Анализ бюджетного дефицита и методы его покрытия в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 00:32, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является исследование теоретических аспектов функционирования бюджетной системы, анализ особенностей бюджетной системы в Республике Беларусь и выявление основных проблем, связанных с наличием в стране бюджетного дефицита и государственного долга.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические аспекты бюджетного дефицита и государственного долга 5
1.1 Понятие государственного бюджета 5
1.2 Бюджетный дефицит и государственный долг 8
1.2.1 Сущность бюджетного дефицита 8
1.2.2 Сущность государственного долга 11
1.3. Управление государственным долгом 17
1.4. Способы покрытия бюджетного дефицита 19
2. Анализ бюджетного дефицита и методы его покрытия в Республике Беларусь 21
2.1 Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь 21
2.2 Государственный долг РБ в настоящее время. Способы управления государственным долгом 24
Заключение 29
Список использованных источников 30

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ_Макроэкономика_готовая.docx

— 77.37 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ

Курсовая  работа: 30 с., 1 рис., 1 табл., 8 источник

 

Бюджетный дефицит, Сбалансированность доходов и расходов, внутренний Государственный долг, внешний государственный долг, Консолидация, новация.

 

Объект исследования ― бюджетный дефицит, государственный долг.

Предмет исследования ― основные концепции развития и закономерности бюджетного дефицита и государственного долга, особенности в Республике Беларусь.

Цель работы: исследование теоретических аспектов функционирования бюджетной системы в Республике Беларусь и выявление основных проблем, связанных с наличием в стране бюджетного дефицита и государственного долга.

Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.

Исследования и разработки: проведен анализ бюджетной системы в Республике Беларусь, в результате которого выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения. 

Элементы научной новизны: определены и сформулированы основные проблемы бюджетной системы и предложены  конкретные способы их решения в Республике Беларусь.

Область возможного практического  применения: лекции, семинарские занятия.

Технико-экономическая, социальная и экономическая значимость: изучение бюджетного дефицита и государственного долга является очень актуальным вопросом, так как государственный бюджет оказывает регулирующее воздействие на развитие экономических процессов страны, а проблема управления государственным долгом стоит в РБ в настоящее время на первом месте.

Автор работы подтверждает, что приведенный в  курсовой работе расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на источник.                                          

                                                                                         

                                                                                                     ________________

                                                                                                                                             (подпись студента)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  4

1 Теоретические  аспекты бюджетного дефицита  и государственного долга 5

1.1 Понятие  государственного бюджета 5

1.2 Бюджетный  дефицит и государственный долг 8

1.2.1 Сущность  бюджетного дефицита 8

1.2.2 Сущность  государственного долга 11

1.3. Управление  государственным долгом 17

1.4.  Способы  покрытия бюджетного дефицита 19

2. Анализ  бюджетного дефицита и методы  его покрытия в Республике Беларусь 21

2.1 Развитие  бюджетного дефицита в Республике  Беларусь 21

2.2 Государственный  долг РБ в настоящее время.  Способы управления государственным долгом 24

Заключение 29

Список использованных источников 30

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема  данной курсовой работы была выбрана  не случайно, в виду ее актуальности. Актуальность ее состоит в том, что государственный бюджет оказывает регулирующее воздействие на развитие экономических процессов. А проблема управления государственным долгом, и формирование целостной системы государственного регулирования процесса управления внешними заимствованиями стоит в настоящее время на первом месте, так как Республика Беларусь испытывает недостаток собственных ресурсов для наращивания экономического потенциала страны, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям.

Целью написания  курсовой работы является исследование теоретических аспектов функционирования бюджетной системы, анализ особенностей бюджетной системы в Республике Беларусь и выявление основных проблем, связанных с наличием в стране бюджетного дефицита и государственного долга.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть  понятие, сущность бюджетного  дефицита и государственного  долга;

- рассмотреть  структуру бюджетной системы;

- выявить  основные функции бюджетной системы;

- определить  роль и место бюджетной дефицита в экономике страны;

- проанализировать бюджетный дефицит в экономике Республик Беларусь;

- охарактеризовать  современное состояние бюджетной системы в Республике Беларусь;

- изучить  нормативно-правовые акты Республики  Беларусь, регулирующие бюджетный дефицит и государственный долг;

- выделить  основные направления совершенствования  бюджетной системы в Республике Беларусь.

При написании курсовой работы была использована современная экономическая литература, статьи периодической печати и материал, опубликованный в Internet. Материалом для данной работы служили конкретные показатели бюджета, отраженные в Законе о бюджете Республики Беларусь, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Министерством статистики и анализа РБ.

 

1 Теоретические аспекты бюджетного дефицита и государственного долга

 

1.1 Понятие государственного бюджета

Ведущим звеном финансовой системы любой  страны является государственный бюджет. По своей экономической сущности государственный бюджет – это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством  и юридическими, физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда финансовых средств. Его определяют также как ежегодную смету (роспись) доходов и расходов государства. Государственный бюджет является главным финансовым планом страны, в котором отражается движение централизованных финансовых ресурсов.

Государственный бюджет содержит перечень запланированных (ожидаемых) расходов. Перечень запланированных доходов и расходов принято называть бюджетным уставом.

В основе построения бюджета лежит ряд  принципов. Важнейшим из них является принцип единства. Он означает, что  в стране имеется один бюджет, в  котором объединены все доходы и  расходы государства. Этот принцип  обусловлен единой экономической и политической основой государства, что предопределяет проведение единой государственной политики. Принцип полноты предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат  и поступлений. Принцип реальности предусматривает правдивое отражение в бюджете всех расходов, доходов, финансовых операций, соответствие утверждаемых в бюджетах сумм их использованию. Принцип публичности означает, что все фазы кругооборота были «открытыми» и каждый заинтересованный гражданин мог с ними ознакомиться. Кругооборотом бюджета называется законодательно утвержденный « путь бюджета». В нем  можно выделить три фазы:

1. составление  бюджетного плана;

2. исполнение;

3. контроль  и одобрение бюджетных действий.

В первой фазе составление бюджетного плана начинается с того, что отдельные министерства подают свои заявки (в виде смет). Министр финансов проверяет предоставленные сметы и составляет (учитывая финансовые возможности государства, которые в большинстве случаев определяются на основе прогнозирования будущих налоговых поступлений) план бюджета, который поступает  в Кабинет министров. Здесь план проверяется, при необходимости в него вносятся корректировки  и затем представляется как проект закона о бюджете законодательным органам.

Бюджет выполняет следующие  функции:

  • распределительную - через госбюджет  перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода;
  • контрольную - движение бюджетных ресурсов сообщает  о  финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать;
  • регулирующую  - изменение доходов  и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы,  темпы инфляции, т. е. стабилизировать экономику.

 Структура бюджета  определяется государственным  устройством. В странах,  имеющих унитарное устройство (Великобритания, Франция, Япония), он включает бюджет правительства и местные (муниципальные) бюджеты. В государствах с федеральным устройством  он трехзвенный, так как помимо центрального и местного включает также бюджеты промежуточного уровня.

Совокупность  всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Организация, принципы построения бюджетной системы, связь между ее звеньями определяются бюджетным устройством. В его основе лежит бюджетный (фискальный) федерализм. С одной стороны, он означает четкое разграничение функций между бюджетами разных уровней, их самостоятельность. Это проявляется, во-первых, в том, что бюджеты разрабатываются, утверждаются и исполняются соответствующими  органами власти. Во-вторых, каждый бюджет имеет собственные источники доходов, которые  закреплены за ним законодательно. В-третьих, соответствующие органы власти устанавливают направления расходования бюджетных средств, которые определяются конкретными социально-экономическими задачами, стоящими перед страной, регионом, городом. Так за счет центрального бюджета финансируются крупные общегосударственные программы, национальная оборона, космос, внешнеэкономические  отношения, государственное управление и т. д. Региональные, муниципальные денежные ресурсы направляются на развитие регионов, городов: содержание учреждений социальной сферы, развитие местного хозяйства, благоустройство территорий.

С другой стороны, фискальный федерализм предполагает оказание финансовой помощи вышестоящим звеньям бюджетной системы нижестоящим в форме дотаций, субвенций. Дотации предоставляются безвозмездно в виде определенной суммы денег для пополнения доходов и минимизации бюджетного дефицита нижестоящего звена. Они не имеют строгого целевого назначения. Субвенции - это также денежные суммы, предоставляемые нижестоящим бюджетам, но имеющие строго целевое назначение. Этот метод регулирования межбюджетных отношений помогает нивелировать различия в социально-экономическом развитии регионов.

Среди бюджетов разных уровней ведущую роль играет центральный бюджет (республиканский), в котором аккумулируется значительная часть финансовых ресурсов государства. Вместе с тем в странах с рыночной экономикой все большее значение приобретают местные бюджеты, через которые перераспределяются от 30 до 60 % всех финансовых ресурсов государства.

Для аналитических  и статистических целей рассматриваются  консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов по стране в целом или по соответствующим регионам, территориям.

Организацию работы по формированию и исполнению государственного бюджета страны осуществляет, как правило, Министерство финансов. Рассмотрение, утверждение бюджетов входит в функции законодательных органов власти. Бюджет государства составляется на год. В ряде стран сроки бюджетного года не совпадают с календарными. В Великобритании, Японии, Канаде он начинается с 1 апреля, в США - с1 октября. Государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей, которые в каждой стране имеют свои особенности. Существуют бюджетный и кредитный методы формирования и использования бюджетных средств. Бюджетный метод заключается в том, что часть денежных доходов населения, субъектов хозяйствования изымается безвозмездно в форме налогов, обязательных платежей и предоставляются средства из бюджета тоже безвозмездно. Кредитный метод имеет место тогда, когда бюджетные ресурсы формируются за счет поступлений от внутренних и внешних займов или расходуются на выдачу ссуд, кредитов. Основная часть финансовых ресурсов государства формируется на основе использования первого метода.

Построение  государственного бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией. Бюджетная классификация-это научно обоснованная группировка расходов и доходов бюджетов всех уровней, основанная на однородных признаках. Она позволяет определить цели расходования бюджетных средств, источники финансовых ресурсов государства и используется при планировании и исполнении бюджетов.

 

1.2 Бюджетный дефицит и государственный долг

1.2.1 Сущность бюджетного дефицита

 

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных расходов и доходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. В том случае, если расходы бюджета равны доходам, бюджет считается сбалансированным; когда расходы превышают доходы – имеет место дефицит государственного бюджета и, наконец, если доходы превышают расходы, имеет место профицит государственного бюджета. Почти во всех странах в настоящее время имеет место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами. Следствием этого является стремительный рост бюджетных дефицитов.

Бюджетный дефицит- это та сумма, на которую в данном году расходы государственного бюджета превышают его доходы. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам (налоги за вычетом социальных выплат). В государствах  с развитой экономикой бюджетный дефицит в пределах 4-5 % от ВНП считается нормальным явлением.[3]

Информация о работе Анализ бюджетного дефицита и методы его покрытия в Республике Беларусь