Бюджетная система Канады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:13, реферат

Описание

Канада является государством с федеративным устройством. В настоящее время Канада состоит из 12 субъектов федерации: десяти провинций и двух территорий. Также в Канаде насчитывается около 5000 муниципальных образований, включая города, села, тауншипы, графства и районы специального обслуживания (special service districts). Федеральному правительству принадлежат полномочия по регулированию вопросов войны и мира, обороны, правопорядка, национального государственного долга и государственной собственности, денежно-кредитной и банковской системы, торговых и коммерческих отношений.

Работа состоит из  1 файл

Канада.docx

— 18.26 Кб (Скачать документ)

Канада является государством с  федеративным устройством. В настоящее  время Канада состоит из 12 субъектов  федерации: десяти провинций и двух территорий. Также в Канаде насчитывается  около 5000 муниципальных образований, включая города, села, тауншипы, графства и районы специального обслуживания (special service districts). Федеральному правительству принадлежат полномочия по регулированию вопросов войны и мира, обороны, правопорядка, национального государственного долга и государственной собственности, денежно-кредитной и банковской системы, торговых и коммерческих отношений. Также в компетенцию федеральных органов власти входят вопросы налогообложения на любом уровне государственной власти.

Конституция Канады относит к компетенции  органов власти субъектов федерации  решение вопросов местного характера (государственные учреждения, образование, юстиция), а также регулирование  всех вопросов, связанных с частной  собственностью (право собственности  и гражданское право). Законодательство не регламентирует полномочия муниципалитетов, предполагая, что органы власти провинций  по своему усмотрению делегируют некоторый  объем полномочий муниципальным  органам власти.

Бюджетная система Канады соответствует  федеративной системе органов государственной  власти — правительство каждого  уровня имеет свой собственный бюджет. Доходная база федерального бюджета  состоит из поступлений федеральных  налогов, сборов и прочих платежей, а в доходы бюджетов провинций  зачисляются налоговые платежи  и межбюджетные трансферты, полученные от федерального бюджета.

Начиная с 1962 года, в Канаде действуют  соглашения о сборе налогов, которые  были заключены со всеми субъектами федерации за исключением Квебека. Согласно этим соглашениям, каждая провинция  получила право на долю от поступлений  федерального налога на ее территории, единую для всех провинций. Также  провинции имеют право повысить ставку федерального налога на своей  территории с тем, чтобы перечислить  дополнительные налоговые поступления  в доходы своих бюджетов. Указанный  порядок относится к подоходному  налогу с физических лиц и корпораций, налогу на товары и услуги (аналогу  налога на добавленную стоимость). В  доходы бюджетов провинций зачисляются  налоги на природные ресурсы и  налог на имущество.

Расходные полномочия органов власти различного уровня также закреплены в конституции. Так, федеральное  правительство обязано финансировать: оборону, международные отношения, промышленную политику и научные  исследования. Бюджеты провинций  обязаны финансировать государственное  образование, здравоохранение и  муниципальные службы. Оба уровня бюджетной системы несут расходные  обязательства в областях совместных интересов: таких как, например, сельское и лесное хозяйство. Также федеральное правительство несет расходы в области социального обеспечения.

Финансовая помощь бюджетам провинций  из федерального бюджета выделяется в виде целевых и нецелевых  трансфертов. При этом до 1997 года существовало три программы, в рамках которых  осуществлялась федеральная финансовая помощь бюджетам нижестоящего уровня: нецелевые трансферты для выравнивания бюджетных доходов, трансферты в  рамках финансирования утвержденных программ (Established Programs Financing — EPF) и финансовая помощь в рамках плана финансовой поддержки (Canada Assistance Plan — CAP).

Нецелевые трансферты выделяются бюджетам провинций для выравнивания их доходов. Принцип бюджетного выравнивания закреплен  в Конституции. Формула расчета  выравнивающих трансфертов построена  таким образом, что федеральные  средства распределяются между семью  провинциями — Ньюфаундленд, Принс Эдвард Айленд, Нова Скотия, Нью Брансвик, Квебек, Манитоба и Саскатчеван. Эти субъекты федерации располагают доходным потенциалом ниже среднего уровня. Доходный потенциал рассчитывается как разность между среднедушевыми поступлениями каждого налога в целом по пяти провинциям, утвержденным в качестве федерального стандарта, и среднедушевыми налоговыми поступлениями на территории провинции. Налоговые поступления при этом рассчитываются по средним ставкам, действовавшим на территории всех провинций. Налоговый потенциал рассчитывается по 33 позициям, включающим прямые и косвенные налоги.

Целевой трансферт для финансирования утвержденных программ выделялся бюджетам провинций с целью расходования полученных средств на здравоохранение  и среднее образование. Финансовые ресурсы передавались бюджетам провинций  в виде прямых перечислений из федерального бюджета, а также путем передачи в доходы региональных бюджетов части  налоговых поступлений федерального бюджета.

Средства в рамках финансирования национальной программы финансовой поддержки выделяются в соответствии с принципом долевого финансирования, а их сумма заранее не определяется. Финансовая помощь выделяется на содержание детских домов, домов инвалидов, прочих учреждений социальной и медицинской  помощи, а также напрямую инвалидам, престарелым и безработным. При  этом средства целевого трансферта не перечисляются на покрытие капитальных  затрат, бремя финансирования которых  полностью лежит на бюджетах провинций.

Бюджеты различных уровней в  Канаде имеют право привлекать заемные  средства в целях финансирования дефицита. При этом для федерального правительства не существует конституционных  ограничений на объем привлеченных средств на финансирование как текущих, так и капитальных расходов. Федеральное  законодательство не предусматривает  ограничений предельного объема заимствований и для органов власти провинций, тем не менее законодательством многих субъектов федерации такие ограничения установлены. Например, нормативные акты провинции Альберта позволяют региональным органам власти привлекать заемные ресурсы на текущие цели в размере, не превышающем прогнозный годовой объем налоговых доходов бюджета провинции.

В Канаде существует несколько источников заемных средств для финансирования дефицита бюджета. Для федеральных органов власти - это внутренний и внешний рынки долговых бумаг, а также кредиты, полученные от Канадской пенсионной программы. Органы власти провинций привлекают средства на внутреннем рынке долговых бумаг и в виде кредитов от Канадской пенсионной программы. При этом последняя имеет право покупать федеральные государственные облигации и облигации органов власти провинций только в случае превышения доходов над расходами на выплату пенсий.

Региональные нормативные акты требуют от муниципальных органов  власти, чтобы их бюджеты, в отличие  от бюджетов вышестоящих уровней, были сбалансированы по текущим расходам. Таким образом, местные органы власти имеют право привлекать заемные  средства только для финансирования дефицита по капитальным расходам. В случае необходимости привлечь дополнительные финансовые ресурсы, органы власти муниципальных образований  обязаны, в зависимости от субъекта федерации, либо согласовывать с  вышестоящими властями объемы заимствований, либо предоставлять для утверждения  в правительство провинций программу  заимствований на срок, превышающий  цикл бюджетного планирования, либо привлекать ресурсы в пределах лимитов на объем кратко- средне- и долгосрочных займов, установленных законодательством провинции. Органы власти многих провинций оказывают содействие местным бюджетам в получении займов путем организации государственных посреднических институтов или предоставления ссудных средств на условиях долевого финансирования.

     Доходная часть федерального  бюджета более чем на 90% обеспечивается  налоговыми поступлениями. При  этом доля прямых налогов составляет  более 2/3 доходов, косвенных   более 1/4. Ведущее место в доходах  федерального бюджета  принадлежит  подоходному налогу 47%, акцизы 20%, налог  с корпораций 14% и социальные взносы 12%.

     В Канаде используется  децентрализованная модель межбюджетных  отношений. Она  характеризуется,  прежде всего, относительно высокой  долей региональных и  местных  налогов в консолидированном   бюджете страны, а также наличием  у властей штатов и муниципалитетов   полномочий вводить собственные   налоги.

В такой крупной стране, как Канада, децентрализация помогает адаптировать социальную политику к местным нуждам, в то же время обеспечивая правительствам провинций доходы, достаточные для поддержания единых стандартов общественных услуг при равных уровнях налогообложения.

Бюджет Канады распределяется так, что максимальную пользу от этих денег  получают сами жители. Канада содержит небольшую армию, не тратит деньги налогоплательщиков на поддержание на плаву убыточных  предприятий, а численность государственного аппарата настолько мала, что его  содержание обходится канадцам гораздо  дешевле, чем россиянам.

Эти и другие преимущества хорошо продуманной канадской системы  управления экономикой, обществом и  государством позволили Канаде создать  одну из наиболее гуманных социальных систем. Суть этой системы заключается  в том, что государство гарантирует  определенный уровень жизни любому человеку, будь он гражданином Канады, постоянно проживающим на территории страны или беженцем.

Собирая подоходный налог по прогрессивной  шкале со всего работающего населения, государство оказывает финансовую помощь (WELFARE) всем, кто по какой-либо причине нетрудоспособен или  не может найти себе работу. Таким  способом Канада исключает на своей  земле появление класса людей, находящихся  за чертой бедности.

Налоги идут в основном на социальные программы. Канадцы часто называют свою систему социального обеспечения "системой социальной безопасности". Программы помощи рассчитаны на все  слои общества, особенно на несовершеннолетних детей, безработных и пожилых  людей.

За счет этого государство получило возможность контролировать уровень  преступности и предупреждать социальную напряженность, неизбежно возникающую  в обществе, в котором живут  бедные и отчаявшиеся люди.

Такая социальная политика, в сочетании  с высоким уровнем моральной  устойчивости и четкой работой правоохранительных органов, позволяет Канаде оставаться одним из самых безопасных государств в мире, в котором уровень преступности невероятно низок, а социальные конфликты  практически отсутствуют.


Информация о работе Бюджетная система Канады