Бюджетное финансирования здравоохранения на примере МУЗ «Родильный дом городской клинической больницы» города Благовещенска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:26, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть и проанализировать финансовые ресурсы учреждения здравоохранения, источники их формирования и направления более эффективного использования на примере МУЗ «Родильный дом городской клинической больницы» города Благовещенска и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Исходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих задач:
1. раскрытие теоретических основ финансирования учреждений здравоохранения;
2. изучение источников финансирования деятельности медицинских учреждений;
3. определение роли бюджетов в финансировании здравоохранения;
4. анализ финансирования учреждений здравоохранения на примере МУЗ «Родильный дом городской клинической больницы» города Благовещенска
5. выявление проблем и путей совершенствования финансирования здравоохранения.

Работа состоит из  1 файл

1 глава.docx

— 90.45 Кб (Скачать документ)

бюджетное финансирования здравоохранения на примере

МУЗ «Родильный дом городской клинической больницы» города Благовещенска.

 

http://freepapers.ru/75/problemy-finansirovaniya-uchrezhdenij-zdravoohraneniya/74301.484240.list2.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Здравоохранение – это  особая сфера деятельности государства  по обеспечению права граждан  на жизнь и здоровье, а также  одно из самых приоритетных  направлений  в политической и социальной жизни  страны. Социальные гарантии, предоставленные  государством населению страны в  области здравоохранения, законодательно закреплены  в Конституции РФ.

      Здоровье  населения, как социально-экономическая  категория, представляет собой  важнейшую составляющую национального  богатства, является совокупным  показателем благополучия общества. Для поддержания здоровья населения  потребляется существенная часть  валового внутреннего продукта, но и само здоровье человека  является необходимым ресурсом  для производства материальных  благ. Здоровье есть функция таких  переменных, как производство и  окружающая среда, поведение людей  и качество продуктов питания.

      Все задачи, связанные с охраной здоровья  людей,  необходимо воспринимать  как государственные. В их решении,  кроме органов здравоохранения,  должны принимать участие органы  государственного управления, многие  ведомства, хозяйственные руководители  и население. 

      Система  здравоохранения в настоящее  время имеет ряд проблем, связанных  с финансированием расходов бюджета  на здравоохранение. Здоровье  относится к числу основных  и незаменимых социальных ценностей.  Его недостаток или отсутствие  не могут быть компенсированы никакими другими ценностями и благами.

      Высокий  уровень госпитализации, длительность  пребывание больных на койке,  низкие занятость и оборот  койки являются основными составляющими  неэффективного использования мощностей  и больших финансовых затрат. Рынок труда ограничивает мотивацию населения в отношении госпитализации в том случае, если есть возможность выбора форм и места лечения. Пребывание в больнице может привести к потере работы, кроме того, еще и связано с большими затратами и бытовыми неудобствами из-за низкого уровня сервиса в больницах.

     Финансовые ресурсы учреждений здравоохранения - это совокупность денежных средств, находящихся в оперативном управлении данного учреждения. Они являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования. Для финансирования учреждений здравоохранения используются следующие источники: бюджет (федеральный и территориальный); фонды обязательного медицинского страхования; денежные средства, полученные от выполнения работ (услуг), проведения мероприятий на платной основе; доходы от предпринимательской и иных видов деятельности; добровольные взносы; другие денежные поступления.

К сожалению, в настоящее  время наблюдается большой разброс  в подходах к использованию средств  медицинских учреждений - от жесткого ограничения до расточительства  и злоупотреблений. Это и определило актуальность темы курсовой работы.

    Цель данной работы – рассмотреть и проанализировать финансовые ресурсы учреждения здравоохранения, источники их формирования и направления более эффективного использования на примере МУЗ «Родильный дом городской клинической больницы» города Благовещенска и разработка рекомендаций по их совершенствованию.

 Исходя  из поставленной  цели работы, основное внимание  было уделено решению следующих  задач: 

  1. раскрытие теоретических основ финансирования учреждений здравоохранения;
  2. изучение источников финансирования деятельности медицинских учреждений; 
  3. определение роли бюджетов в финансировании здравоохранения;
  4. анализ финансирования учреждений здравоохранения на примере МУЗ «Родильный дом городской клинической больницы» города     Благовещенска

     5. выявление проблем и путей совершенствования финансирования    здравоохранения.

      Объектом  исследования является МУЗ «Родильный дом городской клинической больницы» города     Благовещенска

  Предметом исследования  является финансирование учреждений  здравоохранения.

     Информационную  базу исследования составляют  законодательные и нормативные  акты органов государственной  власти Российской Федерации,  органов местного самоуправления; приказы Министерства здравоохранения  и социального развития Российской  Федерации, Федерального фонда  обязательного медицинского страхования;  труды отечественных экономистов,  посвященные исследованию проблем  в здравоохранении; данные периодической  печати.

 

 

 

 

 

 

  1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

    1. Общая характеристика системы здравоохранения

   

Важнейшим элементом социального  и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Затраты общества на развитие здравоохранения  имеют не только социальное, но и  экономическое  значение. Эффективность  здравоохранения  как отрасли  сферы обслуживания заключается  в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека – главную составную часть  производительных сил общества, оно  тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного  периода трудящихся. Все это в  свою очередь содействует росту  национального дохода страны и повышению  благосостояния народа.

   Сегодня состояние  российской системы охраны здоровья  населения и здравоохранения   как важнейшего ее элемента  ученые характеризуют как кризисное.  Показатели здоровья населения  ухудшаются. Обостряются проблемы  доступности и качества медицинской  помощи. Неблагополучное состояние  этой сферы перерастает в серьезную  социальную проблему.

      По  мнению  экспертов, высокий уровень   заболеваемости и смертности  российского населения трудоспособного  возраста представляют угрозу  для социально-экономического развития  и национальной безопасности  страны. Потери от заболеваний  и преждевременной смертности в России в 2012 г. составили почти 650 млрд. рублей, или 4,2 % ВВП.

В 2012 г. в России доля государственных расходов на здравоохранение в валовом внутреннем продукте (ВВП) колеблется в диапазоне от 3,6%  и 3,7% ВВП. Это низкий показатель по сравнению со странами ЕС, которые в среднем тратят на здравоохранение 7-9 % ВВП. Несмотря на низкий уровень расходов на здравоохранение, даже выделенные средства распределяются нерационально и используются неэффективно на региональном уровне.

 В настоящее время  в нашей стране существует  система здравоохранения, представляющая  собой разветвленную  сеть  медицинских учреждений, деятельность  которой направлена на предупреждение  заболеваний и их лечение, а  также  совокупность органов  управления данными учреждениями.

Министерство  здравоохранения  и социального  развития Российской Федерации является главным органом  управления, координирующим деятельность всех учреждений здравоохранения.

      Приказом  Министерства здравоохранения и  социального развития Российской Федерации  от 7 октября 2005 г. № 627 утверждена новая Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (в ред. пр. МЗСРРФ № 120 от 19 февраля 2007 г., № 653н от 19 ноября 2008 г.) Этот приказ  показывает, что система здравоохранения Российской Федерации отличается большим разнообразием учреждений, как медицинских, так и управленческих.

В настоящее время на правовое регулирование  здравоохранения  направлены десятки  и сотни нормативных актов. К законам, регулирующим функционирование системы здравоохранения в Российской Федерации, относится Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», в котором предусматривается, что объем и условия оказания гражданам медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования устанавливается в Базовой и Территориальной программах обязательного медицинского страхования (ОМС).В ст. 10 Закона перечислены источники финансирования системы здравоохранения. Это – финансовые средства государственной и муниципальной систем здравоохранения, предназначенные для реализации государственной политики в области охраны здоровья населения. Финансовые средства  государственной и муниципальной систем здравоохранения используются для обеспечения следующих мероприятий:

  1. финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ утвержденных органами государственного управления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органами местного управления;
  2. обеспечение профессиональной подготовки кадров;
  3. финансирование научных исследований;
  4. развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения;
  5. оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;
  6. оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.

      Согласно Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, экологического, правового, социального, культурного, научного, медико-санитарного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Что касается России, то основными принципами охраны здоровья граждан являются:

  1. соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  2. приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
  3. приоритет охраны здоровья матери и ребенка;
  4. доступность медико-социальной помощи;
  5. социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

 

      К ведению  органов государственной власти  Российской федирации в вопросах охраны здоровья граждан относятся:

  1. принятие законов и иных нормативных правовых актов РФ в области охраны здоровья граждан и контроль за их исполнением;
  2. защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
  3. определение государственной политики РФ в области охраны здоровья граждан; участие в реализации федеральных программ по развитию здравоохранения;
  4. определение доли расходов на здравоохранение при формировании республиканского бюджета РФ, формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан; утверждение программ обязательного медицинского страхования граждан; установление льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении;
  5. предоставление льгот по налогам, сборам и иным платежам в республиканский бюджет РФ для организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм, деятельность которых направлена на охрану здоровья граждан;
  6. охрана семьи, материнства, отцовства и детства;
  7. санитарно-гигиеническое образование населения;
  8. и другие вопросы.

      К ведению  органов местной власти в области  охраны здоровья граждан  относятся:

  1. контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан;
  2. защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
  3. формирование органов управления медицинской системы здравоохранения;
  4. Развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения;
  5. Кадровое обеспечение системы здравоохранения
  6. создание условий для развития частной системы здравоохранения;
  7. формирование собственного бюджета на здравоохранение;
  8. Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья;
  9. Экспертиза и контрольно–надзорные функции в сфере охраны здоровья
  10. Оказание паллиативной помощи, в том числе детям
  11. другие вопросы.

  На основе этого разработана Государственная программа «Развитие здравоохранения». Финансирование программы на период 2013-2020 г. более 30 трлн.руб.

      Таким образом,  эффективность функционирования  системы здравоохранения с каждым годом увеличивается, но по-прежнему не достаточно высока. По показателям состояния здоровья населения Российская Федерация значительно отстает от промышленно развитых стран. В связи с этим система здравоохранения РФ нуждается в модернизации.

 

    1. Источники финансирования бюджетных учреждений здравоохранения

 

Состав  и структура  источников финансирования деятельности медицинских учреждений определяется исходя из финансовой политики государства.

 

      В соответствии  с законом Российской Федерации  «О медицинском страховании граждан  в РФ» источниками финансирования  системы здравоохранения в Российской Федерации представлены на рисунке:

 

Рисунок 1 - Система финансирования сферы здравоохранения в РФ

 

  К настоящему времени  сложились три  формы финансирования  здравоохранения: госбюджетное, социально  - страховое и внебюджетные средства. Каждая из этих форм имеет  как свои преимущества, так и  недостатки.

    Бюджетный источник  ассоциирован со всей системой  государственных финансов, что обеспечивает  его высокую надежность. С другой  стороны, бюджет любого уровня  имеет множество направлений  расходования средств, в результате  этого благополучие здравоохранения  в бюджетной системе зависит  не от уровня экономического  развития страны, а от приоритетов  финансирования, которые она имеет.

Информация о работе Бюджетное финансирования здравоохранения на примере МУЗ «Родильный дом городской клинической больницы» города Благовещенска