Доктрина информационной безопасности Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 23:25, доклад

Описание

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.docx

— 56.98 Кб (Скачать документ)

     Необеспеченность  прав граждан на доступ к  информации, манипулирование информацией  вызывают негативную реакцию  населения, что в ряде случаев  ведет к дестабилизации социально-политической  обстановки в обществе.

     Закрепленные  в Конституции Российской Федерации  права граждан на неприкосновенность  частной жизни, личную и семейную  тайну, тайну переписки практически  не имеют достаточного правового,  организационного и технического  обеспечения. Неудовлетворительно  организована защита собираемых  федеральными органами государственной  власти, органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации, органами местного  самоуправления данных о физических  лицах (персональных данных).

     Нет  четкости при проведении государственной  политики в области формирования  российского информационного пространства, развития системы массовой информации, организации международного информационного  обмена и интеграции информационного  пространства России в мировое  информационное пространство, что  создает условия для вытеснения  российских информационных агентств, средств массовой информации  с внутреннего информационного  рынка и деформации структуры  международного информационного  обмена.

     Недостаточна  государственная поддержка деятельности  российских информационных агентств  по продвижению их продукции  на зарубежный информационный  рынок.

     Ухудшается  ситуация с обеспечением сохранности  сведений, составляющих государственную  тайну.

     Серьезный  урон нанесен кадровому потенциалу  научных и производственных коллективов,  действующих в области создания  средств информатизации, телекоммуникации  и связи, в результате массового  ухода из этих коллективов  наиболее квалифицированных специалистов.

     Отставание  отечественных информационных технологий  вынуждает федеральные органы  государственной власти, органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органы  местного самоуправления при  создании информационных систем  идти по пути закупок импортной техники и привлечения иностранных фирм, из-за чего повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и возрастает зависимость России от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.

     В связи  с интенсивным внедрением зарубежных  информационных технологий в  сферы деятельности личности, общества  и государства, а также с  широким применением открытых  информационно-телекоммуникационных  систем, интеграцией отечественных  информационных систем и международных  информационных систем возросли  угрозы применения "информационного  оружия" против информационной  инфраструктуры России. Работы по  адекватному комплексному противодействию  этим угрозам ведутся при недостаточной  координации и слабом бюджетном  финансировании. Недостаточное внимание  уделяется развитию средств космической  разведки и радиоэлектронной  борьбы.

     Сложившееся  положение дел в области обеспечения  информационной безопасности Российской  Федерации требует безотлагательного  решения таких задач, как:

     разработка  основных направлений государственной  политики в области обеспечения  информационной безопасности Российской  Федерации, а также мероприятий  и механизмов, связанных с реализацией  этой политики;

     развитие  и совершенствование системы  обеспечения информационной безопасности  Российской Федерации, реализующей  единую государственную политику  в этой области, включая совершенствование  форм, методов и средств выявления,  оценки и прогнозирования угроз  информационной безопасности Российской  Федерации, а также системы  противодействия этим угрозам;

     разработка  федеральных целевых программ  обеспечения информационной безопасности  Российской Федерации;

     разработка  критериев и методов оценки  эффективности систем и средств  обеспечения информационной безопасности  Российской Федерации, а также  сертификации этих систем и  средств;

     совершенствование  нормативной правовой базы обеспечения  информационной безопасности Российской  Федерации, включая механизмы  реализации прав граждан на  получение информации и доступ  к ней, формы и способы реализации  правовых норм, касающихся взаимодействия  государства со средствами массовой  информации;

     установление  ответственности должностных лиц  федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан  за соблюдение требований информационной  безопасности;

     координация  деятельности федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, предприятий,  учреждений и организаций независимо  от формы собственности в области  обеспечения информационной безопасности  Российской Федерации;

     развитие  научно-практических основ обеспечения  информационной безопасности Российской  Федерации с учетом современной  геополитической ситуации, условий  политического и социально-экономического  развития России и реальности  угроз применения "информационного  оружия";

     разработка  и создание механизмов формирования  и реализации государственной  информационной политики России;

     разработка  методов повышения эффективности  участия государства в формировании  информационной политики государственных  телерадиовещательных организаций,  других государственных средств  массовой информации;

     обеспечение  технологической независимости  Российской Федерации в важнейших  областях информатизации, телекоммуникации  и связи, определяющих ее безопасность, и в первую очередь в области  создания специализированной вычислительной  техники для образцов вооружения  и военной техники;

     разработка  современных методов и средств  защиты информации, обеспечения  безопасности информационных технологий, и прежде всего используемых  в системах управления войсками  и оружием, экологически опасными  и экономически важными производствами;

     развитие  и совершенствование государственной  системы защиты информации и  системы защиты государственной  тайны;

     создание  и развитие современной защищенной  технологической основы управления  государством в мирное время,  в чрезвычайных ситуациях и  в военное время;

     расширение  взаимодействия с международными  и зарубежными органами и организациями  при решении научно-технических  и правовых вопросов обеспечения  безопасности информации, передаваемой  с помощью международных телекоммуникационных  систем и систем связи; 

     обеспечение  условий для активного развития  российской информационной инфраструктуры, участия России в процессах  создания и использования глобальных  информационных сетей и систем;

     создание  единой системы подготовки кадров  в области информационной безопасности  и информационных технологий. 

II. МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

     5. Общие  методы обеспечения информационной  безопасности Российской Федерации

     Общие  методы обеспечения информационной  безопасности Российской Федерации  разделяются на правовые, организационно-технические  и экономические.

     К правовым  методам обеспечения информационной  безопасности Российской Федерации  относится разработка нормативных  правовых актов, регламентирующих  отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Наиболее важными направлениями этой деятельности являются:

     внесение  изменений и дополнений в законодательство  Российской Федерации, регулирующее  отношения в области обеспечения  информационной безопасности, в  целях создания и совершенствования  системы обеспечения информационной  безопасности Российской Федерации,  устранения внутренних противоречий  в федеральном законодательстве, противоречий, связанных с международными  соглашениями, к которым присоединилась  Российская Федерация, и противоречий  между федеральными законодательными  актами и законодательными актами  субъектов Российской Федерации,  а также в целях конкретизации  правовых норм, устанавливающих  ответственность за правонарушения  в области обеспечения информационной  безопасности Российской Федерации;

     законодательное  разграничение полномочий в области  обеспечения информационной безопасности  Российской Федерации между федеральными  органами государственной власти  и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации,  определение целей, задач и  механизмов участия в этой  деятельности общественных объединений,  организаций и граждан;

     разработка  и принятие нормативных правовых  актов Российской Федерации, устанавливающих  ответственность юридических и  физических лиц за несанкционированный  доступ к информации, ее противоправное  копирование, искажение и противозаконное  использование, преднамеренное распространение  недостоверной информации, противоправное  раскрытие конфиденциальной информации, использование в преступных и  корыстных целях служебной информации  или информации, содержащей коммерческую  тайну;

     уточнение  статуса иностранных информационных  агентств, средств массовой информации  и журналистов, а также инвесторов  при привлечении иностранных  инвестиций для развития информационной  инфраструктуры России;

     законодательное  закрепление приоритета развития  национальных сетей связи и  отечественного производства космических  спутников связи;

     определение  статуса организаций, предоставляющих  услуги глобальных информационно-телекоммуникационных  сетей на территории Российской  Федерации, и правовое регулирование  деятельности этих организаций;

     создание  правовой базы для формирования  в Российской Федерации региональных  структур обеспечения информационной  безопасности.

     Организационно-техническими  методами обеспечения информационной  безопасности Российской Федерации  являются:

     создание  и совершенствование системы  обеспечения информационной безопасности  Российской Федерации;

     усиление  правоприменительной деятельности  федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, включая предупреждение  и пресечение правонарушений  в информационной сфере, а также  выявление, изобличение и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления и другие правонарушения в этой сфере;

     разработка, использование и совершенствование  средств защиты информации и  методов контроля эффективности  этих средств, развитие защищенных  телекоммуникационных систем, повышение  надежности специального программного  обеспечения;

     создание  систем и средств предотвращения  несанкционированного доступа к  обрабатываемой информации и  специальных воздействий, вызывающих  разрушение, уничтожение, искажение  информации, а также изменение  штатных режимов функционирования  систем и средств информатизации  и связи;

     выявление  технических устройств и программ, представляющих опасность для  нормального функционирования информационно-телекоммуникационных  систем, предотвращение перехвата  информации по техническим каналам,  применение криптографических средств  защиты информации при ее хранении, обработке и передаче по каналам  связи, контроль за выполнением  специальных требований по защите  информации;

Информация о работе Доктрина информационной безопасности Российской Федерации