Шпаргалка по "Финансам и кредиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 17:02, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы и кредит".

Работа состоит из  1 файл

ФиК_1-19_вопрос.doc

— 369.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
9.Налоговая система и ее структура. Налоговая политика.

 
Налоговая система государства призвана обеспечивать мобилизацию и аккумуляцию платежей по налогам и сборам в бюджетную систему страны. Налоговая система представляет собой совокупность законодательно установленных налогов и сборов, составляющих налоговые обязательства организаций и граждан, и органы, уполномоченные обеспечивать государственный контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременным перечислением соответствующих платежей в бюджетную систему страны. Исходя из данного определения, налоговая система включает две подсистемы:                                                                                                                                                                               -подсистему налогов и сборов или налоговый механизм системы налогообложения;                                                                                                               -подсистему уполномоченных органов или организационный механизм.                                                                                                                             В конечном счете именно в налоговой системе реализуется налоговая политика государства, трактуемая как особая система образования и налогообложения доходов субъектов экономических отношений и налоговых доходов государства, призванная способствовать устойчивому развитию общественного производства и росту народного благосостояния. Налоговая политика представляет собой взаимосвязанную совокупность правовых и организационных основ и мероприятий в сфере налоговых отношений, обеспечивающих, во-первых, формирование финансовых ресурсов, необходимых государству для выполнения взятых на себя функций, и оказывающих, во-вторых, регулирующее воздействие на процессы социально-экономического развития страны.

Налоговая политика - это искусство управления в сфере  налоговых отношений, опирающееся на классические принципы налогообложения и потенциальные возможности функций налогов - фискально-распределительной, регулирующей (с ее стимулирующей и дестимулирующей подфункциями) и контрольной. Фискально-распределительная функция выражается в уровне налогового бремени экономики. Регулирующая функция выражается в первую очередь через систему льгот и преференций в налогообложении, систему специальных налоговых режимов, призванных активизировать деятельность хозяйствующих субъектов в тех или иных отраслях реального сектора экономики.

12. Межбюджетные отношения  в РФ

Межбюджетные  отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Основные принципы межбюджетных отношений в России     Межбюджетные отношения в России основаны на следующих принципах:                                                                        распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;                                                                                                                                            разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;                                                                                                                                          равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;                                                                                                                выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;                                                                                                  равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Целями организации  системы межбюджетных отношений  могут быть: выравнивание бюджетной обеспеченности, стимулирование роста налогового потенциала, финансовое управление территориальным развитием, снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.

Реформы межбюджетных отношений в России в 2000-х гг.                                                                                                                                                                                                                             Этапы и содержание реформ                                                                                                                                                                                                                                          В 2001 году правительством утверждена концепция реформы межбюджетных отношений — Программа развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года. Согласно концепции, регионы и муниципалитеты должны стать более самостоятельными: получить ограниченную самостоятельность в налоговой политике, в управлении расходами своих бюджетов, реализовывать закрепленные за ними расходные полномочия за счет собственных доходов. В основу реформы положен принцип разграничения полномочий между разными уровнями власти. За регионами и муниципалитетами закреплялся ограниченный круг обязательств (мандатов), исключены обязательства, не подкрепленные источниками финансирования. Также расширялись налоговые полномочия органов власти субъектов и местного самоуправления. Таким образом, сделана попытка поставить их доходы в прямую зависимость от успешности развития «налогооблагаемой базы» территории (местной экономики): успешности привлечения инвесторов, стимулирования предпринимательской активности и роста малого бизнеса. Впервые в соответствии с новыми принципами бюджет был сформирован в 2005 году. В 2005 году принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий», он ввел институт так называемых добровольных полномочий, которые субъекты могут вводить в одностороннем порядке даже при отсутствии источников финансирования. В 2006 году принята Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ. Выстроенная модель федеральных отношений оказалась недостаточно эффективной для решения местных задач социального и экономического развития. В 2007 году утверждена методика оценки «эффективности работы региональных властей», расходования региональных бюджетов — перечень из 43 параметров, по которым должна оцениваться работа губернаторов за истекший год и их планы на три будущих года. То есть сделана попытка повысить эффективность работы губернаторов не за счет усиления их подотчетности избирателям, а путем введения бюрократических механизмов контроля.[1]

Положение бюджетов регионального уровня                                                                                                                                                                                                                                   Главный итог реформы межбюджетных отношений — существенный рост бюджетной централизации. Разграничение функций и доходов на практике привело к серьёзному усилению центра. В соответствии с налоговой системой, основная часть налоговых поступлений уходит на федеральный уровень. Это самые стабильные и хорошо собираемые налоги. Если в 2001−2002 годах соотношение налоговых поступлений, распределяемых между федеральной казной и бюджетом регионов, составляло примерно 50/50, то к 2006 году на территории оставалось немногим более 30 % от собранных налогов. В результате в 2006 году доля собственных средств в региональных бюджетах снизилась до 13 %. Не произошло и реального разграничения источников доходов. В Бюджетном кодексе заложен принцип одноканального финансирования (один налог — один бюджет), но на деле более 80 % налоговых поступлений в бюджеты регионов — это отчисления от федеральных налогов. Основные источники пополнения региональной казны — это часть налога на прибыль, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и поделенные с федеральным центром акцизы. В период кризиса 2008—2009 гг. доходы от первого почти прекратились — прибыли у предприятий нет. В доходах консолидированного бюджета доля центра в 1999 году составляла 44 %. В 2007 году эта доля составила 66,2 %. Учитывая, что часть доходов центра перераспределяется в регионы в виде трансфертов, на него все равно приходилось 58,9 % консолидированного бюджета. В итоге даже у регионов богатых природными ресурсами оказалось недостаточно средств, чтобы прокрывать собственные бюджетные обязательства. Они попали в зависимость от благосклонности и дотаций центра. В экономически благополучном 2006 году, по данным Минрегиона, доля дотаций из центра составила всего 10 % только в 16 из 87 субъектов, доля в 10-30 % — в 37 регионах. Всего на межбюджетные трансферты приходилось более трети расходов федерального бюджета 2007 года. Таким образом, регионы не стали самостоятельнее, они получают средства не напрямую от налогоплательщиков, а через посредника — федеральный центр. Чем больше налогов забирает федеральный центр, тем меньше стимулов у регионов для эффективной работы. В самом крупном проигрыше оказываются регионы-доноры.

Положение бюджетов муниципального уровня                                                                                                                                                                                                                                 Согласно Бюджетному кодексу, муниципалитеты могут частично управлять лишь двумя налогами — земельным и на имущество физических лиц. Но эти налоги трудно собирать, и составляют они считанные проценты в бюджете муниципальных районов. Основные поступления — это перечисление муниципалитетам доли от прочих налогов из вышестоящих бюджетов. Например, сельские поселения получают 10 % собираемого на их территории налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и 30 % единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), муниципальные районы — 20 % НДФЛ, 30 % ЕСХН и 90 % единого налога на вмененный доход. В 2006 году, по данным Минфина РФ, в среднем по России наибольшая доля в структуре расходной части муниципальных бюджетов принадлежит образованию — около 35 %, ЖКХ — 17,8 %, здравоохранение — 11,3 % (также сюда направлялись и внебюджетные (страховые) средства. В зависимости от ситуации в конкретном муниципальном образовании, эти усредненные показатели сильно варьируют. В 2006 году, по данным Минфина РФ, самодостаточными были лишь 2 % муниципалитетов, более половины доходов состояло из дотаций примерно у 60 %, наиболее тяжелое положение у 36 % муниципалитетов — регионы вынуждены были финансировать их по сметному принципу.

Таким образом, муниципалитеты остаются полностью зависимыми от своих регионов и центра.

 
 
 
 
 
  1. Внебюджетные  фонды: виды, источники  формирования, направления  использования.
 

 
Внебюджетные  фонды представляют собой образованную в рамках действующих законодательств  Российской Федерации, областных законов и решений органов местного самоуправления обособленную часть финансовых ресурсов, имеющих самостоятельные источники формирования и использующихся в соответствии с их целевым назначением.

Внебюджетные  фонды предназначаются для финансирования конкретных практических мероприятий, направленных на решение социальных, экономических, экологических и иных общественно значимых задач. Средства фондов используются на основе организованной самостоятельности.

Государственные и местные внебюджетные фонды  являются некоммерческими учреждениями, осуществляющими финансовые операции и не преследующие цели получения прибыли.

По экономическому содержанию внебюджетные фонды с  момента возникновения делились на две большие группы:

а) социальные фонды, к которым относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования и др.;

б) экономические  фонды: дорожные, НИОКР и др.

В зависимости  от правового статуса различают  внебюджетные фонды:

находящиеся в  собственности федеральной власти Ї федеральные фонды;

создаваемые по решению представительных органов  субъекта Федерации и местных  органов самоуправления Ї региональные фонды.

Источники формирования государственных и местных внебюджетных фондов, ставки отчислений, платежей и  других поступлений в них устанавливаются в законодательном порядке.

Средства внебюджетных фондов формируются за счет:

а) обязательных платежей, налогов, штрафов и пени с физических и юридических лиц, не подлежащих зачислению в бюджеты;

б) добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий и учреждений;

в) доходов от размещения части средств внебюджетного  фонда в размере, предусмотренном  Законом (решением), в учреждениях  Центрального банка Российской Федерации  или уполномоченных коммерческих банках, в государственных ценных бумагах;

г) возвратных кредитных  ресурсов, выделенных предприятиям, организациям, учреждениям;

д) процентов  за пользование кредитами, предоставленными предприятиям, организациям и учреждениям;

е) поступлений  из бюджетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и области;

ж) иных доходов, не противоречащих законодательству.

Использование средств внебюджетных фондов осуществляется в соответствии с утвержденным бюджетом. Бюджет областного внебюджетного фонда  разрабатывается исполнительной дирекцией либо органом, уполномоченным управлять фондами, рассматривается органом управления внебюджетным фондом, утверждается Законодательным собранием; бюджеты местных внебюджетных фондов - представительными органами местного самоуправления не позднее 31 декабря предшествующего года.

  1. Инфляция. Причины, социально-экономические последствия и методы регулирования. Особенности инфляции в России.

 
Инфляция - это процесс обесценивания денег в результате несоответствия объемов денежной и товарной масс. Инфляция проявляется, в первую очередь, в форме повышения уровня товарных цен (рост цен), а также в форме относительного удорожания золота и иностранной валюты.

Основными причинами  инфляции являются: несоответствие между денежным спросом и предложением; бюджетный дефицит; неравенство сбережений и инвестиций;  милитаризация экономики (истощает ресурсы общества, замедляет рост гражданских отраслей, что ведет к ситуации, когда сумма зарплат в обществе не находит адекватного покрытия товарами потребления); рост цен на мировых рынках и др.   Иначе говоря, инфляция есть результат нарушения равновесия на различных рынках и связана с факторами, дезорганизующими денежное обращение.                                                                                                                                                                                                                                         Государство располагает тремя основными методами антиинфляционной политики: 1) регулирование доходов; 2) контроль роста денежной массы; 3) адаптационные механизмы:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        * политика государственного регулирования доходов непосредственно влияет на уровень зарплаты и цен. Однако меры по осуществлению прямого контроля над ценами и зарплатой чреваты значительными социальными издержками. Поэтому для правительства предпочтительнее использовать более "рыночные" инструменты. Например, через налоговые стимулы правительство может замедлить темпы инфляции: предприятия, поднимающие цены на свою продукцию (или зарплату своим работникам), подвергаются налоговым штрафам, и, наоборот, предприятия, придерживающиеся медленного роста цен, поощряются;                                                                                                                                              * регулирование денежной массы в обращении также может снизить темпы инфляции;                                                                                                                                                                              * третий способ борьбы с инфляцией означает, что и экономика должна быть приспособлена к условиям инфляции, т. е. должны действовать адаптационные механизмы. К ним относятся: индексирование доходов (зарплат, пенсий, стипендий и т. д.); корректировки налоговых ставок; индексация кредитов и т. д.

Социально-экономические  последствия инфляции:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    * во-первых, инфляция искажает структуру цен на товары и услуги,                                                                                                                                                                                                                    * во-вторых, инфляция нарушает распределение национального дохода между трудом и капиталом в пользу капитала. Чем выше темпы инфляции, тем ниже реальная заработная плата, и тем меньшей частью национального продукта вознаграждается фактор труда по отношению к фактору капитала. Таким образом, при ускорении темпов инфляции доля труда в национальном доходе сокращается;                                                                                                                                                                                                                               * в-третьих, инфляция перераспределяет имущество от кредиторов к должникам. Долги в условиях инфляции возвращаются подешевевшими деньгами,                                                         * в-четвертых, инфляция нарушает пропорции распределения национального дохода между частным сектором и государством в пользу государства. Реализуя монопольное право на эмиссию, например, в целях покрытия бюджетного дефицита, государство расширяет денежное предложение, тем самым повышая темпы инфляции. Покупательная способность населения снижается,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                * инфляция перераспределяет национальный доход между получателями трансфертных платежей и участниками производства в пользу последних. Фактический доход участников производства, получаемый в денежной форме, растет пропорционально инфляционному повышению цен. Напротив, номинальный доход в виде пенсий, пособий и других трансфертных выплат не привязан к изменению цен (в период между индексациями) и его покупательная способность уменьшается быстрее, чем реальный доход участников производства.

Особенности инфляции в России.

В условиях современного экономического кризиса, который охватил  весь мир, повсюду ведутся разговоры о массовых проблемах экономики, но в нашей стране особенно популярен вопрос инфляции и ее последствий. Действительно, инфляция России в 90-х - 2000-х годах измерялась двузначной цифрой и пораждала много проблем для российской экономики. Инфляция для простых граждан, это как некая страшилка из детских сказок, что-то вроде «не ляжешь спать вовремя, придет злая инфляция и скушает весь золотовалютный запас страны».

Но на самом  деле бояться этого понятия не надо. Инфляция, это естественный обратный продукт рыночной экономики, она появилась в тот же самый момент, когда на этом свете придумали первую денежную единицу, теперь разъединить эти два понятие просто невозможно, так как они взаимозависимы. Но действительно сильная инфляция очень опасна, она может мгновенно подорвать всю экономическую деятельность государства, но ведь ее можно контролировать.

Странами всего  мира разрабатываются планы снижения процента инфляции, они успешно применяются  и позволяют контролировать этот процесс, но лишь в малой степени, так как понятие инфляция зависит от множества факторов. Другой вопрос в том, что инфляция в России развивается совсем не так, как в других странах мира, в силу территориального устройства нашей страны, а также преобладания сырьевой промышленности, она в большей степени зависит от факторов мировой общественности, и, по мнению многих экспертов, оказывает сильное негативное влияние на стабильность нашего рынка. Интересно, но именно для России характерна повышенная инфляция не только в кризисные периоды, но и при обычных условиях.

Девальвируя рубль, инфляция делает конкурентноспособными  российские товары, но в то же время наблюдается повсеместный рост цен.

Другая причина  высокой инфляции в России – это  высокая продовольственная инфляция, вызванная отсутствием конкуренции на рынке, а также протекционистской защитой собственных производителей, чьи цены зачастую превышают мировой уровень.

Большинство экономистов  считают, что у аномальной продовольственной  инфляции в России есть собственные  причины: Россия зависит от импорта продовольствия не менее чем на 30–40%, при этом цена импортных продуктов при пересечении границы сразу возрастает на величину ставки НДС, а также на величину ввозной пошлины. Из-за этого импортное продовольствие оказывается на границе дороже на 18 или даже на 40% – в зависимости от товарных позиций. Таким образом, только из-за налогов и пошлин темпы роста цен на импортное продовольствие в России должны быть примерно на 20–25% выше, чем на мировом рынке. Однако налоги и пошлины – далеко не основная причина различия в темпах инфляции. Более серьезными причинами являются технологическая отсталость и многократно более низкая производительность труда. Из-за этих факторов рост цен на топливо и удобрения вызывает в России многократно больший прирост себестоимости, чем в Евросоюзе.

Монетарные меры, которые применяются сейчас, дают краткосрочный эффект. Если в ближайшем  будущем не произойдет серьезного перевооружения сельского хозяйства, а все надежды  производителей будут по-прежнему возложены только на ввозные пошлины, это обречет Россию на фактическую консервацию отставания отрасли, что привлечет к необратимым последствиям и фактическому сходу страны как крупного игрока на мировых рынках продовольствия.

Инфляция  в 2009 году

Инфляция в 2009 году составила 8,8% (за полный год) 
Прогноз на 2010 год от Минэкономразвития — 7,5%
 

Ниже вы увидите  графики роста инфляции в течение 2008 и 2009 года. Если в первой половине 2009 года инфляция стабильно росла, то во второй половине рост почти совсем остановился, в то время как кривая инфляции за 2008 год ушла вверх. Таким образом, инфляция в России установила новый рекорд - в 2009 году она стала самой низкой аж с 1991 года. 

Как считается инфляция в России?

Берется минимальный  набор товаров и услуг, необходимый человеку для того, чтобы не умереть с голоду. Это социально значимые продукты: хлеб, молоко, крупы, масло, одежда, обувь и т.д. На эти товары отслеживают цены, смотрят, на сколько тот или иной товар подорожал. Вычисляют изменение цен на каждый товар, входящий в минимальный набор (например за год), потом берут среднее значение. Это и есть уровень инфляции - некое усредненное увеличение цен товаров, входящих в минимальный набор.

Как изменялась инфляция в современной  России (2000-2009 гг.)

 
Уровень инфляции в России в 2009 году: 8,8%  

 в  2008 году: 13,3% 

 в  2007 году: 11,9%  

в 2006 году: 9,0%  

 в  2005 году: 10,9%  

 в  2004 году: 11,7% 

 в  2003 году: 12,0% 

 в  2002 году: 15,1% 

 в  2001 году: 18,6% 

 в  2000 году: 20,2%

 
  1. Сущность  и функции денег. Денежная масса. Денежные агрегаты.

 
Деньги - особый вид товара, который служит всеобщим эквивалентом для всех остальных  товаров.

Сущность денег  наиболее полно проявляется в  единстве выполняемых ими функций:

* функция меры стоимости состоит в измерении стоимости товаров. Ее выполняют идеальные, т. е. мысленно представляемые деньги;

* средства обращения - быть посредником при обмене товаров (Т -* Д -* Т). Деньги выполняют данную функцию мимолетно, переходя из рук в руки;

* средства накопления - деньги покидают сферу обращения, превращаясь в различные ценности, имеющие способность сохранять свою покупательную способность в будущем (золото, ценные бумаги, недвижимость, валюта и т. д.). Особенность денег в данном случае заключается в том, что деньги выполняют эту функцию через свои "заменители";

* функция средства платежа проявляется при продаже товара в кредит. В этом случае деньги фигурируют идеально, т. е. как счетные единицы, а при оплате кредита - как наличные деньги;

* функция мировых денег, как правило, закрепляется за наиболее устойчивой денежной единицей. Эволюция мировых денег повторяет путь национальных денег: от металлических к кредитным.

Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных  покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в экономике, которыми располагают частные лица, предприятия, объединения, организации и государство.

В структуре  денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные средства, которые потенциально могут служить расчетными средствами. В пассивную часть включаются такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. К ним относятся:

* денежные средства  на срочных счетах;

* сберегательные  вклады в различных кредитно-финансовых  учреждениях;

* краткосрочные  государственные облигации;

* акции инвестиционных  фондов и т. п.

Перечисленные компоненты денежной массы получили общее название "квазиденьги" (от лат. - как-будто, почти). "Квазиденьги" представляют собой наиболее весомую и быстро растущую часть в структуре денежной массы.

Экономисты  называют "квазиденьги" ликвидными активами. Если наличные деньги обладают абсолютной ликвидностью, то ликвидность "квазиденег" относительна. Никто не сможет, например, расплатиться акцией за покупки в магазине или проезд на транспорте. В то же время, "квазиденьги" действительно относятся к ликвидным видам богатства, поскольку срочные вклады, а также некоторые виды акций и облигаций можно превратить в наличные деньги.

Расположив  компоненты денежной массы по степени  убывания ликвидности, можно выделить несколько денежных агрегатов - показателей  денежной массы. Различают:

* агрегат МО. включающий в себя наличные деньги в обращении. Является наиболее ликвидным денежным агрегатом;

* агрегат М1 - объединяет наличные деньги и деньги на текущих счетах, которые могут обслуживаться с помощью чеков. По ликвидности аналогичен агрегату МО;

* агрегат М2 - включает в себя все компоненты агрегата М1 плюс деньги на срочных и сберегательных счетах коммерческих банков, депозиты в специализированных финансовых институтах. Владельцы срочных счетов не могут изъять эти вклады ранее определенного условием вклада срока. Поэтому денежные средства на этих счетах нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство, хотя потенциально они могут быть использованы для расчетов. Соответственно агрегат М2 менее ликвиден, чем агрегат М1;

* агрегат МЗ - образуется путем добавления к агрегату М2 депозитных сертификатов банков, облигаций государственного займа, других ценных бумаг государства и коммерческих банков.

  1. Денежная  система: понятие  и элементы.

 
Денежная  система - это исторически сложившаяся в каждой стране форма организации денежного обращения и законодательно установленная государством. Рынок невозможен без денег и денежного обращения. Денежное обращение представляет собой движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг, оно обслуживает куплю-продажу товаров и услуг, а также движение финансов. В мире существуют различные системы денежного обращения, которые сложились исторически и законодательно закреплены каждым государством.

Важнейшими  элементами денежной системы являются:

* национальная денежная единица - мера денег, принятая в стране за единицу, в которой выражаются цены товаров и услуг (рубль, доллар, франк и др.);

* масштаб цен - весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы и ее составных частей;

* система эмиссии денег - учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги; законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение;

* формы денег - утвержденные государством платежные средства (банкноты и монеты разного достоинства), которые в силу их законности обязательны для приема в качестве оплаты на территории данного государства;

* валютный паритет - соотношение национальной валюты с валютами других стран;

* институты денежной системы - государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение (Министерство финансов, Центральный банк, налоговые органы, Гознак и Монетный двор).

 
 
 

17. Денежный оборот: понятие, структура  и принципы организации

Денежный оборот (денежное обращение) - это движение денег в наличной и безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве.

Налично-денежный оборот страны - это часть денежного  оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме  за определенный период времени.

Под безналичным денежным обращением понимают изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельцев счетов в виде чеков, пластиковых карт, платежных поручений, электронных средств платежа и других расчетных документов (т.е. движение стоимости без участия наличных денег).

Безналичные деньги - это основная масса денежных средств, в которые входят как денежные средства предприятий и организаций, использующих во взаиморасчетах между собой и банками безналичный денежный оборот, так и личные денежные средства граждан, хранящиеся на банковских счетах.

Безналичный оборот - сумма платежей за определенный период времени, совершенных без использования наличных денег путем перечисления денежных средств по счетам клиентов в кредитных организациях или взаимных расчетов.

Прогресс денежного  обращения в большинстве стран  проявляется в изменении соотношения  между наличным и безналичным  денежным оборотом в пользу последнего. Кроме того, прослеживается тенденция к объединению способов наличного и безналичного денежного оборота.

Наличное и  безналичное денежное обращение  взаимосвязаны, они образуют общий  денежный оборот, в котором действуют  единые деньги. Деньги постоянно переходят  из одной сферы обращения в другую; в частности, наличные деньги переходят в безналичную форму при размещении банковских депозитов и наоборот. Соотношение между наличным и безналичным денежным обращением определяется уровнем развития платежно-расчетной системы страны.

18. Основы организации денежного обращения

Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег (банкнот и монет) и организует их обращение. В отличие от промышленно  развитых стран в России удельный вес наличных денег очень велик  и составляет примерно 40% денежной массы, поэтому эмиссионная функция Банка России имеет большое значение. Контроль за ростом денежной базы, более 70% которой являются наличные деньги в обращении, -- важная составляющая регулирования Банком России денежной массы.

Банкноты и  монеты Банка России являются де-юре единственным законным средством платежа: они обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации. Это означает, что зачисленные на счета рубли (т.е. рубли в безналичной форме) обладают де-факто таким же статусом законного платежного средства, как и наличные рубли.

В целях организации  налично-денежного обращения на территории Российской Федерации Банк России:

* осуществляет прогнозирование и организует производство, перевозку и хранение банкнот и монет, создает их резервные фонды;

* устанавливает  правила хранения, перевозки и  инкассации наличных денег для  кредитных организаций;

* устанавливает  признаки платежеспособности денежных знаков, порядок уничтожения банкнот и монет Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монет;

* определяет  порядок ведения кассовых операций.

Выполняя функцию "банка банков", Банк России принимает  на хранение кассовые резервы коммерческих банков, оказывает им кредитную поддержку, являясь кредитором последней инстанции.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
19. Финансы домашних  хозяйств

Финансы домашних хозяйств - совокупность отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств и финансовых активов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности членов домашнего хозяйства.

Социально-экономическая сущность финансов домашних хозяйств

Под домашним хозяйством с экономической точки зрения понимается группа лиц, чаще всего связанных родственными отношениями (семья), совместно принимающих экономические решения на основе совместного формирования и совместного использования фондов денежных средств, необходимых для потребления и накопления. Домашнее хозяйство (в лице его членов-представителей) в системе рыночных отношений выступает в качестве:                                                                             покупателя и потребителя товаров и услуг; поставщика факторов производства (труд, капитал); накопителя денежных фондов путём сбережения части полученного дохода; кредитора или заёмщика для различных финансовых посредников и институтов (банки, страховые компании, инвестиционные фонды и др.); налогоплательщика, формирующего бюджет.

Финансовые отношения, характерные для домашнего хозяйства, можно разделить на внутренние и внешние.                                                                                                                                                      Внутренними финансовыми отношениями домашнего хозяйства являются те, которые возникают между участниками (членами) домашнего хозяйства по поводу формирования и распределения фондов денежных средств, являющихся общими для домашнего хозяйства, между его членами.

К внешним причисляются финансовые отношения: с предприятиями и организациями, производящими товары, работы и услуги, потребляемые членами домашнего хозяйства; с государством по поводу формирования и использования бюджета и внебюджетных фондов; с коммерческими банками по поводу предоставления во временное пользование, хранящихся на различных счетах денежных средств, а также по поводу заимствования денежных средств (домашнее хозяйство как кредитор и как заёмщик банка); со страховыми компаниями (страховщиками) по поводу страхования своих рисков; с другими домашними хозяйствами; с работодателями

Для финансов домашних хозяйств характерны общие для финансов функции: распределительная; контрольная; регулирующая; инвестиционная.                                                                                        Финансовые решения домашних хозяйств принимаются в отношении формирования и использования денежных фондов.  С определённой степенью условности можно сказать, что домашнее хозяйство имеет свой баланс, в котором отражается совокупность его активов, т.е. стоимость его имущества в денежной и неденежной форме и пассивов, т. е. источников формирования этих активов. Важным источником формирования активов домашних хозяйств является не только текущие доходы, но и сбережения, накопления, полученные в порядке наследования от предыдущих поколений.

Бюджет домашних хозяйств баланс фактических доходов и расходов домашнего хозяйства за определенный период времени (месяц, квартал, год).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Доходы домашних хозяйств

Доходы домашних хозяйств могут быть в денежной и не денежной (натуральной) форме. К последним можно отнести полученные в личном подсобном хозяйстве продукты питания, а также натуроплату за работу на предприятиях или частные услуги.

В развитых рыночных экономиках денежная форма доходов  естественным образом преобладает. Денежные доходы домашних хозяйств подразделяются по следующим источникам поступления:

  1. Заработная плата
  2. Пенсии, пособия, стипендии и другие социальные выплаты
  3. Доходы от предпринимательской деятельности
  4. Доходы от недвижимости и операций с денежными средствами на финансовом рынке

Расходы домашних хозяйств.  Существуют различные подходы к классификации расходов домашних хозяйств.  С точки зрения сроков, на которые рассчитаны те или иные расходы, выделяют:

  • Краткосрочные расходы, т. е. расходы, рассчитанные на короткий период (до 1-2 месяцев), например, расходы на питание, транспорт. Краткосрочные расходы повторяются с наибольшей частотой или постоянно.
  • Среднесрочные расходы, т.е. расходы, рассчитанные на средний период (от нескольких месяцев до года, иногда более года), например, расходы на одежду, обувь.
  • Долгосрочные расходы, т.е. расходы, рассчитанные, как правило, на несколько лет и более, например, приобретение предметов длительного пользования: квартира, автомобиль, мебель и т.п.
В зависимости  от функционального назначения расходы  могут быть разделены на следующие  основные группы:
  • Личные потребительские расходы, т.е. покупка товаров, оплата услуг
  • Налоги и другие обязательные платежи
  • Денежные накопления и сбережения.

Существует также  ещё один подход, который предполагает их деление на расходы связанные  с потреблением и накоплением.

Расходы на потребление

К расходам на потребление могут быть отнесены так называемые обязательные расходы, т.е. расходы, без которых не может нормально существовать домашнее хозяйство. К ним относятся:

  1. Налоги и обязательные сборы с физических лиц:    
  2. Коммунальные и другие ежемесячные платежи населения:
  3. Текущие расходы на потребление, т.е. расходы на товары, используемые в течение относительно непродолжительного периода времени: расходы на продукты питания и напитки;  расходы на одежду и обувь; расходы на услуги домработницы, сиделки, няни и других наёмных работников для помощи по домохозяйству; расходы на периодически потребляемые услуги:  услуги парикмахерской; услуги стоматолога; другие медицинские услуги; расходы, связанные с отдыхом, путешествиями, туризмом  и другие текущие расходы
  4. Капитальные расходы на потребление непродовольственных товаров, используемых в течение достаточно длительного промежутка времени: приобретение мебели; приобретение автомобиля; приобретение жилья; приобретение других предметов длительного пользования
  5. Капитальные расходы, связанные с вложением денег для получения (увеличения) дохода домашнего хозяйства в будущем: Расходы, связанные с образованием; Расходы, связанные с открытием собственного дела, предпринимательской деятельностью                                                                                                                                            Расходы на накопление и денежные сбережения                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Значение денежных накоплений и сбережений важно не только для домашнего хозяйства. Сбережения домашних хозяйств – важный ресурс для развития экономики.                                                                                                                                                                                                                                                                                  Целевое назначение денежных накоплений может быть различным:
  6. Cоздание страхового резерва «на всякий случай»
  7. Накопление денежных средств для приобретения предметов длительного пользования (машины, квартиры, др.)
  8. Долгосрочное накопительное страхование жизни
  9. Создание денежного фонда для инвестирования в различные финансовые активы: приобретение акций, облигаций, паёв инвестиционных фондов, размещение денежных средств на депозитах в банках и др.
  10. Вложение денежных средств в драгоценные металлы (тезаврация), недвижимость, иностранную валюту и др. активы

Выделяют две  формы сбережения: организованную и  неорганизованную. По мере развития рыночных отношений, совершенствования и увеличения объема предоставляемых финансовых услуг населению, доля организованных сбережений возрастает, выполняя важную общественно-значимую функцию снабжения кредитными деньгами экономики.

Соотношение расходов на потребление и накопление                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Величина доходов является важным фактором увеличения сбережений. Одним из предметов экономической науки, изучающей финансы домашних хозяйств, является исследование доходов, потребления и накопления. Одним из законов, связанных с этой проблемой является основной психологический закон Кейнса: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, но не в такой степени, в какой растёт доход»                     Более высокие по сравнению с ростом дохода темпы роста потребления определяются склонностью общества к потреблению. Для характеристики этого явления используется показатель предельной склонности к потреблению (англ. Marginal Propensity to Consume – MPC), которая определяется по формуле:

MPC=ΔС/ΔY                                  Где ΔС – прирост потребления,  ΔY – прирост доходов

Величина MPC показывает, какую часть прироста доходов  направляется на потребление. Её величина колеблется в диапазоне от 0 до 1: 0<MPC<1.        Если MPC=0, то весь прирост доходов идёт на накопление, если MPC=1, то весь прирост дохода идёт на потребление.    Другой показатель, применяемый для характеристики соотношения потребления и накопления называется предельная склонность к накоплению (англ. Marginal Propensity to Save – MPS):

MPS=ΔS/ΔY                          Где ΔS – величина прироста сбережения,  ΔY – прирост доходов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Если MPS=0, то весь доход идёт на потребление, если MPS=1, то весь прирост дохода идёт на накопление.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам и кредиту"