерации в сфере внешней  политики являются:

     разработка  основных направлений государственной  политики в области совершенствования  информационного обеспечения внешнеполитического  курса Российской Федерации;

     разработка  и реализация комплекса мер  по усилению информационной безопасности  информационной инфраструктуры  федеральных органов исполнительной  власти, реализующих внешнюю политику  Российской Федерации, российских  представительств и организаций  за рубежом, представительств  Российской Федерации при международных  организациях;

     создание  российским представительствам  и организациям за рубежом  условий для работы по нейтрализации  распространяемой там дезинформации  о внешней политике Российской  Федерации;

     совершенствование  информационного обеспечения работы  по противодействию нарушениям  прав и свобод российских граждан  и юридических лиц за рубежом;

     совершенствование  информационного обеспечения субъектов  Российской Федерации по вопросам  внешнеполитической деятельности, которые входят в их компетенцию.

     В области  науки и техники. Наиболее важными  объектами обеспечения информационной  безопасности Российской Федерации  в области науки и техники  являются:

     результаты  фундаментальных, поисковых и  прикладных научных исследований, потенциально важные для научно-технического, технологического и социально-экономического  развития страны, включая сведения, утрата которых может нанести  ущерб национальным интересам  и престижу Российской Федерации;

     открытия, незапатентованные технологии, промышленные  образцы, полезные модели и  экспериментальное оборудование;

     научно-технические  кадры и система их подготовки;

     системы  управления сложными исследовательскими  комплексами (ядерными реакторами, ускорителями элементарных частиц, плазменными генераторами и другими).

     К числу  основных внешних угроз информационной  безопасности Российской Федерации  в области науки и техники  следует отнести:

     стремление  развитых иностранных государств  получить противоправный доступ  к научно-техническим ресурсам  России для использования полученных  российскими учеными результатов  в собственных интересах;

     создание  льготных условий на российском  рынке для иностранной научно-технической  продукции и стремление развитых  стран в то же время ограничить  развитие научно-технического потенциала  России (скупка акций передовых  предприятий с их последующим  перепрофилированием, сохранение  экспортно-импортных ограничений  и тому подобное);

     политику  западных стран, направленную  на дальнейшее разрушение унаследованного  от СССР единого научно-технического  пространства государств - участников  Содружества Независимых Государств  за счет переориентации на  западные страны их научно-технических  связей, а также отдельных, наиболее  перспективных научных коллективов;

     активизацию  деятельности иностранных государственных  и коммерческих предприятий, учреждений  и организаций в области промышленного  шпионажа с привлечением к  ней разведывательных и специальных  служб.

     К числу  основных внутренних угроз информационной  безопасности Российской Федерации  в области науки и техники  следует отнести:

     сохраняющуюся  сложную экономическую ситуацию  в России, ведущую к резкому  снижению финансирования научно-технической  деятельности, временному падению  престижа научно-технической сферы,  утечке за рубеж идей и передовых  разработок;

     неспособность  предприятий национальных отраслей  электронной промышленности производить  на базе новейших достижений  микроэлектроники, передовых информационных  технологий конкурентоспособную  наукоемкую продукцию, позволяющую  обеспечить достаточный уровень  технологической независимости  России от зарубежных стран,  что приводит к вынужденному  широкому использованию импортных  программно-аппаратных средств при  создании и развитии в России  информационной инфраструктуры;

     серьезные  проблемы в области патентной  защиты результатов научно-технической  деятельности российских ученых;

     сложности  реализации мероприятий по защите  информации, особенно на акционированных  предприятиях, в научно-технических  учреждениях и организациях.

     Реальный  путь противодействия угрозам  информационной безопасности Российской  Федерации в области науки  и техники - это совершенствование  законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в данной области, и механизмов его реализации. В этих целях государство должно способствовать созданию системы оценки возможного ущерба от реализации угроз наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в области науки и техники, включая общественные научные советы и организации независимой экспертизы, вырабатывающие рекомендации для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предотвращению противоправного или неэффективного использования интеллектуального потенциала России.

     В сфере  духовной жизни. Обеспечение информационной  безопасности Российской Федерации  в сфере духовной жизни имеет  целью защиту конституционных  прав и свобод человека и  гражданина, связанных с развитием,  формированием и поведением личности, свободой массового информирования, использования культурного, духовно-нравственного  наследия, исторических традиций  и норм общественной жизни,  с сохранением культурного достояния  всех народов России, реализацией  конституционных ограничений прав  и свобод человека и гражданина  в интересах сохранения и укрепления  нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма,  здоровья граждан, культурного  и научного потенциала Российской  Федерации, обеспечения обороноспособности  и безопасности государства.

     К числу  основных объектов обеспечения  информационной безопасности Российской  Федерации в сфере духовной  жизни относятся:

     достоинство  личности, свобода совести, включая  право свободно выбирать, иметь  и распространять религиозные  и иные убеждения и действовать  в соответствии с ними, свобода  мысли и слова (за исключением  пропаганды или агитации, возбуждающих  социальную, расовую, национальную  или религиозную ненависть и  вражду), а также свобода литературного,  художественного, научного, технического  и других видов творчества, преподавания;

     свобода  массовой информации;

     неприкосновенность  частной жизни, личная и семейная  тайна;

     русский  язык как фактор духовного  единения народов многонациональной  России, язык межгосударственного  общения народов государств - участников  Содружества Независимых Государств;

     языки,  нравственные ценности и культурное  наследие народов и народностей  Российской Федерации;

     объекты  интеллектуальной собственности.

     Наибольшую  опасность в сфере духовной  жизни представляют следующие  угрозы информационной безопасности  Российской Федерации:

     деформация  системы массового информирования  как за счет монополизации  средств массовой информации, так  и за счет неконтролируемого  расширения сектора зарубежных  средств массовой информации  в отечественном информационном  пространстве;

     ухудшение  состояния и постепенный упадок  объектов российского культурного  наследия, включая архивы, музейные  фонды, библиотеки, памятники архитектуры,  ввиду недостаточного финансирования  соответствующих программ и мероприятий;

     возможность  нарушения общественной стабильности, нанесение вреда здоровью и  жизни граждан вследствие деятельности  религиозных объединений, проповедующих  религиозный фундаментализм, а также  тоталитарных религиозных сект;

     использование  зарубежными специальными службами  средств массовой информации, действующих  на территории Российской Федерации,  для нанесения ущерба обороноспособности  страны и безопасности государства,  распространения дезинформации;

     неспособность  современного гражданского общества  России обеспечить формирование  у подрастающего поколения и  поддержание в обществе общественно  необходимых нравственных ценностей,  патриотизма и гражданской ответственности  за судьбу страны.

     Основными  направлениями обеспечения информационной  безопасности Российской Федерации  в сфере духовной жизни являются:

     развитие  в России основ гражданского  общества;

     создание  социально-экономических условий  для осуществления творческой  деятельности и функционирования  учреждений культуры;

     выработка  цивилизованных форм и способов  общественного контроля за формированием  в обществе духовных ценностей,  отвечающих национальным интересам  страны, воспитанием патриотизма  и гражданской ответственности  за ее судьбу;

     совершенствование  законодательства Российской Федерации,  регулирующего отношения в области  конституционных ограничений прав  и свобод человека и гражданина;

     государственная  поддержка мероприятий по сохранению  и возрождению культурного наследия  народов и народностей Российской  Федерации;

     формирование  правовых и организационных механизмов  обеспечения конституционных прав  и свобод граждан, повышения  их правовой культуры в интересах  противодействия сознательному  или непреднамеренному нарушению  этих конституционных прав и  свобод в сфере духовной жизни;

     разработка  действенных организационно-правовых  механизмов доступа средств массовой  информации и граждан к открытой  информации о деятельности федеральных  органов государственной власти  и общественных объединений, обеспечение  достоверности сведений о социально  значимых событиях общественной  жизни, распространяемых через  средства массовой информации;

     разработка  специальных правовых и организационных  механизмов недопущения противоправных  информационно-психологических воздействий  на массовое сознание общества, неконтролируемой коммерциализации  культуры и науки, а также  обеспечивающих сохранение культурных  и исторических ценностей народов  и народностей Российской Федерации,  рациональное использование накопленных  обществом информационных ресурсов, составляющих национальное достояние;

     введение  запрета на использование эфирного  времени в электронных средствах  массовой информации для проката  программ, пропагандирующих насилие  и жестокость, антиобщественное  поведение;

     противодействие  негативному влиянию иностранных  религиозных организаций и миссионеров.

     В общегосударственных  информационных и телекоммуникационных  системах. Основными объектами обеспечения  информационной безопасности Российской  Федерации в общегосударственных  информационных и телекоммуникационных  системах являются:

Информация о работе Доктрина информационной безопасности Российской Федерации