Анализ ситуации на молодежном рынке труда Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:54, доклад

Описание

Поддержка и развитие конкурентоспособности молодежи является очень актуальным и стратегическим приоритетом государственной политики Республики Казахстан. Конкурентоспособная казахстанская молодежь - залог успешного вхождения нашей страны в число 50-ти конкурентоспособных стран мира. В ежегодных посланиях Президента народу страны основное внимание уделяется построению и развитию социально-ориентированного государства. Основным фактором формирования и дальнейшего устойчивого развития социально-ориентированного государства является формирование и развитие, отвечающей современным, международным требованиям и стандартам в условиях усиливающейся глобализации, отечественной конкурентоспособной молодежи.

Работа состоит из  1 файл

Zholamanova_molodej RK.doc

— 415.00 Кб (Скачать документ)

 

В концепции поддержки и развития конкурентоспособности молодежи на 2008-2015 гг. сказано «существующая система подготовки специалистов по государственному образовательному заказу (особенно с высшим образованием) способствует росту числа «дипломированных» безработных».

 

Следует отметить, что  в республике отсутствует служба, координирующая работу по профессиональной ориентации, оказанию помощи молодежи в профессиональном самоопределении с учетом потребностей экономики страны.

 

Диаграмма 2.

Ситуация по содействию ВУЗа  прохождению студентами учебной  или производственной практики согласно проведенному республиканскому опросу среди казахстанских студентов выглядит следующим образом. Как выяснилось, 36%  казахстанских студентов считает, что ВУЗ содействует прохождению практики. 

 

Диаграмма 3. 

 
 
          Как известно, молодежь нацелена на быстрый карьерный рост и рассматривает работу в качестве «социального лифта». Работодатель же не всегда имеет желание траты дополнительных расходов  на «дообучение» молодых кадров.   Кроме того, для выпускника ВУЗ-а устроившегося на работу по специальности не предусмотрено никаких социальных льгот, в первую очередь,  в сфере получения жилья. Молодые специалисты, решившие самостоятельно устроиться не спешат обзаводиться семьями. Так, на сегодня средний возраст вступления в брак в Казахстане составляет у мужчин 28-30, у женщин 27 лет. Поэтому в современных условиях шансов получить квартиру по государственной программе как молодая семья, где оба супруга должны иметь детей и не достигнуть при этом 29 лет практически нет. Поэтому молодежь из числа молодых специалистов к спискам, получающим жилье по госпрограмме, чаще всего не относится, так как низкая зарплата не позволяет прокормить семью в современных условиях, к тому же бесконечная аренда квартиры в Алматы просто не карману молодому госслужащему.  Ипотечное кредитование требует соответствующего  уровня заработной платы, тем более в условиях финансового кризиса, ипотеки просто нет, а если есть, то с достаточно жесткими условиями. А потому на ипотечное кредитование молодые специалисты рассчитывать не могут и нет уверенности в том, смогут ли они рассчитывать на это в будущем при растущих темпах инфляции. С такими проблемами вряд ли молодые специалисты рискнут оставаться и обустраивать свою жизнь в городе. Один только   энтузиазм не простимулирует молодого специалиста на облагораживающий труд с каждым днем в дорожающем мегаполисе страны, как Алматы. Зачастую относительно высокий уровень зарплаты можно получить устроившись в сфере услуг (ресторанный, гостиничный бизнес, туризм, сотовая связь).  Куда и устраиваются молодые дипломированные специалисты, где навыков и умений, полученных в стенах университета не требуется, а если требуется, то только так называемая  корочка. В настоящее время в городе Алматы функционируют 52 ВУЗа, где обучается третья часть всей студенческой молодежи страны. Общее количество молодежи по городу составило 388 675 – 30% жителей города. В целом, общее количество обучающихся студентов по городу Алматы составляет  256 803 чел. При этом основной контингент студентов обучается по экономическим и техническим специальностям. Численность студентов, получающих образование за счет государственных образовательных грантов составляет 49 100 чел. Поэтому целесообразным представляется представить картину студенческой молодежи в г. Алматы, так как здесь сосредоточена треть всего студенческого контингента. Согласно аналитическому докладу Департамента внутренней политики г. Алматы, посвященному состоянию молодежной политики города, проблемы алматинской молодежи распределились так, как показано в диаграмме. 

Диаграмма 4. Наиболее острые проблемы алматинской молодежи

Для молодых эта проблема стоит особенно остро, поскольку своего жилья у них зачастую нет, а купить его (даже оформив ипотечный кредит) они не могут из-за низкой зарплаты и часто отсутствия постоянного места работы. К тому же, молодежь часто работает на таких предприятиях, где оплата происходит «черным налом», соответственно не перечисляются налоги и пенсионные отчисления. Как сообщает Агентство РК по статистике, в январе 2010 года цены на жилье на первичном рынке повысились на 0,6%, на вторичном - на 0,1%. При этом, если сравнивать со стоимостью квартир ровно год назад, то наблюдается снижение в новых домах - на 5,5%, в построенных ранее - на 4,9%.

Итак, молодежь города больше всего заботит сегодня непрекращающийся рост цен на жилье. В этой ситуации молодые не могут решить одну из главных проблем – приобрести крышу над головой, а значит, и создать семью. В таких случаях в силу неустроенности молодые специалисты не спешат обзаводиться семьями. Как  парни, так и девушки стремятся встать на ноги самостоятельно, пытаясь обрести определенный социальный статус. И как результат поздние браки, рост количества одиноких женщин и мужчин, сосредоточившихся на профессиональном и материальном росте, гендерные вопросы. К примеру, количество одиноких женщин в Казахстане составляет на сегодня более 400 тысяч.

Таким образом, так называемая «тенденция выживания» молодых специалистов оказывает негативное влияние на демографическую, и на социально-экономическую  ситуацию в стране.

 

Диаграмма 5. Основные причины молодежной безработицы

 

Две причины выявлены в качестве основных – «низкая  заработная плата» (37,6%) и «отсутствие  опыта» - 32%. Надо полагать, что работа, которую предлагают молодым, не устраивает их в первую очередь по причине  низкой оплаты. В то же время, молодежь достаточно трезво оценивает свои возможности и указывает в качестве одной из главных причин отсутствие трудового опыта, который для многих работодателей становится сегодня главным условием при приеме на работу вчерашних выпускников.

Высокая конкуренция на рынке труда (24,8%) и отсутствие полезных связей (20,2%) выступили не менее значимыми среди причин молодежной безработицы. Первая из этих причин выступает в качестве характерной для Алматы, где, несмотря на огромное количество предприятий малого и среднего  бизнеса, наблюдается жесткая конкуренция на рынке рабочей силы. Относительно второй необходимо отметить, что до сих пор еще устроиться на работу без знакомств очень непросто. С другой стороны, практика представления рекомендательных писем, принятая во многих странах, есть несколько иная форма устройства на работу по знакомству.

Как видно из диаграммы, следующие три причины, имеют  примерно равное числовое значение, однако выступают проявлениями разных детерминант: отсутствие надлежащей квалификации (18%), отсутствие государственной поддержки (17,4%) и незаинтересованность работодателей (17,2%). Первая причина характеризует качество рабочей силы сегодня, преодоление проблемы зависит, в основном, от самих работников. Вторая причина обусловливает необходимость создания целевой программы поддержки молодежи, в которой нашли бы свое место и проблемы занятости. Наконец, нежелание работодателей трудоустраивать молодых специалистов вполне понятно, однако государственное вмешательство в виде предоставления квот в виде арендного жилья, к примеру, молодым специалистам видимо также является необходимостью для решения сложившейся ситуации.

Таким образом, молодежь сегодня не работает не потому, что  работы нет (на отсутствие рабочих мест ссылается лишь 11,2% опрошенных), а потому, что предлагаемая зарплата ее не устраивает. В то же время, молодые сталкиваются с «заколдованным кругом» в поисках работы: для ее получения нужен опыт, а получить его можно, лишь работая где-то.

Если общая оценка социально-экономической ситуации выступает в качестве своеобразного  индикатора адаптации молодежи к  рыночным условиям, то обозначение  социально-экономических проблем  помогает конкретизировать «болевые точки» в социальном самочувствии молодых.

Для Алматы наиболее острой проблемой для молодых является, как оказалось, проблема «дороговизны жилья и земельных участков». Ее отметили 59,2% опрошенных, больше чем  каждый второй (см. Диаграмму 5). Надо отметить, что действительно рост цен на жилье в последние годы в городе происходит очень существенный. По данным риэлторской компании «Центр Коммерческой Недвижимости» (ЦКН), за последние пять лет цены на жилье в Алматы выросли почти в девять раз.

 

 

Диаграмма 6. Основные требования, которым должна отвечать работа

 

Среди этих требований то, которое отличает прагматичную молодежь рыночной эпохи – хороший заработок. С другой стороны, именно это условие  является базовым для удовлетворения потребностей современного человека в  создании семьи, приобретении жилья, получении образования, помощи родным и т.д. Вместе с тем, обращает на себя внимание, что второе место занимает опция «любимое дело». Это характеризует алматинскую молодежь с лучшей стороны.

 

Масштабы и  причины высокой безработицы  среди специалистов: опыт стран Центральной Восточной Европы

О структуре  безработицы и ее масштабах среди  квалифицированных работников можно  судить по результатам обследований, проводимых в отдельных странах, а также данным МОТ. В Польше и  Словакии доля специалистов со средним специальным и профессиональным образованием в общей численности безработных достигает порядка 60%, Чехии - 42-43 %, Венгрии - 35%.

Вторая по численности  группа безработных - лица, не имеющие  законченного среднего образования (их удельный вес колеблется от 40% в Венгрии до 25% в Польше), третья - работники с общим средним образованием. Самая малочисленная категория безработных - специалисты с высшим образованием, доля которых в общей безработице составляет от 2-3% в Венгрии и Словакии до 4-5% в Чехии и Польше и 8% в Болгарии. Что касается размеров незанятости среди отдельных категорий работников, то в Польше (лидере по уровню безработицы среди стран ЦВЕ) среди лиц, имеющих высшее образование, она составляет 5,5%, среднее специальное - 13,2, общее среднее - 16,3, профессиональное - 15,5%. В Румынии (государстве с менее высоким уровнем безработицы) незанятость среди лиц со средним и средним специальным образованием достигает 15,8%, не имеющих среднего образования - 7,5%; специалистов с высшим образованием - 6,1%.).

Таким образом, несмотря на различия в уровнях экономического развития стран и масштабах безработицы, общей чертой является значительная доля лиц, имеющих среднее специальное, среднее общее, высшее и профессиональное образование в суммарной численности безработных. Причины высокого уровня безработицы среди специалистов исследователи связывают, прежде всего с особенностями системы подготовки кадров, чрезмерно высоким уровнем специализации, ограничивающим возможности быстро найти подходящее место на рынке труда. По мнению Л.Дегтярь - д.э.н., главного научного сотрудника Института международных экономических и политических исследований Российской академии наук «не сложилась еще адекватная новым условиям система переподготовки. Ее развитие тормозится многими факторами - недостаточной информацией о состоянии рынка труда, сложностью создания гибких программ переподготовки и отсутствием опыта работы в этой области, серьезными финансовыми ограничениями в условиях экономического кризиса. При растущей безработице значительно более дорогостоящие, чем выплата пособий, схемы переподготовки оказываются малоэффективными.

 

Влияние экономического кризиса на молодых специалистов

 

 Ситуация ухудшилась в связи с экономическим кризисом. И в России, и в Казахстане и в других странах постсоветского пространства мы наблюдаем ситуацию, где специалисты со стажем работы и молодые выпускники, то ест лица без опыта претендуют на одну и ту же зарплату. В такой ситуации работодатели сами должны были скорректировать определенные правила. Рынок до начала финансового кризиса остро нуждался в специалистах, поэтому в ситуации сложившегося кадрового голода работодатели готовы были рассматривать на вакансии и людей без опыта работы. Опыт и образование кое-где стали равнозначны. Интересно на этиот счет мнениею  российского эксперта Н.Гладильщиковой, которая  в своей статье «Спасет или добьет кризис российское образование» от 13 июля 2009 г, пишет о том, что  «финансовый кризис породил сокращения персонала во многих компаниях, а также замораживание проектов, и, как следствие, отсутствие потребности в наборе новых людей. На рынок выплеснулось много специалистов, рынок вновь ориентируется на работодателей. Данная ситуация, вероятнее всего, приведет к тому, что разница между зарплатами специалистов с опытом работы и выпускников вузов вновь начнет увеличиваться, так как у работодателя появится возможность выбирать». 
          По словам директора рекрутинговой компании FMI Алмы Жандаулетовой, молодым специалистам сейчас приходится сложнее всего, поэтому они соглашаются выйти на работу даже с условием низкого заработка, также проблемы с трудоустройством испытывают менее конкурентоспособные кадры, в том числе и те, которых приняли на работу по звонку или из родственных соображений. "Сейчас все отрасли экономики оставляют только самых успешных и доходных работников, правда, заработную плату таким сотрудникам не увеличивают, но зато их почетно ценят", - отметила директор FMI.

 

Что предпринимается  государством в целях решения проблемы трудоустройства молодых специалистов?

 

По инициативе Президента РК Н.Назарбаева в 2009 году был создан Национальный совет по развитию технического и профессионального образования и подготовке кадров при Правительстве РК. В результате заключены 16,2 тыс. соглашений между акиматами и предприятиями малого и среднего бизнеса. В 2009 году предоставлено более 48 тысяч рабочих мест для прохождения производственной практики.

Так, по данным Агентства  РК по статистике, показатель уровня молодежной безработицы 2005 года с 13,4% снизился по итогам 2009 года до 5,9%. На расширенном заседании коллегии Министерства образования и науки РК, состоявшемся  3 февраля 2010 года Министр Ж.Туймебаев сообщил о том, что реализуются проекты общенациональная инициатива "Ауыл жастары" на 2009-2011 годы, "С дипломом в село", "Молодежный кадровый резерв", "Жастар Отанѓа", "Молодежная практика". В отчете министра Ж. Туймебаева не было сказано о результатах данных проектов,  поэтому попробуем проанализировать деятельность каждого из них. 

По результатам деятельности проекта  «Молодежный кадровый резерв» в 2009 году зачислены в резерв 32 кандидата из 1000 претендентов, которые уже прошли обучение и стажировку. По словам исполнительного секретаря МК «Жас Отан» Н.Утешева после всех этапов отбора количество претендентов к зачислению в кадровый резерв составит 300 человек. Из 300 претендентов 70 резервистов, успешно прошедших все этапы конкурса и имеющих наиболее высокий рейтинг, зачисляются в кадровый резерв республиканского уровня. Оставшиеся 230 претендентов зачисляются в резерв регионального уровня. Зачисление в кадровый резерв является рекомендацией к рассмотрению продвижения резервиста для занятия более высокой должности либо рекомендацией к его поступлению на государственную службу. Да этот проект также вносит свою лепту в трудоустройство студентов, но лишь обучившихся по специальности «государственное и местное управление», «политология». Однако что такое 300 студентов, которые  проходят несколько этапов отбора для имеющихся 600 000 обучающихся в Республике?  

Как известно, данная программа  рассчитана на 2008-2010 годы и предполагает проведение комплексного плана мероприятий, осуществление которого позволит создать  базу для выявления, воспитания и  продвижения молодых партийных  кадров, публичных молодых политиков и работников государственного аппарата. Программа охватывает всю перспективную молодежь Казахстана. Таким образом, за весь период с 2008 по 2010  гг.  реализации программы планируется привлечение трех тысяч молодых специалистов в различные органы государственной службы. Обустроить 3000 студентов за три года из имеющихся 600 000 в среднем за год, эта малая доля в деле обустройства всех выпускников ВУЗ-ов по разным специальностям.  

Информация о работе Анализ ситуации на молодежном рынке труда Республики Казахстан