Бюджетные системы - социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 01:42, курсовая работа

Описание

Очевидно, что развитие социальной инфраструктуры повышает качество жизни населения, что является, в конечном счете, основой роста национальной экономики, а также укрепления социальной стабильности в обществе. Эти проблемы весьма актуальны для всех стран мира. Сводный показатель качества жизни — смертность и заболеваемость, состояние окружающей среды, уровень образования, динамика преступности — в большинстве государств за последние годы вырос. По данным ООН (1996 год) наиболее высок этот показатель в Канаде, США, Нидерландах и Норвегии. В нашей стране — в одном из крупных регионов мира — качество жизни населения в 90-х годах ухудшилось, в результате чего возросло количество нерешенных проблем.

Содержание

Введение
1 Анализ современного опыта планирования расходов на социальную политику
1.1 Социальная политика и ее содержание
2 Совершенствование методов планирования расходов по отрасли «Социальная политика»
2.1 Основные подходы к формированию бюджетных расходов
3 Практическое применение метода нормирования расходов бюджета по отрасли «Социальная политика (Нижегородская область)
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая бюджетные системы.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)

     Указанные граждане имеют право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг; ежемесячную денежную выплату, размер которой зависит от категории  льготника, набор социальных услуг - обеспечение лекарственными средствами, санаторно-курортное лечение бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и др.

     Следующим по значимости направлением расходов бюджетов субъектов РФ на социальную политику является «Социальное обслуживание» — подраздел 1002, виды и формы которого приведены в табл. 3.

     Социальное  обслуживание осуществляется как на «бесплатной» основе (т. е. за счет средств  бюджета), так и на платной. Его  предоставление может быть организовано в учреждениях любой организационно-правовой формы — государственных муниципальных, государственных. Под негосударственным сектором подразумеваются учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на негосударственной фор собственности, а также липа, осуществляющие частную деятельность в данной сфере. К негосударственному сектору можно также отнести общественные объединения, в т числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.

     Основными видами социальных услуг в зависимости от их назначения являются:

  • социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
  • социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
  • социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан в целях их социальной адаптации;
  • социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, на организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
  • социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
  • социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

     Социальное  обслуживание осуществляется в следующих  формах:

  • обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания;
  • предоставление временного приюта;
  • реабилитационные услуги;
  • полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
  • социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
  • дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания;
  • социально-консультационная помощь;
  • материальная помощь;
  • срочное социальное обслуживание;
  • предоставление жилого помещения в специальных домах для одиноких престарелых граждан.

     Особую  социальную значимость имеют вопросы  опеки и попечительства над детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, детской беспризорности, отражаемые в подразделе бюджетной классификации 1004 «Охрана семьи и детства».

     Таким образом, в настоящее время при проведении мероприятий государственной социальной политики в Российской Федерации обеспечивается реализация принципов адресности и нуждаемости, а формы предоставления социальной помощи и социального обслуживания взаимосвязаны с экономическими, демографическими, политическими и другими необходимыми факторами. 

      2 Совершенствование  методов планирования  расходов по отрасли  «Социальная политика» 

    Задачи, поставленные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о  бюджетной политике в 2011–2013 годах, направлены на решение проблем повышения эффективности и конкурентоспособности экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных инвестиций в процесс модернизации.

    Cохраняется особое значение ассигнований на социальные цели, прежде всего – обеспечение сбалансированности пенсионной системы, с которой связаны наиболее острые вопросы бюджетной устойчивости. В среднесрочной перспективе запланировано дальнейшее повышение уровня расходов на пенсионное обеспечение населения. Это решение обусловлено низким уровнем доходов пенсионеров и направлено на восстановление социальной справедливости, на решение проблемы бедности старшего поколения, что накладывает дополнительные обязательства на федеральный бюджет в части покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

    При формировании долгосрочной бюджетной  политики необходимо учитывать, что Россию в ближайшие 20 лет ждет значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.

    Так, в 2010 году доля трудоспособного населения  составит 62% от общей численности  россиян, а доля населения пенсионного  возраста – 22%. По прогнозу Минэкономразвития России, к 2030 году численность трудоспособного населения сократится до 52%, а доля населения пенсионного возраста возрастет до 27%. В связи с ухудшением демографической ситуации проблема финансирования пенсий еще больше обострится и потребует новых ресурсов – для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, который может быть обеспечен использованием средств Фонда национального благосостояния.

    Если  в 2008-2009 годах дефицит бюджета  Пенсионного фонда Российской Федерации  составлял 0,5% к ВВП и 1,0% к ВВП  соответственно, то в 2010 году он вырастет до 2,9% к ВВП. В 2011-2013 годах дефицит бюджета фонда ожидается на уровне 1,7-1,8% к ВВП. Такой высокий уровень дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации обуславливает выделение значительных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на его покрытие.

    В федеральном бюджете запланированы  ассигнования на выполнение в полном объеме принятых обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций, кроме того, предусмотрена индексация зарплат работникам бюджетной сферы, судьям, прокурорским работникам и военнослужащим. Вместе с тем, в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах в среднесрочной перспективе потребуется повысить адресность предоставления помощи. Это позволит увеличить защищенность нуждающихся в поддержке государства.  

    2.1 Основные подходы к формированию  бюджетных расходов

    Формирование  объема и структуры расходов федерального бюджета на 2011-2013 год осуществляется с учетом положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации, определяющих приоритетные направления расходов федерального бюджета и необходимости исполнения «длящихся» расходных обязательств.

    В соответствии с Бюджетным посланием  Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах определены следующие основные приоритеты расходов федерального бюджета:

    - безусловное исполнение законодательно  установленных обязательств по  выплате социальных пособий и  компенсаций в сфере социальной  защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;

    - обеспечение сбалансированности  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации для дальнейшего развития пенсионной системы;

    - обеспечение обязательств в сфере  образования, здравоохранения и  социального обслуживания населения с повышением адресности предоставления социальной помощи;

    При этом при формировании объема бюджетных  ассигнований реализованы следующий подход: концентрация ресурсов на наиболее значимых мероприятиях и объектах с уточнением объемов бюджетных ассигнований на исполнение отдельных расходных обязательств, пересмотром сроков решения поставленных задач, оптимизацией расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти и федеральных бюджетных учреждений с учетом отраслевых особенностей

     В целях реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов до 2012 года в текущем году одновременно с проектом федерального бюджета на 2011-2013 годы в Государственную Думу представляется аналитическое распределение бюджетных ассигнований по государственным программам, перечень которых определен Правительством Российской Федерации. 

    С учетом межбюджетных трансфертов наиболее крупным направлением расходов федерального бюджета является социальная политика. Сокращение расходов по разделу «Социальная  политика» с 3316,4 млрд. руб. в 2010г. До 2940,5 млрд. руб. в 2011 году вызвано снижением потребности в ассигнованиях федерального бюджета на покрытие дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи с увеличением тарифов страховых взносов в систему  обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования с 26% в 2010 году до 34% в 2011 году, а также завершением в 2010 году мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. В 2012 и 2013 годах планируется рост расходов в указанной сфере в среднем на 8 процентов в год ( 3185,8 млрд. руб. в 2012г., 3437,5 млрд. руб. в 2013 г.)

    В целом объем бюджетных ассигнований обеспечивает выполнение социальных обязательств Российской Федерации, обязательств по оплате труда работникам федеральных бюджетных учреждений, реализацию приоритетных национальных проектов и других мероприятий, необходимых для реализации политики в соответствующих сферах.

    В 2011-2013 годах в целях обеспечения  сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на покрытие его дефицита будут выделяться ассигнования из федерального бюджета в 2011 году в размере 875,9 млрд. рублей, в 2012 году – 959,4 млрд. рублей, в 2013 году – 1 084,4 млрд. рублей.

    Общий объем трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации составит в 2011 году 2 341,7 млрд. рублей, в 2012 году – 2 561,4 млрд. рублей, в 2013 году – 2 803,4 млрд. рублей (таблица 2).

     Таблица 2

       2010 год       2011 год      2012 год      2013 год
     проект %% к предыдущему  году      проект %% к предыдущему  году      проект %% к предыдущему  году
     Всего 2 500,1      2 341,7 93,7      2 561,4 109,4      2 803,3 109,4
     в том числе:                             
     Пенсионное  обеспечение 2 034,8      1 799,4 88,4      1 982,1 110,2      2 188,1 110,4
     Покрытие дефицита бюджета 1166,3      875,9 75,2      959,4 109,4      1084,4 113,0
     Компенсация за счет средств федерального бюджета части страхового взноса для организаций малого бизнеса в высокотехнологичном секторе экономики и сельском хозяйстве 72,8      69,6 95,6      78,7 113,1      56,4 71,7
     Валоризация пенсионных прав граждан 502,2      527,7 105,1      575,3 109,0      630,1 109,5
     Выплата пенсий по государственному пенсионному  обеспечению 250,7      278,4 111,0      313,4 112,6      353,9 112,9
     Материальное  обеспечение специалистов ядерного оружейного комплекса 4,2      5,1 107,6      5,8 113,1      6,5 112,2
     Федеральная социальная доплата к пенсии 32,0      34,5 107,9      38,5 111,5      42,9 111,4
     Возмещение  расходов по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой  стаж нестраховых периодов 4,1      3,2 76,8      3,5 111,4      3,9 111,8
     Софинансирование формирования пенсионных накоплений 2,5      5,0 200,0      7,5 150,0      10,0 133,3
 
     Администрируемые  расходы:      
465,3      542,3 116,5      579,3 106,8      615,2 106,2
     Осуществление ежемесячной денежной выплаты 305,0*      365,3 119,8      385,2 105,5      404,1 104,9
     Предоставление материнского (семейного) капитала 102,0      120,8 118,4      132,7 109,9      144,1 108,6
     Осуществление компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными лицами 30,3      40,4 133,3      47,2 116,8      53,0 112,3
     Дополнительное  ежемесячное материальное обеспечение некоторым категориям граждан, доплаты к пенсии в связи с 60-летием Победы в ВОВ, а также инвалидов вследствие военной травмы 11,1      10,0 90,1      9,1 90,2      8,7 95,8
     Софинансирование  социальных программ субъектов РФ, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам -      1,0 -      - -      - -
     Иные  социальные выплаты 16,9      4,8 28,4      5,1 107,3      5,2 105,5

     *- без учета набора социальных  услуг

    В 2011-2013 годах бюджеты Фонда социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования планируются без дефицита, покрываемого из федерального бюджета.

    В предстоящем плановом периоде предполагается осуществление мер, направленных на дальнейшее обеспечение устойчивости и сбалансированности системы обязательного социального страхования.

    В 2011-2013 годах в федеральном бюджете  предусмотрены межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования  Российской Федерации на финансовое обеспечение выплат нестрахового характера, в том числе пособий при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, по оплате четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами, пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам отдельным категориям граждан (в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов) и некоторых других (таблица 3).

    С 2011 года в федеральном бюджете  предусматриваются бюджетные ассигнования для компенсации выпадающих доходов в связи с установлением отдельным категориям плательщиков пониженных тарифов страховых взносов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.

     Таблица 3

     Бюджетные ассигнования федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации

     млрд. рублей

       2010 год       2011 год      2012 год      2013 год
проект %% к предыдущему  году проект %% к предыдущему  году проект      %% к  предыдущему  году
     Всего 66,4 69,9 105,2 74,5 106,6 77,6 104,2
     в том числе:              
     Компенсация выпадающих доходов бюджета Фонда  в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков 0,0 5,4 - 6,3 116,8 5,6 89,3
     Администрируемые  расходы: 66,4 64,5 97,1 68,2 105,7 72,0 105,6
     Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию 45,8 49,3 107,7 52,3 106,0 55,2 105,5
     Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации 8,5 7,0 82,1 7,0 100,0 7,0 100,0
     Средства  федерального бюджета, передаваемые Фонду на выплату пособий при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию 5,3 5,7 106,7 6,0 106,0 6,3 105,3
     Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний 1,2 1,4 116,9 1,5 107,9 1,6 107,5
     Средства  федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми инвалидами 0,77 1,12 145,9 1,44 128,6 1,86 128,8
     Оказание  государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения 4,8 - - - - - -

Информация о работе Бюджетные системы - социальная политика