Бюджетная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:20, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в изучении теоретических аспектов формирования, распределения, использования, проведения анализа государственного бюджета, который был и будет сформирован на ближайшие годы, а так же определение перспектив развития и совершенствования бюджетной политики государства.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:
рассмотреть теоретические основы в области государственной бюджетной политики;
провести анализ структуры расходов и доходов бюджетных систем Российской Федерации;
раскрыть основные направления по ее усовершенствованию на 2010-2013 годы;
предложить рекомендации по совершенствованию бюджетной политики государства.

Содержание

Введение………………………………………………………..…………......2
Глава 1. Теоретические аспекты бюджетной политики государства ……4
Сущность бюджетной политики государства…………………….……..4
Методика формирования и составления бюджета……............................7
Структура государственного бюджета…..…....…………..………........10
Бюджетный дефицит и способы его покрытия…………..…………….11
Глава 2. Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов………………………………………….18
2.1. Оценка и прогноз основных социально-экономических показателей до 2013 года…………………………..18
2.2. Бюджетное ориентирование на результат, как перспективный метод управления государственным бюджетом………………21
Заключение……….……………………………...………………..………25
Приложение……………………………………………………………….26
Список используемых источников…………………………….….…...28

Работа состоит из  1 файл

Бюджетная политика государства.docx

— 73.78 Кб (Скачать документ)

Эта диспропорция может усилиться  на фоне ожиданий девальвации национальной валюты, особенно в обстановке недоверия к политике правительства и Центрального банка, что способствует нарушению равновесия счета текущих операций и создает угрозу кризиса платежного баланса. С этой точки зрения внутреннее долговое финансирование дефицита госбюджета оказывает более сильное негативное воздействие на платежный баланс при относительной стабильности внутренних ставок процента, чем при их повышении, хотя в последнем случае "эффект вытеснения" оказывается более значительным.

В случае обязательного, принудительного размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах, а именно: пенсионных, страховых и прочих, под низкие и даже отрицательные процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.

Рост бремени внутреннего  долга увеличивает и долю государственных  расходов на его обслуживание, что  приводит к самовозрастанию и  бюджетного дефицита, и государственной  задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности  в бюджетно-налоговой сфере и  стабилизации уровня инфляции. В целом  в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:

  1. сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;
  2. внутреннее предложение относительно эластично;
  3. внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;
  4. сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной.

Увеличение налогообложения. На первый взгляд кажется очевидным, что увеличение налогов – наиболее простой способ сокращения или ликвидации дефицитов федерального бюджета. Но есть некоторые обстоятельства, которые заставляют думать, что возросшие налоги могут вызвать лишь увеличение дефицитов. Более высокие ставки налога ассоциируются с большими, а не с меньшими дефицитами. Этот парадокс объясняется тем, что если правительство получает больше финансовых ресурсов, законодатели не только пойдут на расходование всех дополнительных налоговых поступлений, но и потратят «чуть-чуть больше».

Глава 2. Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.

    1. Оценка и прогноз основных социально-экономических показателей до 2013 года.

Бюджетная политика в 2011-2013 году призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

Экономика Российской Федерации  в ближайшие годы будет функционировать  в условиях  относительно благоприятной  ситуации на мировых рынках сырья  и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и  улучшением ситуации с банковским кредитованием.

Уже начиная со второго  полугодия 2009 года, во многом благодаря  проводимым антикризисным мерам  происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры  мирового рынка сырья и капитала.

После серьезного снижения ВВП России в 2009 году на 7,9%, в 2010 году ожидался рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 году – на уровне 3-4% в год.

Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных  мер.

В настоящее время российская экономика реагирует позитивно  на начавшееся в глобальной экономике  восстановление.

По последним оценкам, уровень инфляции в России в 2010 году составил около прогнозного значения в 8,8%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 13-15% в 2010 году и более 25% в 2013 году. Вместе с тем, за первое полугодие 2010 года прирост кредитования предприятий составил около 2%.

Задачи, поставленные в Бюджетном  послании Президента Российской Федерации  о бюджетной политике в 2011–2013 годах, направлены на решение проблем повышения  эффективности и конкурентоспособности  экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных  инвестиций в процесс модернизации.

Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет направлена, с одной  стороны, на восстановление экономики  после кризиса и решение важнейших  социальных задач, с другой – на формирование инновационной экономики.

В ближайшее время бюджетная  политика должна быть главным образом  нацелена на восстановление стабильного  функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального  сектора, а также перестройку  предприятий на работу в новых  внешних и внутренних условиях при  безусловном исполнении принятых расходных  обязательств Российской Федерации.

Поскольку в процессе сокращения дефицита расходы федерального бюджета  предполагается сократить с 22,8% к  ВВП в 2010 году до 19,0% к ВВП в 2013 году (приложение 1), сохранить их уровень по некоторым направлениям не удастся. Это важная особенность бюджетной политики ближайших трех лет.

Так же стоит отметить, что в период 2009 – 2013 годов инфляцию планируют сократить вплоть до 4,5 %.

При этом для развития экономики  инновационного типа планируется осуществлять государственную поддержку инновационных  проектов и развития современной  инновационной инфраструктуры. Одним  из наиболее значимых проектов является проект по построению научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий в Сколково.

 При формировании долгосрочной  бюджетной политики необходимо  учитывать, что Россию в ближайшие  20 лет ждет значительное сокращение  численности населения трудоспособного  возраста и увеличение численности  населения старшего возраста.

Так, в 2010 году доля трудоспособного  населения составит 62% от общей численности  россиян, а доля населения пенсионного  возраста – 22%. По прогнозу Минэкономразвития  России, к 2030 году численность трудоспособного  населения сократится до 52%, а доля населения пенсионного возраста возрастет до 27%. В связи с ухудшением демографической ситуации проблема финансирования пенсий еще больше обострится и потребует новых ресурсов –  для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, который может быть обеспечен использованием средств Фонда национального благосостояния.

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации  на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов характеризуется некоторой  стабилизацией, после существенного  снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,0-32,8%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,7% до 35,2% к ВВП и дефицита с 3,7% до 2,4% к ВВП (приложение 2).

Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 16,1% в 2010 году до 20,3% в 2013 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 28,5 % в 2010 году до 30,6% в 2013 году.

Доля доходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  в общем объеме доходов бюджетной  системы Российской Федерации снизится с 31,1% в 2010 году до 29,7% в 2013 году. Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации в общем  объеме расходов бюджетной системы  Российской Федерации снизится с 35,1% в 2010 году до 32,5% в 2013 году.

Что касается расходов бюджетной  системы Российской Федерации на 2011 год, то в нем наибольшую часть  занимают расходы, связанные с социальной защитой, которые составляют удельный вес в общей доле расходов 29,6 %. Далее на втором месте по величине располагаются расходы, связанные  с обороной, общественным порядком и безопасностью, которые составляют 15%. На третьем месте по величине располагаются расходы, связанные  с услугами органов государственного управления, составляющие 13,3%. Расходы, связанные с образованием находятся на четвертом месте по значимости и их величина составляет 11,3%. Наименьший удельный вес в общих расходах занимают расходы, связанные с защитой окружающей среды, которые составляют 0,2%.

Стоит отметить, что по сравнению с 2010 годом будут увеличены расходы на социальную защиту на 0,6%, расходы на жилищно – коммунальное хозяйство на 0,1%, расходы на экономические услуги на 0,6%. А уменьшены будут расходы связанные с услугами государственных органов на 0,7% и расходы, связанные с обороной, общественным порядком и безопасностью на 0,5%.

    1. Бюджетное ориентирование на результат, как перспективный метод управления государственным бюджетом.

Под термином БОР, понимают такой подход к бюджетному процессу, 
при котором расходование финансовых ресурсов связывается с 
ожидаемыми от него общественно-значимыми результатами. Данное понятие характеризуется тем, что представляет метод планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета, обеспечивающий распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциям государства с учётом приоритетов государственной политики и общественной значимости, ожидаемых непосредственных и конечных результатов использования бюджетных средств. Исходя и вышеперечисленных определений метода бюджетирования, мы можем вывести наиболее общее понятие. Итак, бюджетирование, ориентированное не результат – это комплекс действий по планированию, исполнению и подведению итогов исполнения бюджета и контролю за расходованием бюджетных средств, обеспечивающий распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциям государства с учётом приоритетов государственной политики и общественной значимости 
ожидаемых и конечных результатов использования бюджетных средств, 
которые должны обосновываться ожидаемым результатом их 
расходования.

Реформа бюджетного учета  вызвана целым рядом объективных 
причин, которые являются важными шагами в реализации 
государственной политики в области бюджетирования и управления 
государственными финансовыми ресурсами. Принципиально важно в этом 
подходе не само по себе формальное установление целей и критериев, 
которое является обычной управленческой процедурой, но именно 
попытка сопоставления затрат и результатов и распределения ресурсов в 
зависимости от результатов, потенциальных или достигнутых. 
На практике, необходимость и целесообразность внедрения БОР, как правило, объясняется наличием ряда вполне определенных ситуаций, а именно:

  1. ситуация, когда традиционные методы повышения эффективности расходов бюджета, в первую очередь открытые конкурсы, усиление финансовой дисциплины и казначейские технологии практически исчерпали себя и не могут решить проблем несбалансированности бюджета или недостаточно высокого качества бюджетных государственных, муниципальных  услуг;
  2. ситуация бюджетного кризиса, в которой необходимы радикальные меры по сокращению расходов при одновременном удержании прежних позиций в части достигнутого уровня оказания бюджетных услуг;
  3. положение, при котором бюджет перестает быть полноценным инструментом управления, когда его расходные статьи начинают «жить собственной жизнью», но имеется политическая воля и желание изменить ситуацию, навести порядок в бюджетной сфере, внести ясность в цели и причины осуществления расходов бюджета;
  4. наличие политических амбиций быть в самом центре происходящих в Российской Федерации реформ, либо стремление получить федеральные субсидии на реформирование региональных и муниципальных финансов или средства международных спонсорских организаций, выделяемые на цели реформирования бюджетного процесса;
  5. как следующий шаг внедрения результативного управления в органах исполнительной власти региона (муниципального образования).

Концепция реформирования бюджетного процесса, ориентированного на внедрение  БОР, включает следующие основные задачи:

  1. Приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов, введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.
  2. Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета, через аналитическое разделение действующих и вновь принимаемых расходных обязательств. Действующие обязательства подлежат безусловному включению в расходную часть бюджета, если не принято решение об их отмене или приостановлении. Новые расходные обязательства должны устанавливаться лишь при наличии соответствующих финансовых возможностей на весь период их действия и при условии обязательной оценки их ожидаемой эффективности.
  3. Включение в перспективный финансовый план ежегодно смещаемого на год вперед распределения ассигнований между субъектами бюджетного планирования на трехлетний период. Переход к утверждению перспективного финансового плана Правительством Российской Федерации.
  4. Введение в практику бюджетного процесса формирования ведомственных целевых программ, в рамки которых должна быть включена значительная часть бюджетных расходов, осуществляемых по сметному принципу. Ориентация федеральных целевых программ на решение крупных и требующих длительных сроков реализации инвестиционных, научно-технических и структурных проектов межотраслевого характера с четко сформулированными и количественно измеримыми индикаторами результативности.
  5. Переход к распределению бюджетных ресурсов между распорядителями бюджетных средств и бюджетными программами в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных перед ними целей, в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.
  6. Расширение сферы применения механизмов поддержки отобранных на конкурсной основе региональных и муниципальных программ бюджетных реформ в рамках создаваемого с 2005 года Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.

Информация о работе Бюджетная политика государства