Бюджет движения денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:33, статья

Описание

В этой статье рассмотрен один из трех инструментов финансового бюджетирования – бюджет движения движения денежных средств. Конечно же, для эффективного управления компанией необходимы все три финансовых бюджета (БДР, БДДС и ББЛ). Тем не менее у каждого из них свои цели и свои особенности, которые необходимо знать при внедрении бюджетирования.

Работа состоит из  1 файл

Бюджет движения денежных средств.docx

— 42.07 Кб (Скачать документ)

Для некоторых компаний нет смысла использовать коэффициенты инкассации для расчета графиков поступлений или выплат, т.к. они  фиксируются в договорах с  потребителями и поставщиками. При  планировании финансового потока по основной деятельности очень важно  проследить за тем, чтобы он был положительным. Конечно же, в отдельные периода  выплаты могут превышать поступления  по основной деятельности, но если это  происходит каждый месяц, значит что-то не то с основной деятельностью компании, т.к. она только постоянно отвлекает  денежные средства. 

Если финансовый поток по основной деятельности все  время отрицательный, то это еще  на значит, что основная деятельность обязательно убыточная. Компания может  каждый месяц зарабатывать прибыль, но за счет более высоких темпов роста дебиторской задолженности  или запасов товаров, происходит постоянное отвлечение движения денежных средств и возникает проблема с ликвидностью.

Консолидация потоков  по инвестиционной деятельности 

 Финансовые потоки  по инвестиционной деятельности  консолидируются на основе инвестиционных  бюджетов и графика поступлений  и выплат по внереализационным доходам и расходам. Потоки по инвестиционной деятельности в данном примере консолидирует специалист финансового отдела. При этом специалист финансового отдела может привлекать экономиста по инвестициям ПЭО, который составлял инвестиционные бюджеты компании.

Планирование потоков  по финансовой деятельности 

 Планирование  потока по финансовой деятельности  начинается после того как  будут спланированы потоки по  основной и инвестиционной деятельности  и станет понятно какой получается  избыток или дефицит денежных  ресурсов. При планировании потока  по финансовой деятельности также  составляется график поступлений  и выплат кредитов. Потоки по  финансовой деятельности также  планируются специалистом финансового  отдела.

Формирование бюджета  движения денежных средств 

 Бюджет движения  денежных средств формируется  на основе плановых данных  по всем трем финансовым потокам  (основанная, инвестиционная и финансовая  деятельность). Бюджет движения денежных  средств формирует специалист  финансового отдела. К бюджету  движения денежных средств подготавливается  необходимая аналитическая информация, поясняющая расчеты. Сформировав проект бюджета движения денежных средств в первую очередь нужно проконтролировать чтобы не было планового дефицита. 

Или если наоборот будет  выявлен излишек движения денежных средств, то нужно будет запланировать  использование временно свободных  движения денежных средств для получения дополнительной прибыли за счет применения различных финансовых инструментов.

Согласование и  корректировка бюджета движения денежных средств 

 В согласовании  и корректировке бюджета движения  денежных средств участвует начальник  финансового отдела, финансовый  и исполнительный директор. При  согласовании и корректировке  бюджета движения денежных средств  могут быть приняты решения  по корректировке статей поступлений  и выплат по всем видам деятельности. 

Опять таки нужно  помнить, что для устранения дефицита возможно придется вновь пересмотреть бюджет доходов и расходов. То есть если не удастся устранить дефицит за счет временных сдвижек поступлений и выплат, то нужно будет изыскивать резервы снижения затрат и увеличения продаж. Либо причина дефицита может быть в области неэффективного использования активов компании (необоснованный рост дебиторской задолженности, запасов готовой продукции, сырья и материалов и т.д.).

Предварительное утверждение  бюджета движения денежных средств 

 Предварительное  утверждение бюджета движения  денежных средств происходит на уровне исполнительного и генерального директора при участии финансового директора и начальника финансового отдела. Поскольку это уже второй (по срокам возникновения) из финансовых бюджетов, то необходимо обратить особое внимание на то, чтобы бюджет движения денежных средств был согласован с бюджетом доходов и расходов. 

То есть ни в коем случае нельзя допускать того, чтобы  при внесении корректировок в  бюджет движения денежных средств или  в бюджет доходов и расходов не отслеживались соответствующие  изменения в бюджете доходов  и расходов или в бюджете движения денежных средств. Если в компании нет  интегрированной финансовой модели, то добиться этого будет очень  сложно, но в принципе можно, хотя и  потребует очень пристального внимания со стороны специалистов финансовой дирекции.

Регламент бюджета  движения денежных средств на фазе учета, контроля и анализа 

 Пример регламентации  бюджетирования движения движения денежных средств (на фазе учета, контроля и анализа) приведен на рисунке 2. В данном примере в рамках бюджетирования движения движения денежных средств выполняются следующие основные функции: сбор данных для формирования фактического бюджета движения денежных средств, анализ исполнения бюджета движения денежных средств, согласование и утверждение результатов анализа бюджета движения денежных средств. 
 
 

Рис.2. Пример регламента бюджета движения денежных средств (на фазе учета, контроля и анализа)

Сбор данных для и формирование фактического бюджета движения денежных средств 

 Фактические данные  собираются специалистом финансового  отдела на основе банковских  выписок и отчетов по кассам  компании. На рисунке указано,  что сбор данных начинается  после завершения планового периода,  но на самом деле информация  по финансовым потокам собирается  ежедневно. Поэтому после завершения  планового периода нужно обработать  информацию только за несколько  последних дней. Данные сразу  же заносятся в соответствующие  статьи бюджета движения денежных  средств в колонку факт.

Анализ исполнения бюджета движения денежных средств 

 Анализом исполнения  бюджета движения денежных средств в данном примере занимаются начальник финансового отдела, финансовый и исполнительный директор. По результатам анализа формируется соответствующая аналитическая информация, содержащая пояснения и предложения на будущее. Для полноценного анализа бюджета движения денежных средств рекомендуется использовать бюджет движения денежных средств, составленный косвенным методом, т.к. в этом случае становится понятной взаимосвязь между всеми элементами финансовой отчетности (доходы и расходы, активы и пассивы) и финансовыми потоками.

Согласование и  утверждение результатов анализа бюджета движения денежных средств 

 Результаты план-фактного анализа исполнения бюджета движения денежных средств утверждаются на уровне исполнительного и генерального директора при участии начальника финансового отдела и финансового директора. Еще раз нужно отметить, что важно проанализировать бюджет движения денежных средств, используя и прямую и косвенную форму данного бюджета. Для анализа косвенная форма бюджета движения денежных средств может быть более полезной, т.к. она позволит выявить причины план-фактных отклонений и принять решения на будущее по предотвращению подобных ситуаций. Все основные решения фиксируются в соответствующем протоколе.

Модель бюджета  движения денежных средств 

 При разработке  модели бюджета движения денежных  средств нужно помнить, что  необходимо выстроить интегрированную  модель, в которой бы все бюджеты,  в том числе финансовые, были  бы взаимосвязаны. Кстати, при  разработке финансовой модели  на практике может получаться  так, что доходы в бюджете  доходов и расходов спланировать  сложнее, чем расходы, но в  тоже время в бюджете движения  денежных средств поступления  спланировать проще, чем платежи. 

Финансовый директор одной компании признался, что сейчас, как ни странно, поступления они могут планировать более точно, чем платежи, т.к. поступления в финансовом отделе уже как-то по статистике планируют, а как там платежи выскочат – непонятно. На самом деле имеется в виду, что когда доходы спланированы, то поступления уже проще рассчитать, например, используя коэффициенты инкассации. Что касается выплат, то, как правило, в любой компании статей расходов/выплат больше, чем статей доходов/поступлений. Поэтому и получается, что если доходы спланированы, то на основании данной информации легче рассчитать поступления. А поскольку статьей выплат больше, то, соответственно, и объем работы по планированию выплат больше, чем по планированию поступлений. 

Бюджет движения денежных средств для компании еще является индикатором напряженной работы подразделений. Когда планирование в компании поставлено правильно, то выделяемого финансирования точно должно хватать подразделениям для выполнения их бюджетов. Если план-фактный анализ исполнения бюджета движения денежных средств показывает, что его выполнение в части выплат меньше 95% (при выполнении плана по поступлениям), то отсюда следует, что плановый бюджет движения денежных средств был завышен, а значит, были завышены и плановые расходы и занижен плановый финансовый результат компании. Здесь, конечно, можно было бы возразить: если так жестко поставить вопрос, то подразделения будут просить больше и тратить по полной программе, даже если им это не нужно. Вот здесь-то как раз и поможет бюджет доходов и расходов и бюджет по балансовому листу. 

Если подразделения  будут просить и получать денег  больше, чем нужно, то это отразится  либо на увеличении активов, которые  они используют (точенее говоря, хранят в запасах), либо на увеличении затрат подразделений (либо и на том, и на другом), а затем и на финансово-экономических  показателях, на которые завязана схема  мотивации ЦФО. То есть, если помимо системы контроля завязать мотивацию  на исполнение бюджетов, то подразделениям будет не выгодно нецелевое «проедание» бюджета, поскольку это отразится на их оплате труда. Конечно, невыполнение бюджета движения денежных средств может быть обусловлено тем, что компания не получила поступлений в том объеме, на который рассчитывала. В этом случае нужно проводить анализ другого рода, а именно: оперативно отслеживать поступления и выбытия движения денежных средств (это вполне реально делать очень быстро, в отличие от доходов и расходов) и определять, как наиболее эффективно распорядиться ограниченным объемом движения денежных средств. 

Следует отметить, что  бюджет движения денежных средств, впрочем, как и все остальные финансовые бюджеты, может составляться только по предприятию в целом (и по группе предприятий – в случае холдинговой  структуры). То есть финансовые бюджеты  составляются по объектам бюджетирования самого верхнего уровня. Это означает, что нельзя составить бюджет движения денежных средств, например, по подразделению. 

Понятно, что можно  еще более-менее точно привязать  поступления движения денежных средств к подразделениям, но с выплатами проделать то же самое вряд ли получится. Но тем не менее находятся у нас народные умельцы, которые даже остатки движения денежных средств пытаются привязать к подразделениям. Такое стремление определяется вполне понятным желанием – внедрить реальную ответственность за расходование движения денежных средств. Правда, как показывает практика, такие попытки не дают никакого реального эффекта. Все-таки не нужно забывать об основной цели бюджетирования движения денежных средств. Поэтому и модель бюджета движения денежных средств нужно строить, исходя из этой цели. 

Таким образом, главное, что должна обеспечить модель бюджета  движения денежных средств, – правильная консолидация всех финансовых потоков  и определение остатка движения денежных средств на конец периода. Кроме того, модель бюджета движения денежных средств должна позволять  делать вариантные расчеты опять-таки для целей устранения дефицита бюджета. Или, наоборот, в случае выявления  излишек движения денежных средств  бюджет движения денежных средств должен об этом сигнализировать, и в компании должны принять соответствующее  решение об использовании выявленного  профицита бюджета.

Расчет дефицита/профицит бюджета движения денежных средств 

 Как ни странно,  но такая простая задача, как  расчет дефицита/профицита бюджета движения денежных средств, на некоторых предприятиях решается не верно. Например, на одном предприятии при расчете годового бюджета движения денежных средств на год в качестве дефицита (или профицита) бюджета в каждом месяце принимался совокупный финансовый поток, то есть разница между планируемыми поступлениями и выплатами. 

В действительности для оценки дефицита необходимо учитывать  не только финансовый поток, но и остатки  движения денежных средств на начало периода. Если у предприятия остаются финансовые ресурсы на начало месяца, то они могут перекрыть отрицательную  сумму финансового потока в данном месяце, и даже в таком случае дефицита не будет. 

Информация о работе Бюджет движения денежных средств