Анализ бюджетного дефицита и методы его покрытия в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 00:32, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является исследование теоретических аспектов функционирования бюджетной системы, анализ особенностей бюджетной системы в Республике Беларусь и выявление основных проблем, связанных с наличием в стране бюджетного дефицита и государственного долга.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические аспекты бюджетного дефицита и государственного долга 5
1.1 Понятие государственного бюджета 5
1.2 Бюджетный дефицит и государственный долг 8
1.2.1 Сущность бюджетного дефицита 8
1.2.2 Сущность государственного долга 11
1.3. Управление государственным долгом 17
1.4. Способы покрытия бюджетного дефицита 19
2. Анализ бюджетного дефицита и методы его покрытия в Республике Беларусь 21
2.1 Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь 21
2.2 Государственный долг РБ в настоящее время. Способы управления государственным долгом 24
Заключение 29
Список использованных источников 30

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ_Макроэкономика_готовая.docx

— 77.37 Кб (Скачать документ)

В конкурентной рыночной экономике любое предприятие  обязано, согласно правилам конкурентного рынка, нести ответственность за взятые на себя обязательства перед всеми своими кредиторами. Тем самым оно поставлено в такие рамки, которые вынуждают его работать обязательно в условиях жёстких бюджетных ограничений, т.е. покрывать имеющиеся расходы получаемыми доходами.

Главное отличие белоруской экономики от конкурентной заключается в двух принципиальных обстоятельствах. Во-первых, в Беларуси государство установило неодинаковые правила деятельности по отношению к предприятиям различных форм собственности. Во-вторых, и для оценки результатов деятельности предприятий различных форм собственности существуют также разные критерии. В соответствии с такими подходами государство выработало эксклюзивную систему субсидиарной плохо работающих предприятий нечастного сектора экономики. Всё это привело к целенаправленному созданию перераспределительной системы, через которую движение финансовых и натуральных ресурсов происходит от хорошо работающих предприятий к плохо работающим.

В Беларуси отсутствует рыночное правило, в  соответствии с которым каждое предприятие должно оплачивать свои обязательства перед кредиторами в срок, т.е. должники не наказываются. Мягкость бюджетных ограничений огосударствленных предприятий приводит к тому, что у них образуется постоянная нехватка доходов для покрытия расходов.

Помимо  неденежных форм, «развязывающих» неплатежи, большую роль в этом процессе играют банковские и финансовые векселя. Однако этот способ не пользуется популярностью, к нему проявляется недоверие.

Рассмотрим поведение государственного долга РБ за последнее время.

В долларовом эквиваленте государственный  долг на январь-ноябрь 2009 года вырос  на 85,5% – до $6,897 млрд. При этом на правительство Беларуси приходится $6,774 млрд. А на субъекты хозяйствования под гарантии правительства всего $0,122 млрд.

Основными кредиторами являются: Россия, МВФ, Венесуэла, Всемирный банк, Китай, Италия.

Напомним, что суммарный внешний  долг Беларуси (государства, банков и  корпораций) за 2009 год составил 21 миллиардов долларов.

На 1 января 2010 года государственный  долг Республики Беларусь составил в рублевом эквиваленте практически 30 триллионов белорусских рублей. Это на 74,7% больше, чем на 1 января 2009 года. Об этом сообщает Министерство финансов.

Сумма внутреннего государственного долга по состоянию на начало августа 2010 составляет 8,418 трлн. BYR. Задолженность, гарантированная правительством, увеличилась на 1,6% до 6,245 трлн. BYR и составила 74,2% всего внутреннего долга. Задолженность центрального правительства равнялась 2,172 трлн. BYR и за июль месяц практически не изменилась.

По данным БелТА, внешний государственный долг Беларуси за июль сократился на 2,2% и на 1 августа 2010 года был на уровне 25,217 трлн. BYR (около 8,48 млрд. USD) при утвержденном лимите 11 млрд. USD.

При этом задолженность, гарантированная  правительством, составляет около 511,9 млрд. BYR, или 2% всего внешнего долга. Этот показатель за июль увеличился на 16,9%. Долг центрального правительства  равен 24,706 трлн. BYR (98%), причем вся задолженность  сформирована долгосрочными займами. Как отметили в Минфине, за отчетный период он сократился на 2,6%.

Общий уровень задолженности за июль сократился на 1,4% и к началу августа был равен 33,64 трлн. BYR.

По данным Министерства финансов РБ, внешний  государственный долг Беларуси в  августе вырос на 3,3 трлн. BYR и на 1 сентября 2010 года составил 28,5 трлн. BYR, то есть примерно 9,5 млрд. USD.

Увеличение долга объясняется  размещением первых еврооблигаций  Беларуси на 1 млрд. USD.

В связи с этим внешний долг центрального правительства вырос за месяц  на 3,2 трлн. BYR, достигнув 27,9 трлн. BYR.

В то же время, внутренний долг центрального правительства в августе даже снизился на символическую величину -- 1,3 млрд. BYR, составив на 1 сентября 2010 года 2.171,7 млрд. BYR.

Внешний долг, гарантированный центральным  правительством, в августе вырос  на 36,5 млрд. BYR, до 548,4 млрд. BYR.

Внутренний долг, гарантированный  центральным правительством, за август увеличился на 122,8 млрд. BYR, и составил 6.368,2 млрд. BYR.  

Внешний государственный долг Беларуси на 1 сентября 2010 года составил $9451,3 млн. при утвержденном лимите $11 млрд. и увеличился по сравнению с началом 2010 года на $1559,9 млн. Также растет совокупный внешний долг Беларуси. Все это вызывает в обществе определенные психологические опасения по поводу того, сможет ли страна расплатиться по этим долгам.

Институтом экономики Министерства экономики было рассчитано, что внешний и внутренний госдолг не должен превышать 20% от ВВП, что является пределом экономической безопасности Беларуси. РБ сейчас находится в этих параметрах и по внутреннему, и по внешнему госдолгу. На 1 сентября размер внешнего госдолга Беларуси составлял 19% от ВВП, внутреннего - 18,8%", - по данным Минфина.

В то же время эксперты Всемирного банка и МВФ, которые в ходе работы миссий в Беларуси рассматривали вопросы долговой устойчивости, отвечая на вопрос о том, какой же максимальный предел госдолга приемлем для нашей страны, сказали, что этот показатель нельзя четко определить. Для одного государства это 50% от ВВП, а для другого - 100%. В этом вопросе все зависит от ряда факторов, к примеру, от валюты заимствований, национальной валюты, возможности привлечь дополнительные ресурсы, поступлений от экспорта, уровня развития экономики и т.п.

В структуре внешнего государственного долга Беларуси кредиты, погашаемые из средств республиканского бюджета, составляют 98,1% ($9269,4 млн.), кредиты, погашаемые за счет собственных средств заемщиков, - 1,9% ($181,9 млн.).

На займы международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) приходится 39,2% внешнего государственного долга, на займы иных иностранных кредиторов - 60,8%. Наибольшую долю в кредитном портфеле страны занимают займы МВФ (36,2%), России (32,3%), еврооблигации (10,6%), кредиты Китая (8%). Несвязанные кредитные ресурсы составляют 90,6%, связанные - 9,4%.

В условиях мирового финансового кризиса  в Беларуси возросла потребность в привлечении внешних займов для финансирования отрицательного сальдо платежного баланса и пополнения золотовалютных резервов. В этих целях Беларусь получила кредитные ресурсы от Российской Федерации и кредиты Международного валютного фонда по программе "стэнд-бай".

В начале августа 2010 года наша страна успешно осуществила дебютное размещение государственных облигаций на сумму $600 млн. на международном финансовом рынке, причем спрос на данные ценные бумаги составил около $1,5 млрд. 23 августа 2010 года была завершена операция по доразмещению к первичному выпуску облигаций на сумму $400 млн.

Кроме того, внешние государственные  займы в 2009-2010 годах привлекались для финансирования проектов, имеющих социальную направленность, и для реализации инвестиционных проектов в сфере энергетики и промышленности строительных материалов.

Все внешние государственные займы, входящие в долговой портфель Республики Беларусь, являются долгосрочными.

Долговой портфель характеризуется  низким риском рефинансирования и невысокой  стоимостью обслуживании. Так, средний  срок до погашения по внешним государственным  займам составляет 6 лет. Средняя процентная ставка - 3,69% годовых.

Главное финансовое ведомство страны рассчитывает уплачивать проценты по основному долгу за счет валютных доходов государства, в том числе от приватизации (в 2009 году доходы от приватизации составили $800 млн.).

Ожидается, что всего в 2011 году платежи  по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга за счет средств республиканского бюджета составят около $870 млн., или 8,2% доходов бюджета.

В основном крупные выплаты по внешнему госдолгу Беларуси начнутся с 2012 года, когда необходимо будет погашать кредиты по программе МВФ. Выплаты по еврооблигациям будут через 5 лет. При этом, по прогнозам Минфина, проблем с наличием средств для осуществления таких выплат в будущем не ожидается.

В целом стратегия управления государственным  долгом на среднесрочный период заключается в обеспечении потребности государства в финансовых ресурсах для устойчивого экономического роста при сохранении объема государственного долга на экономически безопасном уровне.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из курсовой работы можно сделать  следующие выводы, которые касаются непосредственно Республики Беларусь:

  • за прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным рыночным требованиям. Фактически она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики;
  • имеется ряд проблем, которые требуют дальнейшего совершенствования бюджетного законодательства с целью сокращения и повышения эффективности расходов бюджета на принципах финансовой дисциплины и устойчивости, эффективного распределения ресурсов и технической результативности бюджетного процесса, усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств, привлечения внебюджетных источников финансирования расходов;
  • несмотря на то, что бюджетный дефицит связан с бюджетом, его не следует считать неотъемлемой частью государственного бюджета, т.к. он является случайным явлением и финансируется за счёт резервных фондов, созданных из профицитов прошлых лет, а при их недостаточности – привлечённых ресурсов;
  • в стране проводятся специальные меры, которые позволяют держать под контролем государственной долг, не позволяют снизить положение страны;

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие / Т.В. Сорокина. – 2-е изд., перераб. – Минск: БГЭУ, 2004. – 289с.
  2. Плотницкий, М.И. Курс экономической теории / М.И. Плотницкий. – Минск: «Интерпрессервис», 2003 – 497с.;
  3. Плотницкий, М.И Макроэкономика / М.И. Плотницкого. - Минск: Новое издание, 2002.-462с.;
  4. Лутохина, Макроэкономика: Социально ориентируемый подход / Лутохина – Минск:2003;
  5. Алексиенко, Т.С. Макроэкономика: Учебное пособие / Т.С.Алексиенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др. – Минск: Новое издание, 2002;
  6. Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учебное пособие / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.;– Минск: БГЭУ, 2005;
  7. Базылев Н.И. Экономическая теория: Пособие для аспирантов, преподавателей и стажёров / Н.И. Базылев, С.П. Гурко. – Минск: 2001 – 637с.;
  8. Лобкович, Э.И. Экономическая теория: системный курс / Э.И. Лобковича. – Минск: ООО «Новое издание», 2000 – 664с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Анализ бюджетного дефицита и методы его покрытия в Республике Беларусь