Бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:35, реферат

Описание

Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.
Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджет – это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Работа состоит из  1 файл

Бюджетная система - копия.docx

— 28.82 Кб (Скачать документ)

1. Сущность и содержание бюджета

  Государственный бюджет является механизмом, который  позволяет государству проводить  социальную и экономическую политику в нашей стране.

  Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

  Бюджет – это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

  С помощью государственного бюджета  государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и т. д.

  Государственный бюджет – это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия.

  В то же время бюджет является категорией, которая свойственна различным  отношениям. С зарождением и формированием  государства связано возникновение  и развитие бюджета. Для государства  бюджет – это инструмент обеспечения  непосредственно своей деятельности, и в то же время он является важным элементом для проведения социальной и экономической политики.

  Задачи  бюджета:

  1) перераспределение ВВП;

  2) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

  3) государственное регулирование и стимулирование экономики;

  4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

  Через формирование и использование централизованных фондов денежных средств на уровнях  государственной и территориальной  власти проявляется распределительная  функция бюджета.

  Государство с помощью государственного бюджета  регулирует хозяйственную жизнь  страны, экономические отношения, направляя  средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, регионов. И в связи  с этим государство может ускорять или сдерживать темпы производства, усиливать или ослаблять рост капиталов и сбережений, изменять структуру спроса и предложения.

  Расходы бюджета – это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

  Бюджетополучатели – это организации производственной и непроизводственной сферы, которые могут получать и распределять средства бюджета; они финансируются через бюджетные расходы.

  В основном расходы бюджета носят  безвозвратный характер.

  За  счет расходов бюджета происходит перераспределение  средств бюджета по уровням бюджетной  системы через дотации, бюджетные  ссуды, субвенции и др.

  Структура расходов бюджета устанавливается  в бюджетном плане и зависит, как и доходы бюджета, от экономической  и иной ситуации в стране.

  Контрольная функция бюджета действует вместе с распределительной и дает возможность осуществления обязательного государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. 

2. Бюджетная система РФ

  Бюджетная система – это главное звено  финансовой системы государства, является составляющей частью бюджетного устройства.

  Бюджетная система – это совокупность бюджетов государств, административно-территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении. Она основана на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве.

  Построение  бюджетной системы зависит от формы административного и государственного устройства страны. Все государства  подразделяются, в зависимости от степени распределения власти между  центром и административно-территориальными образованиями на: унитарные, федеративные и конфедеративные.

  Унитарное государство – форма государственного устройства, при котором административно-территориальные образования не имеют собственной государственности и автономии.

  Бюджетная система унитарного государства  состоит из государственного и местных  бюджетов.

  Федеративное  государство – это система государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, политически самостоятельны в рамках компетенций, распределенных между центром и ними, и имеют собственную государственность. Бюджетная система федеративного государства состоит из федеративного бюджета, бюджета членов федерации и местных бюджетов.

  Конфедеративное государство – это постоянный союз суверенных государств, преследующий достижение политических или военных целей. Его бюджет формируется из взносов, входящих в конфедерацию. У государств-членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы.

  Бюджетная система состоит из бюджетов следующих  уровней (ст. 10 БК РФ):

  1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

  2) бюджеты субъектов РФ (РФ) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

  3) местные бюджеты, в том числе:

  а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

  б) бюджеты городских и сельских поселений. Согласно ст. 11 БК РФ, федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

  Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который равен календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

  Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов  РФ, предназначен для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение в случае безработицы, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в определенном порядке, который устанавливается федеральным законом или предусматривается БК РФ.

  Каждое  муниципальное образование имеет  собственный бюджет.

  Бюджет  муниципального образования, т. е. местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

  Бюджет  муниципального района, т. е. районный бюджет, и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района.

  В качестве составной части бюджетов городских  и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов  и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

  Каждый  субъект РФ имеет собственный  бюджет.

  Бюджет  субъекта РФ, т. е. региональный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

  Использование органами государственной власти субъектов  РФ иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ не допускается.

  В бюджетах субъектов РФ, в соответствии с  бюджетной классификацией РФ, раздельно  предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов  РФ полномочий по предметам ведения  субъектов РФ и полномочий по предметам  совместного ведения, указанных  в п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», и расходных обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

  Бюджет  субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных  образований, входящих в состав субъекта РФ, образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

  В соответствии со ст. 16 БК РФ, федеральный бюджет –  форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

  Использование федеральными органами государственной  власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных  для исполнения расходных обязательств РФ, не допускается, за исключением  случаев, установленных БК РФ и иными  федеральными законами.

  Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ образуют консолидированный  бюджет РФ.

  Целевой бюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе  бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых  отчислений от конкретных видов доходов  или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда (ст.17 БК РФ).

3. Бюджеты РФ

  Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной  системы РФ.

  Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые нужны для регулирования экономического и социального развития нашей страны и реализации ее политики. Его функцией является финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, которые связаны с развитием научной деятельности в стране, обеспечением обороноспособности государства, подготовки высококвалифицированных специалистов для РФ.

  Средства  федерального бюджета – это основной источник для финансирования перестройки  экономики, развития прибыльных и перспективных  направлений в сфере производства, освоения новых комплексов для производства.

  В развитии искусства, средств массовой информации, культуры и других сфер человеческой деятельности федеральный  бюджет играет основную роль.

  Федеральный бюджет наделен неналоговыми и налоговыми доходами, поступлениями от целевых  бюджетных фондов.

  Средства  федерального бюджета используются для финансирования мероприятий  регионального и местного назначения.

  Федеральный бюджет – это инструмент межрегионального перераспределения общегосударственных  средств.

  Региональные  бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ.

  Целью региональных органов власти является обеспечение развития регионов, а  также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.

  В последнее время наблюдается  регионализация экономических и  социальных процессов.

  Роль  региональных бюджетов усиливается.

  С помощью региональных бюджетов государство  проводит экономическую политику, выравнивая уровни экономического и социального  развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных  и других условий отстали в  своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.

Информация о работе Бюджетная система