Шпаргалка по Финансы и кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 11:43, шпаргалка

Описание

ГД - это разновидность гос. кредита, при котором государство выступает в качестве должника. К ГД правительство прибегает, когда становится не в состоянии погасить свои расходы за счет средств бюджета. Функции ГД: 1)метод погашения дефицита гос. бюджета; 2)метод дополнительной мобилизации финансовых ресурсов и направлении их на финансирование наиболее важных экономических и социальных программ;

Работа состоит из  1 файл

шпоры финкред.doc

— 284.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

15. Финансовая система ее структура и особенности.

ФС – это совокупность централизованных и децентрализованных операций.

ФС: 1)госфинансы: 1.1. бюджет (-муниципальный; -региональный; -федеральный). 1.2. внебюджетные фонды (экономический: -дорожный фонд; -фонд воспроизводства Минерально - сырьевой базы; -фонд инвпестирования; - фонд развития; социальный: - пенсионный фонд; -фонд соц. страхования; -фонд обязательного мед страхования). 1.3. госдолг: - внутренний; - внешний. 2)страховой сектор: - личное страхование; - соц страхование; - имущественное страхование; - страхование ответственности; - страхование предпринимательских рисков. 3)финансы предприятия: - финансы коммерческих орг.; - финансы общественных орг.; - финансы государственных унитарных предприятий; - финансы предприятий без образования юр. лиц; 4)финансы населения и ЖКХ.

 

16. Доходы бюджетов различного уровня.

Все доходы бюджета состоят из двух частей: 1)налоговые поступления; 2)неналоговые поступления. 1)Налоговые поступления. I. Налоги – источники образования федерального бюджета.(-НДС; -акцизы; -таможенные пошлины; -налог на прибыль; -налог на доходы; -налог на доходы физических лиц; -налог на операции с ценными бумагами; -ЕСН (Единый Социальный Налог); -Налог на защиту, охрану и воспроизведение лесов и зеленых насаждений; -сборы за право использования природных ресурсов; - гербовый сбор; -сбор за право использования государственной символики; -сбор за использование наименований Россия, Российская Федерация и за словосочетания с этими образованиями

налог на имущество, переходящее в качестве дарения или наследования). II. Налоги – источники образования регионального бюджета. (-налог на имущество юридических лиц

ЕТН (Единый Транспортный Налог); -лесной налог; -экологический налог; -сбор на право использования региональной символики; -плата за воду, забираемая промышленными предприятиями из водохозяйственных систем). III. Налоги – источник образования местных бюджетов. а) Налоги, взимаемые по всей территории России: -налог на доход физических лиц; -земельный налог; -сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. б) Налоги, устанавливаемые по усмотрению местных органов власти и самоуправления: -налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров; -налог на содержание объектов соц. Культуры; -сборы за использование местных символов; -сбор за право торговли вино-водочными изделиями; -сбор за право торговли; -прочие регистрационные и лицензионные сборы; -сбор за получение ордера на квартиру; -сбор с владельцев собак (определенных пород); -курортный сбор; -сбор за право строительства промышленных объектов в курортной зоне; -сбор за право проведения аукционов и лотерей; -сбор от сделок, совершаемых на бирже; -сбор за право парковки автомобильных средств; -сбор за право участия в бегах на ипподроме; -сбор с лиц, играющих на тотализаторе и ипподроме; -сбор за право открытия игорного бизнеса; -коммунальные платежи; -прочие аналогичные сборы. 2)Неналоговые поступления. -доходы от международных неторговых операций; -доходы от международных торговых операций; -доходы от владения государственной собственностью; -доходы от государственного имущества, сданного в аренду; -средства, полученные на безвозмездной основе от юридических и физических лиц; -доходы от реализации государственной собственности; -проценты, получаемые по выданным международным кредитам; -доходы от выпущенных государственных ценных бумаг; -полученный международный кредит; -средства, предоставляемые из бюджетов различного уровня; -прочие аналогичные доходы.

 

17. Дополнительные виды доходов бюджета.

Налоги – источник образования местных бюджетов. а) Налоги, взимаемые по всей территории России (налог на доход физических лиц; земельный налог; сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью). б) Налоги, устанавливаемые по усмотрению местных органов власти и самоуправления (налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров, налог на содержание объектов соц. Культуры, сборы за использование местных символов, сбор за право торговли вино-водочными изделиями, сбор за право торговли, прочие регистрационные и лицензионные сборы, сбор за получение ордера на квартиру, сбор с владельцев собак (определенных пород), курортный сбор, сбор за право строительства промышленных объектов в курортной зоне, сбор за право проведения аукционов и лотерей, сбор от сделок, совершаемых на бирже, сбор за право парковки автомобильных средств, сбор за право участия в бегах на ипподроме, сбор с лиц, играющих на тотализаторе и ипподроме, сбор за право открытия игорного бизнеса, коммунальные платежи, прочие аналогичные сборы).

 

18. Задачи казначейства и счетной палаты в области осуществления ГФК.

Задачи Счетной палаты: 1)контроль за перечислением средств в ЦБ и другие финансовые гос организации; 2)контроль за состоянием внутреннего и внешнего госдолга; 3)проведение фин экспертизы, проектов гос финансовых законодательств; 4)Контроль за состоянием федерального бюджета. Задачи казначейства: Казначейство Министерства Финансов (контроль за правильностью и целесообразным расходованием бюджетных средств).

 

19. Классификация внутреннего и внешнего государственного долга и его функции.

Функции ГД: - метод погашения дефицита госбюджета; - метод дополнительной мобилизации свободных фин ресурсов и направление их на финансирование наиболее важных эк-их и соц программ; - метод регулирования денежно-кредитной политики; - метод борьбы с инфляцией. Классификация госзаймов: 1)По праву эмиссии (федеральные, региональные, местные (муниципальные займы)); 2)По месту размещения (внутренние (внутри страны), внешние (вне территории страны)); 3)По срокам погашения (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, бессрочные). Внутренние займы России не должны превышать сроком 30 лет. 4)По возможности свободного погашения на фондовом рынке (рыночные (могут), нерыночные (не могут)); 5)По форме регистрации государственных займов (выдача ценных бумаг, запись на специальных счетах в безналичной форме); 6)По способу размещения (добровольная, принудительная); 7)По наличию обеспечения (закладные (муниципальные займы). В качестве обеспечения выступает муниципальная собственность, беззакладные (общегосударственные займы). Не имеют специального обеспечения, а гарантия погашения которых – всё, принадлежащее государству). 8)По форме выплаты дохода (-процентные. Доход выплачивается в виде фиксированного % от стоимости займа; -лотерейный. Доход, выплачиваемый в виде выигрыша в лотерею; -с нулевым купоном. Государственные ценные бумаги продаются ниже номинала, а выкупаются по полной номинальной стоимости). 9)В зависимости от права эмитента на досрочное погашение (с правом досрочного погашения, без права досрочного погашения). 10)По способу погашения задолженности (с единовременным погашением задолженности, с погашением частями в фиксированные сроки). 11)По методу определения дохода (с фиксированным доходом, с плавающим доходом). 12)По целевому назначению (целевые или муниципальные займы, займы общего характера (общегосударственные займы)).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Принципы построения бюджетной системы России.

БС строится на следующих принципах: 1)принцип гласности. Бюджет вступает в силу только с момента его официального опубликования. 2)принцип повышения доходов над расходами; 3)принцип сбалансированности. Доходная часть бюджета должна ровняться расходной части. 4)принцип единства. Все бюджеты различного уровня должны проходить единый бюджетный процесс, т.е. разработку, утверждение, принятие, исполнение и отчет об использовании бюджета, а также весь бюджетный  процесс должен строится с использованием единой бюджетной документацией. 5)самостоятельность бюджета. Каждый бюджет помимо закрепленных доходов должен иметь собственный источник погашения возможного дефицита бюджета. 6)принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета. Все отчеты о расходовании и поступлении бюджетных средств должны быть опубликованы в СМИ. 7)принцип прозрачности; 8)принцип экономичности расходования бюджетных средств; 9)принцип адресности и целевого характера бюджетных ассигнований.

 

21. Организация безналичного денежного оборота в России, деньги безналичного оборота.

Безналичный денежный оборот строится на следующих принципах: 1)Осуществление безналичных расчетов с использованием банковских счетов, которые открываются любым клиентам в независимости от формы собственности и вида деятельности для хранения денежных средств, денежных переводов и оплаты товаров, работ, услуг; 2)Все платежи коммерческими банками  со счетов клиентов осуществляются либо на основании распоряжения владельца счета либо по его согласию. Без согласия владельца счета денежные средства списывают либо по решению суда, либо в случаях предусмотренных законом. При нехватке средств на счету владельца и при поступлении требований к предприятию банк списывает поступающие денежные средства в следующем порядке: -Списываются обязательства предприятия по з\п работникам, работающим на основании договора, а так же выплаты вознаграждений по авторскому договору; -Списываются обязательства предприятия по з/п основных работников предприятия; -Производится списание средств в оплату обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами; -Списываются обязательства по кредиту, обеспеченному залоговым имуществом; -Списываются все остальные обязательства в порядке календарной очереди. 3)Принцип свободы выбора хозяйствующего субъекта форм безналичных расчетов; 4)Принцип срочности платежа, он означает осуществление всех расчетов, исходя из срока, предусмотренного в договорах, нормативных документах и положениях; 5)Принцип обеспеченности платежа, все хозяйствующие субъекты должны иметь ликвидные средства для обеспечения своевременности платежа. Все безналичные расчеты осуществляются на основании заключенного договора между банком и хозяйствующим субъектом. Расчеты бывают двух видов: 1)С акцептом или согласием плательщика на осуществлении платежа;

2)Бесспорное списание денежных средств. Правом бесспорного взыскания обладают: -Налоговые инспекции при взыскании с предприятия недоимок по налогам; -Органы пенсионного фонда при взыскании недоимок по платежам; -Органы территориальных представительств медицинского и социального фондов при взыскании недоимок по платежам в эти фонды; -Органы федерального казначейства для взыскания неиспользованных бюджетных средств; -Предприятие коммунальных услуг при взыскании недоимок по платежам за коммунальные услуги; -Любым хозяйственным субъектом по решению суда; Различают 4 формы безналичного расчета: -Расчеты платежных поручений; -Расчеты по ИНКАССО; -Расчеты по аккредитивам; -Расчеты чеком. Деньги безналичного оборота: (1) Аккредитив – это обязательство банка производить по поручению клиента и за его счёт  определённые платежи: - дополнительный (или подтвержденный) - это аккредитив, с помощью которого клиент депонирует ср-ва в банке поставщика и дает поручения банку произвести платеж при предъявлении опред. док-ов, указанных в аккредитиве. - гарантируемый - это когда банк плательщика дает гарантию оплатить аккредитив своего клиента. Аккредитивы могут быть: 1) безотзывные – это когда плательщик не может отозвать аккредитив до установленного срока; 2) отзывные – это когда плательщик может отозвать аккредитив с письменного разрешение поставщика. (2) Денежный аккредитив – это приказ банка банку о выплате держателю аккредитива опред. сумы денег. (3) Дебетовые пластиковые карточки.

 

22. Основные виды расходов, финансируемые из Федерального бюджета.

Расходы Бюджета - это затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Расходы бюджета выражают экономическим отношением, на основе которого осуществляется процесс использования средств централизованных денежных фондов на различные экономические, социальные и политические программы. Общие расходы бюджета: 1)Расходы на народное хозяйство (-затраты на угольно-промышленный комплекс; -затраты на топливно-энергетический комплекс; -затраты на сельское хозяйство; -затраты на восстановление и развитие рыбаловческого комплекса; -затраты на строительство объектов социально-культурной сферы; -затраты на конверсию военного производства); 2)Расходы на социально-культурные мероприятия (-социальные дотации; -затраты на образование; -затраты на здравоохранение; -затраты на развитие физкультуры и спорта; -затраты на развитие СМИ; -затраты на развитие национального киноискусства); 3)Расходы на национальную оборону (-затраты на поддержание боеготовности Российской Армии; -затраты на выплату довольствия военнослужащим; -затраты на социальную поддержку военнослужащих и их семей; -затраты на конверсию военных кадров; -затраты на обеспечение жильём военнослужащих); 4)Расходы на фундаментальные исследования и НТП (научно-технический прогресс) (-выплаты государственных премий и стипендий за научные открытия и изобретения; -выплата грантов; -выплата стипендий; -затраты на научные исследования и археологические раскопки; -затраты на содержание НИИ (научно-исследовательских институтов)); 5)Расходы на управление (-затраты на государственно управление и местное самоуправление; -затраты на содержание аппарата управления; -затраты на выплату заработной платы бюджетных работников); 6)Расходы на международную деятельность (-затраты на содержание торговых представительств и посольств за границей; -затраты на проведение международных неторговых операций; -затраты на выплату средства право участия в международных фондах и организациях); 7)Расходы на обеспечение национальной безопасности (-затраты на содержание силовых структур (МЧС, МВД, ОМОН и пр.); -затраты на судебную власть; -затраты на ликвидацию последствий чрезвычайных происшествий; -затраты на ликвидацию террористических акций и их последствий); 8)Расходы на обслуживание государственного долга.

 

23. Структура кредитной системы и ее значение.

Кредитная система – это совокупность банков и небанковских кредитных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Финансовый рынок.

Финансовый рынок – это сфера рыночного движения денежных средств, удовлетворяющая потребности различных экономических субъектов в финансовых ресурсах путем купли-продажи денежных ресурсов посредством обращения различных кредитных инструментов и ценных бумаг. Финансовый рынок представляет собой механизм перераспределения временно свободных денежных средств экономических субъектов. У одних субъектов потребность в денежных средствах в течение какого-то периода оказывается больше имеющейся суммы, у других – наоборот. Такое несовпадение суммы собственных денежных средств с потребностью в них объективно способствует временному перераспределению свободных денег от их владельцев к пользователям на определенных взаимовыгодных условиях. Финансовый рынок обеспечивает эффективное инвестирование и целенаправленное использование финансовых ресурсов. Основными участниками финансового рынка выступают: - инвесторы, располагающие свободными денежными средствами. В роли инвесторов могут выступать юридические и физические лица, государственные органы власти и управления, иностранные участники финансового рынка; - посредники, осуществляющие мобилизацию денежных средств инвесторов и обеспечивающие их распределение. В роли посредников выступают коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные компании, паевые фонды и другие финансовые институты. - пользователи, приобретающие необходимые им денежные средства на соответствующем секторе финансового рынка. Это юридические и физические лица, а также государственные органы власти и управления. В структуре финансового рынка выделяют три сектора: - рынок ссудных капиталов (рынок кредитных ресурсов); - рынок ценных бумаг; - страховой рынок.

 

25. Рынок ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг представляет собой особую сферу финансовых отношений, возникающих в процессе различных операций с ценными бумагами. С развитием рыночных отношений для привлечения свободных денежных средств используются следующие ценные бумаги: - долевые, - долговые, - производные. Долевые ценные бумаги представляют непосредственную долю их владельцев в реальной собственности. Поскольку они являются титулами собственности, их приобретение не порождает долговых обязательств. К ним относятся акции, которые выпускаются при учреждении акционерного общества, а также при увеличении размеров первоначального уставного капитала и привлечении дополнительных финансовых ресурсов. Интерес покупателя (инвестора) этого вида ценных бумаг состоит в получении дохода – дивиденда, участии в управлении акционерным предприятием. Долговые ценные бумаги дают право владельцам на получение фиксированного дохода и на возврат суммы, переданной владельцами в долг к определенному сроку. Это долговые обязательства различного рода. К ним относятся: облигации, векселя и другие ценные бумаги долгового характера. Производные ценные бумаги закрепляют право владельца на покупку или продажу акций, облигаций и других фондовых ценностей. К ним относятся опционы, фьючерсы, свопы и др. Рынок ценных бумаг подразделяется на первичный, связанный с эмиссией и первичным размещением ценных бумаг, и вторичный, на котором происходит последующая купля-продажа уже размещенных ценных бумаг. Движение ценных бумаг организационно осуществляется на фондовой бирже с участием финансовых посредников – дилеров, маклеров, брокеров, и на внебиржевом рынке - напрямую между продавцами и покупателями. В конечном итоге взаимодействие всех участников рынка ценных бумаг способствует мобилизации временно свободных денежных средств путем продажи ценных бумаг, обеспечивает перелив финансовых ресурсов из одной отрасли в другую, из одного региона в другой, между субъектами экономических отношений.

Информация о работе Шпаргалка по Финансы и кредит