Анализ ситуации на молодежном рынке труда Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:54, доклад

Описание

Поддержка и развитие конкурентоспособности молодежи является очень актуальным и стратегическим приоритетом государственной политики Республики Казахстан. Конкурентоспособная казахстанская молодежь - залог успешного вхождения нашей страны в число 50-ти конкурентоспособных стран мира. В ежегодных посланиях Президента народу страны основное внимание уделяется построению и развитию социально-ориентированного государства. Основным фактором формирования и дальнейшего устойчивого развития социально-ориентированного государства является формирование и развитие, отвечающей современным, международным требованиям и стандартам в условиях усиливающейся глобализации, отечественной конкурентоспособной молодежи.

Работа состоит из  1 файл

Zholamanova_molodej RK.doc

— 415.00 Кб (Скачать документ)

Анализ ситуации на молодежном рынке труда  Республики Казахстан   

                                                                                                        

Поддержка и развитие конкурентоспособности молодежи является очень актуальным и стратегическим приоритетом государственной политики Республики Казахстан. Конкурентоспособная казахстанская молодежь - залог успешного вхождения нашей страны в число 50-ти конкурентоспособных стран мира. В ежегодных посланиях Президента народу страны основное внимание уделяется построению и развитию социально-ориентированного государства. Основным фактором формирования и дальнейшего устойчивого развития  социально-ориентированного государства является формирование и развитие, отвечающей современным, международным требованиям и стандартам в условиях усиливающейся глобализации, отечественной конкурентоспособной молодежи. Наличие такой молодежи – залог процветания нации, залог развитого гражданского общества, а значит и базовых институтов демократии нашей страны. Основополагающим фактором формирования  конкурентоспособной молодежи является ее высокая квалифицированность и востребованность в условиях рыночной экономики. Такая молодежь формирует активное гражданское общество, составляет  средний класс – основу  любого государства. Наличие в стране активной конкурентоспособной молодежи есть гарант  эффективного функционирования гражданского общества, стабильного  развития среднего класса. Что является  фундаментом  страны  для дальнейшего процветания и укреплении казахстанских позиций в международном сообществе.   Как известно, принята концепция поддержки и развития конкурентоспособности молодежи на 2008-2015гг.

В Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу "Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира" Глава государства указал на необходимость "проведения оптимизации сети вузов для развития системы современного образования и подготовки квалифицированных кадров". Безусловно, современная конкурентоспособная молодежь формируется в стенах высшей школы страны. В Республике Казахстан одним из приоритетных направлений государственной политики является доступ и качество молодежи к высшему образованию.  За годы суверенитета нашей страной было сделано немало в этом направлении, но все же есть ряд моментов, требующих особого внимания.  Что мы понимаем под понятием конкурентоспособная молодежь? Это квалифицированный, востребованный в современных рыночных условиях, мобильный и легкообучаемый молодой специалист с хорошим уровнем английского. Таковы основные требования, предъявляемые к будущему конкурентоспособному специалисту, а ныне молодому выпускнику ВУЗа, уже не студенту, но пока и не специалисту. Работодатель не спешит принимать молодого выпускника со студенческой скамьи по той простой причине, что у дипломированного специалиста нет соответствующего опыта работы. 

Во-первых, молодые люди, поступая в ВУЗ на определенную специальность, ориентировались на текущую конъюнктуру на рынке труда. По окончании обнаруживается, что востребованы совершенно другие специальности. В таком случае, практически неизбежно состояние фрустрации, когда молодой специалист понимает, что ему некуда приложить полученные знания.

Во- вторых, несмотря на преимущественную тенденцию увеличения  количества грантов на технические специальности, специальности в сфере информационных технологий, а также био и нанотехнологии, профессорско-преподавательский состав университетов практически не меняется, а потому передаваемые студентам знания сохраняют преемственность, не ориентируясь на текущие потребности рынка работодателей.  Это происходит по следующим причинам:

  1. учебная программа утверждается чиновниками,  зачастую не компетентными и не основывающихся на прогнозах в сфере насущных потребностей рынка;  
  2. преподавателями являются, как правило, теоретики, к тому же чрезмерно зависимые от администрации вуза и государства;

 

  1. происходит отток качественных преподавательских молодых кадров из государственных ВУЗ-ов в частные или в более высокооплачиваемые структуры;

 

  1. ориентация профессорско-преподавательского состава на  преподавателей достаточно преклонного возраста от 60 до 70 лет, особенно на гуманитарных факультетах. Дисциплины, проводимые преподавателями преклонного возраста   подаются с призмы субъективной точки зрения, стереотипов социалистического  уклада, и не представляют актуальности. Что не соответствует требованиям индустриально-инновационного рынка нашей страны и  не мотивирует студентов на регулярное посещение  занятий;

 

  1. тенденция обновления  состава кафедр прослеживается  эпизодически;

 

  1. нет четких механизмов отбора на вакантные должности в университетах. Решения о приеме лиц на ту или иную должность принимаются в коридорах  руководства университета и не являются гарантией качества передаваемых студентам знаний; 

 

  1. в университетах отсутствуют или мало используются современные, практические ориентированные, методики обучения;

 

 

  1. учебные программы перегружены лишними дисциплинами и чрезмерно     теоретичны, что не вызывает интереса у студентов;

 

9)  процесс прохождения  практики  в ВУЗ-ах приобрел  формальный характер и не связан  с реальным привитием практических  навыков и умений по освоению  специальности, следствие излишней  теоретизации учебного процесса. 

 

Часто теоретические  знания дипломированного выпускника ВУЗа не совсем соответствуют требованиям работодателя, не говоря уже о практических навыках и умениях.   Таким образом, приобретаемая студентом квалификация в ВУЗе не отвечает требованиям реального времени.  Практика показывает, что большая часть дипломированных выпускников ВУЗ-ов либо вынуждена работать не по специальности,  что и происходит в настоящее время, либо переучивается и получает более востребованную специальность. Студентам, чьи  специальности актуальны на момент окончания ВУЗа в силу меняющейся коньюнктуры, эту проблему еще можно как-то решить. А как быть выпускникам ВУЗ-ов, выходцам из сельских регионов? Ведь, основной состав студенческой молодежи составляют студенты, выходцы из сельской местности нашей страны. Таким дипломированным специалистам трудно найти свою нишу на городском рынке труда в силу дороговизны жизни в таких городах и отсутствием социальных льгот для категории - «молодой специалист». Найти временную работу или работу не по специальности удается еще в крупных городах- мегаполисах, как Алматы. Такое трудоустройство выпускника ВУЗа едва ли   хватает на аренду жилья и питание, не говоря о затратах на получение второго образования. А в городах областного значения найти даже временную работу составляет большую трудность. 

Пару- тройку отличившихся студентов  могут оставить на кафедре, пригласив дальше заниматься научно-исследовательскими  разработками. Это не обязательная тенденция и зависит от сложившегося института набора кадров в том  или ином высшем учебном заведении.  Чаще всего такая молодежь обучается на заочном отделении, самостоятельно зарабатывая необходимые финансовые ресурсы для оплаты учебы.

Такая система  обучения таит в себе несколько рисков.

1) Студенты, обучающиеся  на заочной форме обучения, как  правило, работают и причем  не по уже полученной специальности, а там где больше платят. Таким образом, источник денежных доходов, а это в основном временная работа, может быть вовсе не связан с полученными навыками и умениями в стенах ВУЗ-а.  Дорогая жизнь в мегаполисах (основное количество студентов и сосредоточено в крупных городах, действуя по принципу: большой город – большие возможности) все более способствует расширению такой тенденции. Зачастую такие студенты ограничиваются посещением нескольких занятий в период сессий (2 раза в год), а то и вовсе «процесс освоения специальности» упрощает коррупционная система в ВУЗ-ах. Причем согласно проведенным опросам студентов система взяток одинаково развита как в технических, так и в гуманитарных ВУЗ-ах. И  соотносится прямо пропорционально стоимости оплаты за обучение. Соответственно чем выше плата за обучение, тем больше «спрос» на взятки.

2) Кроме того, у нас  нет единых стандартов получения  второго высшего образования.  В технических ВУЗ-ах, к примеру,  если 1-ая специальность соответствует общему профилю второй специальности, то срок обучения составляет  2 или 3 года.  А если первое образование гуманитарное, а второе – техническое, то период обучения составляет и вовсе все  4 или 5 лет.  Таким образом, время и ресурсы, затраченные самим обучающимся на получение специальности оказываются невостребованными и требуют дополнительных расходов выпускниками для получения более востребованной второй специальности, что в ущерб, как самим выпускникам, так и государству. Тем более, что в настоящее время обзаводиться несколькими дипломами стало модно, но не потому, что абсолютно все навыки могут пригодиться, а хотя бы одна специальность, с помощью которой можно будет занять определенную нишу на городском рынке труда.

 

3) А если дипломированный выпускник ВУЗ-а обучался в стенах университета по государственному образовательному гранту? Ведь, у нас в стране не предусмотрена система трудоустройства выпускников, обучавшихся на бюджетной основе. На сегодняшний день 633 тысячи студентов обучаются в 145 казахстанских ВУЗах из них 200 тысяч в Алматы, большинство получает знания на платной основе, 34840 мест составляет госзаказ, который превышен по сравнению с 2008г. на 1350 мест.  Никаких стимулирующих  мер  по освоению получаемой специальности после завершения учебы со  стороны государства к таким учащимся не предусмотрено. Таким образом, денежные средства, выделенные на гранты для обучения в высших учебных заведениях страны, не оправдывают своего назначения и оказываются потраченными «впустую».

Кроме освоенных средств  на гранты, государство теряет и  на привлечении иностранных специалистов в те или иные отрасли по вышеназванным причинам. Как известно заработная плата иностранного специалиста в несколько раз превышает заработную плату отечественного работника. Приток иностранной рабочей силы в республику может обернуться возникновением деструктивных тенденций, дестабилизирующих обстановку в стране. Что мы и пронаблюдали на трагических примерах в Шахтинске, Тенгизе.

Из всего вышеназванного, следует, что отсутствие налаженного механизма между потенциальным работником и потенциальным работодателем еще в стенах ВУЗа  наносит колоссальный ущерб национальным интересам нашей страны.

Среди выпускников ВУЗ-ов, обучавшихся на коммерческой основе распространена тенденция получения  так называемого  «диплома ради корочки». Таким студентам заранее уготовано место работы, а главным фактором трудоустройства являются родственные связи. Таким образом, у студентов отсутствует заинтересованность в получении необходимых знаний и навыков, а отсюда вытекает низкий уровень подготовки дипломированных специалистов, которые в скором будущем вряд ли смогут стать конкурентоспособными.  Согласно аналитическому докладу Департамента внутренней политики г.Алматы, посвященному состоянию молодежной политики города в 2008г., выбор наиболее  эффективных методов поиска работы среди алматинской молодежи представлен в диаграмме 1. 

 

Диаграмма 1. Выбор наиболее эффективных методов поиска работы

 

В вопросах занятости одним из важных моментов является поиск работы. Оказалось, что эффективных методов поиска работы у молодых сегодня не так много. В числе наиболее предпочитаемых оказались два: через знакомых и по объявлениям. Поиск работы через своих знакомых и родственников предпочли сегодня 32,2% молодых алматинцев.

Таким образом, данные диаграммы показывают, что  определенных изменений требует  и система предложения  поиска работы. Ярмарки вакансий (во всяком случае, в том виде, в котором  они проводятся сейчас) себя не оправдывают. Молодежь старается действовать через знакомых и родственников. Требует усиления работы и биржи труда, и организации по трудоустройству. Учитывая востребованность газетных объявлений о вакансиях возможно издание городской газеты или создание сайта, связанных с биржей труда и организациями по трудоустройству. Завершением комплексного подхода была бы организация переподготовки специалистов по заявкам работодателей,  бирж труда и организаций по трудоустройству. В связи  с экономическим кризисом, следует полагать, что на сегодня работу через знакомых и родственников ищут гораздо больше, нежели 32,2 %.

Между тем в  концепции поддержки и развития конкурентоспособности молодежи на 208 -2015 гг. «из-за низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда, обусловленной недостатком профессиональных знаний, отсутствием квалификации и трудовых навыков уровень молодежной безработицы продолжает оставаться высоким» .Своеобразной попыткой решения данной проблемы была акция «С дипломом в село». По данным Министерства сельского хозяйства в 2009 году 6 582 специалиста социальной сферы направились работать в сельскую местность. По словам вице-министра сельского хозяйства М.Оразаева, 78% из них - учителя, а остальные - работники здравоохранения, социального обеспечения, культуры и спорта. Как отметил М. Оразаев, в текущем году данная программа будет продолжена. При этом, «вдобавок к тем деньгам, которые будут выделены в качестве подъемных пособий, мы предусмотрели 3,5 млрд. тенге для предоставления бюджетного кредита", подчеркнул вице-министр сельского хозяйства. Данная акция внесла свою лепту в трудоустройство 6582 молодых специалистов, но это всего лишь чуть больше чем 1 % из всего контингента 600 000. 

 4) Освоению полученной специальности на практике препятствует и то, что молодого выпускника со студенческой скамьи без опыта работы работодатель обычно не берет. А если повезет и способный выпускник пройдет испытательный срок с результатом приема его на работу, то размер заработной оплаты не соответствует ожиданиям и запросам молодого специалиста. Согласно социологическому республиканскому исследованию среди казахстанских студентов, проведенному Международным институтом современной политики  в 2007г. выяснилось, что  для подавляющего большинства студентов «опыт работы» ассоциируется с «квалифицированным работником» - ближайшим социальным окружением: профессией, коллективом, работой, страной. Как показал проведенный опрос, у 55,7% студентов нет опыта работы по своей специальности и это, по их мнению, главная проблема (см. диаграмму 2). По мнению студентов, опыт работы по полученной специальности является одним из главных и приоритетных факторов успешного трудоустройства на высокооплачиваемую работу. 

Информация о работе Анализ ситуации на молодежном рынке труда Республики Казахстан