Анализ ситуации на рынке пусковых услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:00, доклад

Описание

-Тенденции развития пускового сегмента
-Визуальный анализ мирового рынка ракет-носителей
-Среднесрочные перспективы развития и конкурентные тенденции рынка ракет-носителей

Работа состоит из  1 файл

1 Анализ ситуации на рынке пусковых услуг.docx

— 211.35 Кб (Скачать документ)

1 Анализ ситуации  на рынке пусковых услуг

    1. Тенденции развития пускового сегмента

Как показывает анализ, современный  рынок ракет-носителей или рынок  средств выведения имеет ряд  устойчивых и характерных тенденций, определяющих настоящее и среднесрочное  развитие пускового сегмента. В частности, целесообразно выделить следующие  процессы:

- Присутствие на рынке ограниченного числа игроков, обладающих научно-техническим потенциалом создавать и развивать ракетно-космические технологии (8 государств, в среднесрочной перспективе может еще добавиться Южная Корея) и предлагающих услуги по выведению КА и разнообразных грузов на орбиту (в среднесрочной перспективе не более 11).

- Устойчивая конъюнктура рынка, поддерживающая его емкость на постоянном уровне и создающая перспективу роста в ближайшие 10 лет (от 2 млрд. долл. США до 3,5 млрд. долл. США ежегодно).

- Динамично растущая потребительская среда, обуславливающая преобладание спроса над предложением пусковых услуг (в среднем клуб стран, нуждающихся в запуске того или иного космического груза, ежегодно увеличивается на 2–3 государства, общее число на настоящий момент превышает 80).

- Жесткая протекционистская политика со стороны государств-операторов, которые всеми доступными средствами поддерживают своих производителей (в целом весьма характерно для стран ЕС и США).

- Интенсификация международного сотрудничества в сфере ракетостроения и реализации пусковых услуг с целью повышения конкурентных преимуществ (создание совместных предприятий с целью трансферта технологий, со-финансирования и инвестирования ракетостроительных проектов, обеспечения маркетинга и реализацию пусковых услуг).

- Ограничение свободного выбора со стороны владельца полезных нагрузок наиболее приемлемого для него типа РН (во многом по политическим мотивам).

- Воздействие большого числа факторов на формирование цены (в том числе и неэкономических).

- Длительный срок исполнения заказа (технологические особенности производства).

Таким образом, современное  состояние пускового сегмента и  рынка средств доставки нагрузки в околоземное пространство уже  долгое время характеризуется наличием относительно небольшого количества ракет-носителей (РН), которые разработаны, производятся и используются ограниченным числом государств — РФ, США, Евросоюз (ЕКА) и Украина. Значительный прогресс в  области создания эффективных, высокотехнологичных  и поэтому высокорентабельных коммерческих спутников придал импульс новому этапу создания перспективных средств  доставки-КА.

Причем стремление иметь  свою долю на этом рынке привело  к появлению на нем ряда «новых»  для ракетно-космической отрасли  стран, таких как Япония, КНР, Индия  и Израиль. В настоящее время  активно и настойчиво стремятся  войти в пусковой рынок Бразилия, Казахстан, Иран, Южная и Северная Кореи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Визуальный анализ мирового рынка ракет-носителей

Визуальный анализ ракетостроительного  рынка представлен ниже и наглядно демонстрирует его несбалансированность и неравномерность, что в целом  оказывает немалое влияние на сегменты спроса и предложения на рынке.

Современный рынок ракет-носителей  подразделяется на три основных сегмента — тяжелый (свыше 6 тонн), средний (от 1,5 до 6 тонн) и легкий (до 1,5 тонн), классифицирующихся в зависимости от массы полезной нагрузки. Четвертый сегмент — сверхтяжелый (свыше 25 тонн) — в настоящее время в силу отсутствия действующих технических решений и рыночного спроса находится в начальной стадии развития.

РН тяжелого и среднего классов способны выводить полезный груз или-КА на любую орбиту (LEO, GTO, GEO), при этом, чем выше орбита выведения, тем более снижается возможности  выведения более тяжелых грузов, в свою очередь РН легкого класса предназначены преимущественно  для вывода-КА на низкие околоземные  орбиты (LEO).

Рисунок 1 - Основные участники мирового рынка ракет-носителей

 

В настоящее время странами мира в государственных программах и коммерческих пусках активно используются более 20 РН, представленных 8 странами:

- в легком классе: СТАРТ 1 (РФ), РОКОТ (РФ), КОСМОС 3M (РФ), ЦИКЛОН 3 (РФ-Украина), ДНЕПР (РФ-Украина), SHAVIT (Израиль), TAURUS (США), MINOTAUR (США), PEGASUS (США);

- в среднем классе: СОЮЗ (РФ), ЗЕНИТ 2 М и ЗЕНИТ-3SL (РФ-Украина), PSLV (Индия), M-5 (Япония), DELTA 2 (США), CHANG ZHENG (КНР), GSLV (Индия); 

- в тяжелом классе: ARIANE 5 (ЕКА-Евросоюз), ATLAS 5 (США), ПРОТОН М (РФ), H-IIA (Япония), DELTA 4 Heavy (США).

Увеличение частоты запусков ракетно-космических систем и дальнейший их рост в перспективе ставит перед  разработчиками ряд экономических  и экологических проблем и  ограничений. Необходимо снизить стоимость  вывода полезной нагрузки на орбиту, минимизировать засорение ближнего космоса отработанными  частями РН, значительно уменьшить  или даже ликвидировать территории, отчуждаемые для падения отработанных ступеней. Большое значение имеет  обеспечение гарантированной частоты  запусков, снижение стоимости и сложности  наземного комплекса, а также  гибкости базирования.

Ракетные комплексы того или иного семейства РН (модификации  одной серии) могут различаться  конструктивным исполнением, например количеством ступеней (обычно от 2 до 4) или типом разгонного блока. Характерной  чертой мирового ракетостроения становятся простота конструкции и низкий технический  риск разработки при оптимальной  экономической рентабельности. В  соответствии с этой тенденцией количество жидкостных ступеней на РН, как правило, уменьшается, а сами ступени состоят  из минимального числа максимально  крупных элементов. При необходимости  увеличения грузоподъемности носителя широко используются стартовые твердотопливные  ускорители, сравнительно простые и  дешевые.

Большое значение имеет способ вывода-КА на орбиту, в частности, на современном этапе чаще всего  используется следующая схема: сначала-КА выводится на опорную орбиту (геостационарную  переходную орбиту GTO), а с нее  осуществляется энергетически оптимальный перелет на заданную орбиту. Следует иметь в виду, что эта схема может быть реализована только при наличии в составе РН специального разгонного блока или верхней ступени с возможностью, по крайней мере, двукратного включения маршевого двигателя в условиях невесомости. Прямая схема выведения-КА на орбиту энергетически менее выгодна. Точностные характеристики доставки спутника в расчетные точки орбиты сейчас достаточно высоки: погрешность позиционирования-КА по высоте может составлять 5–15 км, а погрешность наклонения орбиты обычно не превышает 0,05–1°.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Среднесрочные перспективы развития и конкурентные тенденции рынка ракет-носителей

 Как отмечают многие аналитики, мировая ракетостроительная сфера в значительной мере пострадала от коммерциализации космической индустрии. Для того чтобы определить текущие проблемы отрасли, необходимо рассмотреть, какие преимущества и недостатки были, когда ракетостроение находилось под жестким контролем и обеспечением государства. 

Преимущества:

Недостатки:

возможность централизованного  выделения колоссальных ресурсов на приоритетные темы и перспективные  разработки 

зависимость от состояния  государственных финансов

возможность планомерного и  предсказуемого развития отрасли 

неоправданно высокая  стоимость продукции

принятие государством на себя рисков отрасли

излишние риски

 

развитие основывается преимущественно  на запросах военных и ученых, а  другие потенциальные потребители  планируют свой бизнес без учета  возможностей отрасли

 

недостаточность юридического регулирования деятельности отрасли  как субъекта рынка


 

Анализируя эти данные, можно сделать вывод, что в  ближайшее время разработка новых  ракетных проектов будет происходить  за счет следующих факторов:

- собственные источники, включение в стоимость существующих ракет-носителей инвестиционной составляющей, а также государственная поддержка;

- концентрация средств нескольких производителей для реализации одного проекта («ЗЕНИТ-3SL» в рамках SEA LAUNCH SERVICES — BOEING COMMERCIAL SPACE COMPANY, НПО «ЭНЕРГИЯ», НПО «ЮЖНОЕ», KVAEMER SHIPBUILDER; ARIANE — AEROSPATIALE, MATRA MARCONI SPACE, FIAT-BDR DIFEA SpaZio, DASA);

- привлечение средств стратегических инвесторов из смежных отраслей (ODYSSEY — TRW SPACE & TECHNOLOGY GROUP, TELEGLOBE, SPAR AEROSPACE, THOMSON CSF); 

- венчурный капитал (TELEDESIC/ICOTelesic GLOBAL Ltd — КРЕГ МАК-КОУ, БИЛЛ ГЕЙТС, аль ВАЛИД Бен ТАЛАЛ, BOEING).

Последний проект можно считать  промежуточным шагом перед началом  функционирования классической схемы  финансирования через выпуск акций, высокодоходных облигаций и коммерческих займов.

Однако развитие отрасли  может пойти и за счет объединения  производителей или поглощения одного производителем другим. Анализ показывает, что для снижения стоимости пусков гиганты космической индустрии  стремятся к кооперации и продвижению  на рынок наиболее надежных и эффективных  РН.

International Launch Service (ILS) создано совместными усилиями LOCKHEED MARTIN (вышла из состава в 2006 году), ГКНПЦ им. М. В. Хруничева и РКК «ЭНЕРГИЯ» в целях маркетингового обеспечения и реализации РН семейства «Протон». За счет средств, выделенных компанией ILS, была проведена модернизация исходного носителя в заменивший его в коммерческих запусках «ПРОТОН-М». Этот носитель имеет новую, полностью российскую систему управления и улучшенные потребительские свойства: более высокие энергетические возможности и меньшие ошибки выведения. Более того, уже сейчас компания ILS имеет эксклюзивные права на коммерческое использование создаваемого в рамках госзаказа перспективного российского носителя «АНГАРА 5», первый пуск которого состоится не ранее 2014 г. Следует отметить, что, опираясь в значительной степени именно на относительно невысокую стоимость пуска российских Протонов, корпорация LOCKHEED MARTIN смогла за два года увеличить свою долю даже на переживающем падение спроса рынке запусков почти в три раза — с 24% до 70%. Такое развитие событий вынудило других космических операторов — ARIANESPACE (а именно этой компании ранее принадлежало 50% рынка), BOEING и MITSUBISHI HEAVY INDUSTRIES — заключить в 2003 г. соглашение о взаимопомощи при запуске коммерческих спутников.

Sea Launch создано на основе сотрудничества американской компании BOEING, украинского КБ «ЮЖНОЕ» и российского РКК «Энергия» в целях продвижения РН «ЗЕНИТ-3SL». Данный международный проект является крайне амбициозным, но и существенно более дорогим. В рамках проекта создан плавучий космодром «ОДИССЕЙ» для запуска с экватора (наилучшее место для запуска на GEO) российско-украинской РН «ЗЕНИТ-3SL». В условиях кризиса и связанного с этим падения стоимости запусков компанией SEA LAUNCH было принято решение диверсифицировать риски и вернуться с РН «ЗЕНИТ-SL» на космодром Байконур. Новый проект, получивший наименование LAND LAUNCH, вследствие разности широт точек старта, будет не конкурировать с первоначальным, а дополнять его, закрывая новый сегмент рынка по запуску на GEO «малых» спутников связи. Маркетинг нового проекта на западном рынке осуществляет также компания SEA LAUNCH.

RD Amross LLC совместное предприятие, учрежденное НПО «ЭНЕРГОМАШ» и американской компанией PRATT&WHITNEY (подразделение UNITED TECHNOLOGIES) в целях производства лучших в мире кислородно-керосиновых маршевых ракетных двигателей РД-180 для первых ступеней американских ракет-носителей «ATLAS» 3 и «ATLAS 5». В соответствии с заключенным соглашением американская компания в целом намерена приобрести 101 двигатель, а вся программа рассчитана на 17–20 лет.

В качестве примера можно  также привести приобретение Отделения  космических систем, выпускающего РН «Atlas» фирмы GENERAL DYNAMICS, корпорацией MARTIN-MARIETTA. Можно также отметить партнерство испанской аэрокосмической компании СASA с германской компанией DASA. Согласно заявлениям руководителей Российской космической ассоциации (РАКА) в российской космической отрасли уже начался процесс концентрации: 20% уставного НПО «ЭНЕРГОМАШ» — ведущего разработчика ракетных двигателей — опосредованно контролирует корпорация BOEING, 12% уставного капитала ОАО «ПРОТОН-ПМ» принадлежат UNITED TECHNOLOGIES CORPORATION (через 100%-ную дочернюю компанию RER HOLDINGS).

В начале 1990-х гг. представлялось, что надежные и сравнительно недорогие  российские РН быстро займут лидерские  позиции на рынке коммерческих запусков, потеснив в конкурентной борьбе основных операторов рынка — европейский ARIANESPACE и американские корпорации BOEING и LOCKHEED MARTIN. Однако самостоятельно решить эту задачу России не удалось, в том числе по причине того простого факта, что крупнейшие западные производители РН оказались или крупнейшими разработчиками запускаемых коммерческих спутников, или были с ними тесно связаны многолетним партнерством.

 Прорыв на рынок  произошел лишь после появления  совместных предприятий, конечно,  с ведущим участием западных  компаний, которые и стали осуществлять  маркетинг российских носителей,  в первую очередь тех из  них, что были способны работать  в наиболее прибыльном сегменте  рынка по запуску спутников  связи на геостационарную орбиту (GEO).

Как показывают данные осуществленных пусков РН за три года (с 2007 по 2010гг.) наиболее востребованными являются ракетные комплексы, произведенные в России (семейство «ПРОТОН», «СОЮЗ»), в Евросоюзе (ЕКА) («ARIANE 5»), в США («DELTA 2») и в КНР (семейство «CHANG ZHENG»), среднегодовой спрос на которые составляет 5–6 пусков в год. При этом основная конкуренция в коммерческом сегменте ведется по линии Россия — Евросоюз (ЕКА), которые стабильно удерживают лидерство в пусковом коммерческом сегменте с очевидным преобладанием России.

Несмотря на то, что США  и КНР также входят в группу лидеров мирового сегмента пусков, их участие в коммерческом секторе  весьма незначительно, т. к. использование  РН ведется, главным образом, в интересах  национальных космических программ. В любом случае, даже если КНР  будет стремиться наращивать свое присутствие в коммерческом секторе пусков, китайские РН вряд ли смогут потеснить позиции российских и европейских РН по причинам надежности и высокой эффективности последних.

Информация о работе Анализ ситуации на рынке пусковых услуг