Доктрина информационной безопасности Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 23:25, доклад

Описание

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.docx

— 56.98 Кб (Скачать документ)

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации 

     Доктрина  информационной безопасности Российской  Федерации представляет собой  совокупность официальных взглядов  на цели, задачи, принципы и основные  направления обеспечения информационной  безопасности Российской Федерации.

     Настоящая  Доктрина служит основой для:

     формирования  государственной политики в области  обеспечения информационной безопасности  Российской Федерации;

     подготовки  предложений по совершенствованию  правового, методического, научно-технического  и организационного обеспечения  информационной безопасности Российской  Федерации;

     разработки  целевых программ обеспечения  информационной безопасности Российской  Федерации.

     Настоящая  Доктрина развивает Концепцию  национальной безопасности Российской  Федерации применительно к информационной  сфере. 

I. ИНФОРМАЦИОННАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

     1. Национальные  интересы Российской Федерации  в информационной сфере и их  обеспечение

     Современный  этап развития общества характеризуется  возрастающей ролью информационной  сферы, представляющей собой совокупность  информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и  использование информации, а также  системы регулирования возникающих  при этом общественных отношений.  Информационная сфера, являясь  системообразующим фактором жизни  общества, активно влияет на состояние  политической, экономической, оборонной  и других составляющих безопасности  Российской Федерации. Национальная  безопасность Российской Федерации  существенным образом зависит  от обеспечения информационной  безопасности, и в ходе технического  прогресса эта зависимость будет  возрастать.

     Под  информационной безопасностью Российской  Федерации понимается состояние  защищенности ее национальных  интересов в информационной сфере,  определяющихся совокупностью сбалансированных  интересов личности, общества и  государства.

     Интересы  личности в информационной сфере  заключаются в реализации конституционных  прав человека и гражданина  на доступ к информации, на  использование информации в интересах  осуществления не запрещенной  законом деятельности, физического,  духовного и интеллектуального  развития, а также в защите  информации, обеспечивающей личную  безопасность.

     Интересы  общества в информационной сфере  заключаются в обеспечении интересов  личности в этой сфере, упрочении  демократии, создании правового  социального государства, достижении  и поддержании общественного  согласия, в духовном обновлении  России.

     Интересы  государства в информационной  сфере заключаются в создании  условий для гармоничного развития  российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных  прав и свобод человека и  гражданина в области получения  информации и пользования ею  в целях обеспечения незыблемости  конституционного строя, суверенитета  и территориальной целостности  России, политической, экономической  и социальной стабильности, в  безусловном обеспечении законности  и правопорядка, развитии равноправного  и взаимовыгодного международного  сотрудничества.

     На  основе национальных интересов  Российской Федерации в информационной  сфере формируются стратегические  и текущие задачи внутренней  и внешней политики государства  по обеспечению информационной  безопасности.

     Выделяются  четыре основные составляющие  национальных интересов Российской  Федерации в информационной сфере.

     Первая  составляющая национальных интересов  Российской Федерации в информационной  сфере включает в себя соблюдение  конституционных прав и свобод  человека и гражданина в области  получения информации и пользования  ею, обеспечение духовного обновления  России, сохранение и укрепление  нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма,  культурного и научного потенциала  страны.

     Для  достижения этого требуется:

     повысить  эффективность использования информационной  инфраструктуры в интересах общественного  развития, консолидации российского  общества, духовного возрождения  многонационального народа Российской  Федерации;

     усовершенствовать  систему формирования, сохранения  и рационального использования  информационных ресурсов, составляющих  основу научно-технического и  духовного потенциала Российской  Федерации;

     обеспечить  конституционные права и свободы  человека и гражданина свободно  искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию  любым законным способом, получать  достоверную информацию о состоянии  окружающей среды;

     обеспечить  конституционные права и свободы  человека и гражданина на личную  и семейную тайну, тайну переписки,  телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений,  на защиту своей чести и  своего доброго имени;

     укрепить  механизмы правового регулирования  отношений в области охраны  интеллектуальной собственности,  создать условия для соблюдения  установленных федеральным законодательством  ограничений на доступ к конфиденциальной  информации;

     гарантировать  свободу массовой информации  и запрет цензуры;

     не  допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют разжиганию  социальной, расовой, национальной  или религиозной ненависти и  вражды;

     обеспечить  запрет на сбор, хранение, использование  и распространение информации  о частной жизни лица без  его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен  федеральным законодательством.

     Вторая  составляющая национальных интересов  Российской Федерации в информационной  сфере включает в себя информационное  обеспечение государственной политики  Российской Федерации, связанное  с доведением до российской  и международной общественности  достоверной информации о государственной  политике Российской Федерации,  ее официальной позиции по  социально значимым событиям  российской и международной жизни,  с обеспечением доступа граждан  к открытым государственным информационным  ресурсам.

     Для  достижения этого требуется:

     укреплять  государственные средства массовой  информации, расширять их возможности  по своевременному доведению  достоверной информации до российских  и иностранных граждан;

     интенсифицировать  формирование открытых государственных  информационных ресурсов, повысить  эффективность их хозяйственного  использования.

     Третья  составляющая национальных интересов  Российской Федерации в информационной  сфере включает в себя развитие  современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств  информатизации, телекоммуникации  и связи, обеспечение потребностей  внутреннего рынка ее продукцией  и выход этой продукции на  мировой рынок, а также обеспечение  накопления, сохранности и эффективного  использования отечественных информационных  ресурсов. В современных условиях  только на этой основе можно  решать проблемы создания наукоемких  технологий, технологического перевооружения  промышленности, приумножения достижений  отечественной науки и техники.  Россия должна занять достойное  место среди мировых лидеров  микроэлектронной и компьютерной  промышленности.

     Для  достижения этого требуется:

     развивать  и совершенствовать инфраструктуру  единого информационного пространства  Российской Федерации;

     развивать  отечественную индустрию информационных  услуг и повышать эффективность  использования государственных  информационных ресурсов;

     развивать  производство в Российской Федерации  конкурентоспособных средств и  систем информатизации, телекоммуникации  и связи, расширять участие  России в международной кооперации  производителей этих средств  и систем;

     обеспечить  государственную поддержку отечественных  фундаментальных и прикладных  исследований, разработок в сферах  информатизации, телекоммуникации  и связи.

     Четвертая  составляющая национальных интересов  Российской Федерации в информационной  сфере включает в себя защиту  информационных ресурсов от несанкционированного  доступа, обеспечение безопасности  информационных и телекоммуникационных  систем, как уже развернутых, так  и создаваемых на территории  России.

     В этих  целях необходимо:

     повысить  безопасность информационных систем, включая сети связи, прежде  всего безопасность первичных  сетей связи и информационных  систем федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации, финансово-кредитной  и банковской сфер, сферы хозяйственной  деятельности, а также систем  и средств информатизации вооружения  и военной техники, систем управления  войсками и оружием, экологически  опасными и экономически важными  производствами;

     интенсифицировать  развитие отечественного производства  аппаратных и программных средств  защиты информации и методов  контроля за их эффективностью;

     обеспечить  защиту сведений, составляющих государственную  тайну;

     расширять  международное сотрудничество Российской  Федерации в области развития  и безопасного использования  информационных ресурсов, противодействия  угрозе развязывания противоборства  в информационной сфере.

     2. Виды  угроз информационной безопасности  Российской Федерации

     По  своей общей направленности угрозы  информационной безопасности Российской  Федерации подразделяются на  следующие виды:

     угрозы  конституционным правам и свободам  человека и гражданина в области  духовной жизни и информационной  деятельности, индивидуальному, групповому  и общественному сознанию, духовному  возрождению России;

     угрозы  информационному обеспечению государственной  политики Российской Федерации;

     угрозы  развитию отечественной индустрии  информации, включая индустрию средств  информатизации, телекоммуникации  и связи, обеспечению потребностей  внутреннего рынка в ее продукции  и выходу этой продукции на  мировой рынок, а также обеспечению  накопления, сохранности и эффективного  использования отечественных информационных  ресурсов;

     угрозы  безопасности информационных и  телекоммуникационных средств и  систем, как уже развернутых, так  и создаваемых на территории  России.

     Угрозами  конституционным правам и свободам  человека и гражданина в области  духовной жизни и информационной  деятельности, индивидуальному, групповому  и общественному сознанию, духовному  возрождению России могут являться:

     принятие  федеральными органами государственной  власти, органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации нормативных правовых  актов, ущемляющих конституционные  права и свободы граждан в  области духовной жизни и информационной  деятельности;

     создание  монополий на формирование, получение  и распространение информации  в Российской Федерации, в том  числе с использованием телекоммуникационных  систем;

     противодействие,  в том числе со стороны криминальных  структур, реализации гражданами  своих конституционных прав на  личную и семейную тайну, тайну  переписки, телефонных переговоров  и иных сообщений;

     нерациональное, чрезмерное ограничение доступа  к общественно необходимой информации;

     противоправное  применение специальных средств  воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание;

     неисполнение  федеральными органами государственной  власти, органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации, органами местного  самоуправления, организациями и  гражданами требований федерального  законодательства, регулирующего отношения  в информационной сфере;

Информация о работе Доктрина информационной безопасности Российской Федерации