Шпаргалка по "Финансам и кредиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 17:02, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы и кредит".

Работа состоит из  1 файл

ФиК_1-19_вопрос.doc

— 369.00 Кб (Скачать документ)
  1. Сущность  и функции финансов. Роль финансов в рыночной экономике.                                                Сущность и функция финансов                                                                                                                                                                                                                               Финансы - это экономическая категория, а любая экономическая категория выражает определенные экономические отношения. Финансовые отношения имеют целый ряд особенностей по сравнению с другими экономическими отношениями:                                                                    - денежные отношения; 
    - распределительные отношения; 
    - связаны с формированием и использованием фондом денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.
Эти особенности  позволили выделить финансовые отношения  из общей массы экономических  отношений.  Денежные фонды формируются  на макро- и микроуровнях. На макроуровне  к ним относятся: государственный  бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственные фонды страхования, которые представляют собой систему денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой. На микроуровне - это фонды собственных, заемных и привлеченных средств. В свою очередь в состав собственных средств предприятий входят уставный, добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления и социальной сферы; нераспределенная прибыль. К заемным средствам относятся кредиты и займы, к привлеченным - кредиторская задолженность. Денежные отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между предприятиями и финансово-кредитной системой и т.д.

Финансы - это  совокупность экономических отношений, отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота. Сущность финансов проявляется в их функциях. Функции финансов

  1. Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;
  2. Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;
  3. Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;
  4. Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.                

Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д. Можно привести много примеров такого перераспределения. Например, промышленные предприятия уплатили налоги в бюджет, а из бюджета эти средства выделены на финансирование АПК, произошло перераспределение денежных средств между отраслями. Другой пример: уплатили налоги московские предприятия, а денежные средства выделены на финансирование районов Крайнего Севера, произошло перераспределение денежных средств между регионами страны и т.д.                                            Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Министерство по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т.д.

Роль  финансов в рыночной экономике                                                                                                                                                                                                                                   Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы. Рыночная экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты (предприниматели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты). Под рынком понимаются социально-экономические условия реализации товара. Рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров.  В условиях рыночной экономики очень важно точно знать экономическую сущность и содержание ее категорий. Деньги, выполняя свои функции средств обращения, являются посредниками между актом покупки и актом продажи, в этой функции деньги становятся капиталом.  Капитал - это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег - это вложение их в предпринимательство, передача в ссуду, сдача в наем. Таким образом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений.  Финансы - система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.                           По своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена: - общественные финансы, - финансы хозяйствующего субъекта.   Каждое звено выполняет свои задачи и ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему.  В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем  не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:                                                                                                                                      1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.  2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов. 
3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.                                                                   Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).                                                                        Финансовое регулирование экономических и социальных процессов - второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.       Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:                        - через эффективное вложение финансовых ресурсов; 
- создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.); 
- использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития); 
- использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).

  1. Финансовый рынок: его структура, функции, участники, индикаторы.

 
Финансовый  рынок - это особая форма денежных операций, где объектом купли-продажи  выступают свободные денежные средства субъектов хозяйствования, государства и населения. Это институт, который осуществляет связь между кредиторами и заемщиками, занимая средства у кредиторов и предоставляя их заемщикам. Это организованная система торговли финансовыми инструментами. Структура финансового рынка состоит:

1. Рынок ссудных  капиталов - это система отношений,  обеспечивающих аккумуляцию временно  свободных финансовых ресурсов  и их перераспределение между  предприятиями и инвесторами;                                                                                                                                                                                                                                                                     2. Рынок ценных бумаг - регулятор денежной массы и осуществляет весь комплекс движения капитала в экономике;                                                                                                                       3. Страховой рынок - это совокупность перераспределительных отношений между участниками за счет взносов в целевой страховой фонд, предназначенный для возмещения ущерба;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     4. Валютный рынок - это сфера экономических отношений по купле-продаже иностранной валюты и платежных документов.

Функции финансового рынка:

- Мобилизация  временно свободных денежных  средств через продажу ценных  бумаг; 

- Финансирование  воспроизводственного процесса;

- Распределительная  функция - способствует переливу  капитала между отраслями, компаниями;

- Повышение  эффективности экономики в целом.

Участниками финансового рынка называются юридические и физические лица, совершающие операции на валютном рынке

По целям  различают: предприниматели, хеджеры, посредники, спекулянты, органы валютного  регулирования и контроля.

Предприниматели это участники валютного рынка задачей, которых является обеспечение (приобретение валюты для осуществления импортных операций и продажи экспортной выручки).        Хеджеры участники валютного рынка, страхующие валютный риск при совершении валютных операций.                                                                                                                                                                                                                                          Спекулянты это участники валютного рынка, которых привлекает: высокая ликвидность валюты, низкие операционные расходы, отсутствие затрат по хранению валюты и постоянные колебания валютного курса (ВК).                                                                                                                         Посредники это участники валютного рынка, которые специализируются на предоставлении услуг по торговле валютой. На биржевом и внебиржевом сегментах валютного рынка функционирует своя инфраструктура, которой соответствуют специфические формы посредничества.          На биржевом рынке посредниками являются брокеры и дилеры. Брокеры это биржевые посредники, осуществляющие операции за счет клиента, но от своего лица. Их доход складывается из комиссионных (фиксированный доход от суммы сделки) и, возможно, премии.   Дилеры, действуют от своего лица и за свой счет, неся весь риск неудачного заключения сделки. Их доход разница между курсом покупки и продажи. Органы валютного регулировании и контроля это государственные учреждения, в функции которых входит регулирование, наблюдение и контроль за валютными операциями и валютным рынком.

Индикаторы:   Финансовый рынок не только перерабатывает огромные количества разнообразных данных, но и является крупнейшим поставщиком важнейшей финансово-экономической информации. Безусловно, основным информационным "товаром" рынка являются биржевые котировки акций, сведения о ценах облигаций, валютных курсах, процентных ставках. Ежедневные деловые издания регулярно доводят до пользователей эту информацию. В то же время огромную ценность для пользователей представляет обобщенная информация о состоянии рынка в целом, получив которую они могли бы быстро оценить характер основных тенденций, превалирующих на данный момент. Такую информацию участникам рынка предоставляют различные сводные (композитные) биржевые индексы, регулярно публикуемые в финансовых изданиях.

Рынки облигаций  характеризуются значительной спецификой, большая часть таких ценных бумаг  продается на неорганизованных рынках. Еще одним специфическим фактором являются свойства самого "товара" - заемного капитала. Рано или поздно первоначальная сумма займа должна быть возвращена кредитору. Поэтому очень важную роль на рынке облигаций играют кредитные рейтинги, публикуемые независимыми рейтинговыми агентствами.

 
 
 
 
  1. Финансовая  система: понятие, элементы, основы построения.
Финансовая система - форма организации денежных отношений  между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению  совокупного общественного продукта.

Сущность финансовой системы

Процесс распределения  и перераспределения стоимости  совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.

В процессе распределения  стоимости совокупного общественного  продукта у субъектов экономических  отношений (государства, хозяйствующих  субъектов, наёмных работников и  органов местного самоуправления) накапливаются различные фонды денежных доходов.

Структура финансовой системы

В зависимости  от методов формирования доходов  экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:                                                                                   -централизованные (публичные) финансы;                                                                          - децентрализованные финансы.                                                          Децентрализованные финансы - форма организации денежных отношений, движения фондов денежных средств, формируемых на уровне различных предприятий, организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, домохозяйств и отдельных граждан.

Финансовая  система также  подразделяется на четыре подсистемы:

1. Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности)                                                                                                             2. Финансы домашних хозяйств.                                                                                                                                                                                                                                                                              3. Государственные финансы                                                                                                                                                                                                                                                                      4.Муниципальные финансы

Первые две  подсистемы относятся к сфере  децентрализованных финансов, а вторые две - к сфере централизованных (публичных) финансов. Более подробное содержание указанных подсистем содержатся в соответствующих статьях.

Звенья ФС: 
а) общегосударственные финансы — федеральный, региональные, местные бюджеты, государственная кредитная система, система государственного страхования, пенсионный фонд, внебюджетные фонды и т.п.; 
б) финансы хозяйствующих субъектов — предприятий; 
в) коммерческая банковская система, коммерческое кредитование и страхование, залоговая, биржевая системы. 
Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных фондов и накоплений самих предприятий. 
Основой финансовой системы являются финансы предприятий — они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. 
Ведущая роль общегосударственных финансов: обеспечение определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределение финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственными и непроизводственными сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. 
Госбюджет — главное звено финансовой системы — это форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства и на единую экономическую и финансовую политику страны. В современных условиях средства госбюджета направляются на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей, что способствует формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Расходы бюджета на социально-культурную сферу имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа. 
Внебюджетные фонды — это средства федерального правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование этих фондов происходит за счет обязательных целевых отчислений, которые установлены в процентах к фонду оплаты труда и включаются в себестоимость продукции. Средства фондов имеют строго целевое назначение, что гарантирует их использование в полном объеме. Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. 
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком — государство. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие дефицита государственного бюджета без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. 
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. 
Финансы предприятий различной формы собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования. В условиях рынка предприятия самостоятельно распределяют выручку, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка.

  1. Региональные финансы: понятие, состав и роль в организации рыночных отношений.
Все финансовые потоки, циркулирующие в экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между всеми институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов.

В соответствии с общими подходами, используемыми  для определения региональных финансов, ими можно назвать денежные ресурсы  и потоки в наличной и безналичной  формах, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый уровень жизни населения. Финансы региона -- это прямой «слепок» с его экономики, его производственно-экономической и ресурсной базы. Вместе с тем финансы региона -- неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социально-экономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансовой системы страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном -- региональном или местном -- уровне федеративной структуры государства с учетом сложившейся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления.

Финансовые ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих важнейших частей:                                                                                                                                                                                                             - ресурсы бюджетов всех уровней (используются для текущего финансирования экономики региона, социальной сферы, финансирования наиболее важных проектов развития соответствующих территорий);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     - ресурсы субъектов хозяйствования (используются для финансирования оборотных средств и капиталовложений, содержания социальных объектов, находящихся в собственности соответствующих субъектов хозяйствования);                                                                                                                                                                                                                                                    - ресурсы внебюджетных фондов;                                                                                                                                                                                                                                                                        - кредитные ресурсы коммерческих банков и прочих финансовых структур (используются для срочного и возвратного финансирования оборотных средств и капиталовложений);   - дотации, субвенции и другие поступления из вышестоящих бюджетов для покрытия дефицита территориальных бюджетов и централизованные инвестиции (из федерального бюджета или федеральных инвестиционных фондов).                                                                                                                                                                                                                                  Таким образом, финансовые ресурсы региона определяются как финансовые ресурсы всех институциональных единиц, функционирующих в регионе.

Основная особенность  финансов региона заключается в  том, что здесь действуют как  бы три самостоятельные финансовые подсистемы -- государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации); муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема -- к категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридических и физических лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования.    Таким образом, все подсистемы финансов региона находятся на одной и той же территории и исходят из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественное для условий многоукладного рыночного хозяйства, не 
должно препятствовать консолидированному участию этих подсистем в решении местных социально-экономических проблем. Разница лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственности каждой из подсистем. Единое поле деятельности всех финансов региона диктует и единый критерий оценки управления региональными финансами -- улучшение экономической и социальной ситуации в регионе.

Сущность и  роль региональной финансовой системы  в жизни общества проявляется  через функции: мобилизационную, распределительную  и контрольную.                                                                                                                                                                                                                                                                     1. Контрольная функция проявляется лишь в процессах использования хозяйствующими субъектами государственных средств.                                                                                                         2. Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.                                                                                                                                                                                                       3. Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства.

Таким образом, финансы региона представляют собой  систему экономических отношений, посредством которой национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономического развития территории.

Региональный  бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж;  налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.

 
  1. Федеральный бюджет: понятие, функции  и роль в экономике  страны.
 
Федеральный бюджет  России  –  главное  звено  бюджетной  системы. Федеральный бюджет РФ — основной финансовый план правительства России на текущий финансовый год, имеющий силу закона. Он выражает   экономические   денежные   отношения,   опосредствующие   процесс образования  и  использования  централизованного  фонда   денежных   средств государства, и разрабатывается и утверждается  Федеральным  Собранием  РФ  в

форме  федерального  закона.  Через  этот   бюджет   мобилизуются   средства предприятий различных форм собственности и частично  доходы  населения.  Они

направляются  на  финансирование  народного  хозяйства,  социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности  страны,  на  содержание  органов

государственного  управления,  финансовую   поддержку   бюджетов   субъектов Федерации, на погашение  государственного  долга,  создание  государственных

материальных  и финансовых резервов и др.

      Централизация  средств  имеет  важное  экономическое  и   политическое значение, поскольку мобилизуемые  доходы  служат  одним  из  главных  орудий

претворения  в  жизнь  намечаемых   государством   мероприятий.   Это   дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на  решающих  участках

экономического  и социального развития, осуществлять единую  экономическую  и финансовую политику на территории страны.

      При переходе к рыночной  экономике   государственный  бюджет  сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное  производство  и

сферу социальных отношений изменяются.

      Основными функциями  бюджета являются:

      перераспределение национального  дохода и ВВП;

      государственное регулирование  и стимулирование экономики;

      финансовое обеспечение социальной  политики;

      контроль за  образованием  и   использованием  централизованного   фонда денежных средств.

Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения  национального  дохода и ВВП. Через этот бюджет  перераспределяется  около  30%  ВВП.

Бюджет   широко   используется   для   межотраслевого   и   территориального перераспределения  финансовых  ресурсов   с   учетом   требований   наиболее

рационального размещения производительных сил, подъема  экономики и  культуры на всей территории России, включая республики, края, области.

        В условиях перехода к рыночным  механизмам средства  государственного бюджета прежде  всего  должны  направляться  на  финансирование  структурной

перестройки  экономики,  ускорение   социального   развитие   и   социальную защищенность наименее обеспеченных слоев населения.

Бюджет   способствует   формированию   рациональной   структуры общественного  производства,   улучшению   пропорций,   более   эффективному использованию государственных средств.

Через расходы  и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования  и стимулирования   экономики    и    инвестиций,    повышения    эффективности

производства.  Государственная  поддержка  оказывается  передовым   отраслям хозяйства – авиастроению, космическим  программам,  атомной  промышленности,

энергомашиностроению  и некоторым другим. Такая  поддержка  связана  также  с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для  регулирования

экономики должна активно использоваться налоговая политика путем  применения соответствующего налогового механизма.

Большое значение  имеет  социальная  направленность  бюджетных  средств.   В социальной  политике  приоритеты  –  поддержка  наименее  защищенных   слоев

населения (пенсионеров, инвалидов,  студентов,  малообеспеченных  семей),  а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Бюджет оказывает  наибольшее воздействие на отрасли  хозяйства  и  учреждения непроизводственной  сферы   в  процессе  финансового  планирования.   Будучи

основным финансовым  планом  образования  и  использования  государственного фонда  денежных  средств,   бюджет   связан   со   всеми   предприятиями   и

организациями.

Государственный  бюджет  выполняет  функцию  организатора  распределительных процессов. Хотя  через  бюджет  перераспределяется  не  весь  чистый  доход,

создаваемый   на   предприятиях   различных   форм    собственности    сферы материального производства, он влияет  на  размеры  накоплений,  определение

оптимальной структуры доходов по финансовым планам  предприятий  и  отраслей хозяйства.

В процессе  бюджетного  планирования  и  исполнения  бюджета  осуществляется контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью  народного  хозяйства.  В

условиях перехода на  рыночные  механизмы  значение  бюджетного  контроля  в процессе  мобилизации  ресурсов  и  их   использовании   усиливается. Контрольная функция бюджета  предполагает  создание  условий  для осуществления  контроля.  Контрольная  функция   обуславливает   возможность

эффективного  воздействия государства на все  экономические процессы.

      Некоторые  авторы выделяют  еще   две функции. Образование  бюджетного  фонда.  Эту  функцию  выполняют  бюджетные доходы, включающие: налоги с доходов хозяйствующих субъектов, займы,  доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от  эмиссии  бумажных

денег. Структура  бюджетных доходов непостоянна, она  зависит  от  конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры  бюджетных

доходов отражает изменения,  связанные  с  экономическими  процессами.  Так, например,  изменение  соотношения  между  налогами  и  займами   в   сторону

увеличения  доли  последних  отражает  явный  спад  производства,  изменение соотношения между потреблением и накоплением.

      Вторая  функция  –  использование   бюджетного  фонда   –   принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как  совокупный

хозяйствующий  субъект,  учитывает  экономические   интересы   всех   других участников воспроизводственного процесса, в связи с  чем  бюджетные  расходы

охватывают всю  экономику. Структура бюджетных  расходов подвержена еще  более частым изменениям, чем структура бюджетных  доходов.  Изменение  соотношения между расходами на военные и социальные  нужды в пользу  первых  отчетливо свидетельствует о тенденции спада экономического производства.

К федеральным  относятся следующие налоги:    налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на доходы банков; налог на доходы от страховой деятельности; налог с биржевой деятельности (биржевой налог); налог на операции с ценными бумагами;  таможенная пошлина;  отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации; платежи за пользование природными ресурсами; подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий; подоходный налог с физических лиц; налоги, служащие источниками образования дорожных фондов; гербовый сбор; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

  1. Расходы федерального бюджета.
Расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства.

 
Практически расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

 
Расходы федерального бюджета классифицируют:

 
1) по экономической роли в процессе  воспроизводства — на затраты,  связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы; 
2) по функциональному назначению — на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.

 
В составе расходов бюджета в  зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные  расходы.

 
Капитальные расходы  бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.

 
Текущие расходы бюджета — часть  расходов бюджета, обеспечивающая текущее  функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

 
 В соответствии с действующим в  Российской Федерации законодательством  исключительно из федерального бюджета  финансируются следующие виды расходов:

 
• обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов; 
• функционирование федеральной судебной системы; 
• осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества); 
•  национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; 
•    фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; 
* государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; 
•    государственная поддержка атомной энергетики; 
• ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; 
•    исследование и использование космического пространства; 
• содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации; 
*   формирование федеральной собственности; 
•    обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации; 
•    компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета; 
•    пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; 
•    проведение выборов и референдумов Российской Федерации; 
•    федеральная инвестиционная программа; 
• обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней; 
•    обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; 
•    финансовая поддержка субъектов Российской Федерации; 
•    официальный статистический учет и др. 
Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. 
По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов: 
•    государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов; 
•    обеспечение правоохранительной деятельности;     
*   обеспечение противопожарной безопасности; 
* научно-исследовательские,    опытно-конструкторские    и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс; 
•    обеспечение социальной защиты населения; 
• обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности; 
•    обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба; 
•    развитие рыночной инфраструктуры; 
•    обеспечение развития федеративных и национальных отношений; 
•    обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; 
•    обеспечение деятельности средств массовой информации; 
•    финансовая помощь другим бюджетам; 
• прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 
Структура доходов  и расходов   федерального бюджета 
   Федеральный бюджет — ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы).

 
Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его  утверждения Федеральным Собранием (Парламентом) Российской Федерации. 
По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования Централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.

 
 
 
 
  1. Доходы  и расходы федерального бюджета в среднесрочной  перспективе.
 
Проект  федерального бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ по поручению Правительства РФ. Работа над проектом бюджета начинается за двенадцать месяцев до начала планируемого года.

В задачу Министерства финансов входит разработка:

·        проекта федерального бюджета;

·        проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу, которые разрабатываются на базе среднесрочной программы Правительства Российской Федерации, среднесрочного прогноза социально-экономического развития России и сводного финансового баланса;

·        проекта федерального закона о федеральном  бюджете на планируемый год.

В основу разработки проекта федерального бюджета закладываются направления планируемой финансово-бюджетной политики, определенной в Бюджетном послании Президента РФ Правительству Российской Федерации, и показатели разработанного Министерством экономики РФ прогноза социально-экономического развития России на планируемый год, уточненных параметров среднесрочного прогноза социально-

экономического  развития России, показателей сводного финансового баланса.

Кроме того, используются показатели денежной программы, составляемой Центральным банком Российской Федерации, и показатели долгосрочных федеральных целевых программ, перечень которых определяется Правительством РФ на основе долгосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического

развития страны.

1) На первой  стадии формирования проекта  бюджета федеральными органами исполнительной власти разрабатываются сценарные условия экономического и социального развития на планируемый год, в которых отражены главные макроэкономические показатели и материалы для уточнения параметров

среднесрочного прогноза экономического и социального развития страны.

После одобрения  Правительством РФ этих сценарных условий Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год и проектирования размеров основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Кроме того,

рассматриваются предложения о минимальных размерах оплаты труда и пенсий, порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и пенсий в планируемом году и на среднесрочную перспективу.

Все эти материалы  и расчеты направляются на рассмотрение Правительства РФ.

После их принятия Правительством они могут быть представлены в Совет Федерации и Государственную Думу по их запросу.

Затем Министерство финансов РФ направляет основные характеристики по доходам и расходам федерального бюджета федеральным органом исполнительной власти, а также доводит до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации методику формирования межбюджетных отношений Российской Федерации с субъектами Российской Федерации на плановый год и среднесрочную

перспективу.

2) На второй  стадии разработки федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти производится распределение предельных объемов бюджетных средств по показателям бюджетной классификации, а также адресное распределение финансовых ресурсов между главными распорядителями бюджетных средств. При этом Министерство экономики РФ определяет федеральные целевые

программы, подлежащие финансированию, и согласовывает объемы их финансирования в плановом году и в среднесрочной перспективе.

Для проведения работы по составлению проекта бюджета в Министерстве финансов РФ используются материалы, расчеты и обоснования, поступающие от субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации. Эти материалы сначала анализируются специалистами, закрепленными за

соответствующими  министерствами. В ходе анализа уточняются расчеты показателей финансовых планов министерств, бюджетов территорий, выявляются возможности мобилизации дополнительных доходов и экономии расходов. Затем расчеты с внесенными поправками рассматриваются у руководителей

департаментов Министерства, а затем направляются в бюджетный департамент, который рассматривает представленные расчеты, вносит в них в случае необходимости поправки и направляет на решение руководства Министерства

финансов РФ.

В случае, если у  бюджетополучателей имеются разногласия по показателям бюджета, то несогласованные вопросы по этим показателям выносятся на рассмотрение Межведомственной правительственной комиссии.

Все работы по подготовке и согласованию с федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета и сопутствующих ему материалов (проектов законодательных актов и др.) должны быть завершены до 15 июля года, предшествующего планируемому.

После согласования всех бюджетных расчетов с ведомствами  и субъектами Федерации бюджетный департамент Министерства финансов РФ составляет окончательный проект федерального бюджета, который представляется в Правительство Российской Федерации.

  1. Государственный долг. Дефицит государственного бюджета и способы  его преодоления
 
Госуда́рственный  долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий. Государственный долг имеет прямое отношение к госбюджету, более того, он возникает, когда имеет место дефицит бюджета (расходная часть бюджета превышает доходную). Это означает, что государство должно искать дополнительные средства для финансирования своих расходов. Их можно получить несколькими способами:

 
* напечатать  бумажных денег в количестве, необходимом для покрытия расходов;                                                                                                                                                 * одолжить денег у граждан и организаций своей страны;                                                                                                                                                                                                 * одолжить денег у иностранных государств и финансовых организаций.

Первый способ решения проблемы бюджетного дефицита связан с ростом инфляции. Поэтому  государство, как правило, прибегает  к внутренним и внешним заимствованиям, вследствие чего и образуется государственный долг. Государственный долг - это задолженность государства по займам, произведенным как внутри страны, так и за рубежом.

Государственный долг подразделяется на следующие  виды:                                                                                                                                                                                                                     * внутренний, который возникает в случае, когда государств" размещает свои ценные бумаги внутри страны;                                                                                                  * внешний, возникающий при:                                                                                                                                                                                                                                                          - получении государством кредитов от иностранных государств, банков, международных финансовых организаций;                                                                                                                    - либо размещении своих ценных бумаг за рубежом.

В настоящее  время во всех странах растет как  внутренний, так и внешний долг. Однако рост государственного долга не беспределен. Практика показывает, что если он более, чем в 2,5 раза превышает ВВП, то возникают серьезные социально экономические последствия.

Серьёзные проблемы и негативные последствия большого государственного внутреннего долга  заключаются в том, что:                                                                                                                                                                                                                        снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;                                                                                                                                                                                                                                              перераспределяется доход от частного сектора к государственному;                                                                                                                                                                     необходимость выплаты суммы долга и процентов по долгу может потребовать повышение налогов, что приведёт к подрыву действия экономических стимулов;              дефицит государственного бюджета может стать хроническим явлением;                                                                                                                                                                                  чем больше государственный долг, то есть чем больше выпущено государственных облигаций, тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует ещё больший дефицит; создаётся угроза высокой инфляции, особенно в долгосрочном периоде. Это объясняется тем, что если государство будет постоянно рефинансировать долг, выпуская всё большее количество государственных облигаций, то в будущем может наступить момент, когда дефицит будет столь велик, что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придётся использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить её в разумных размерах (небольшими порциями каждый год).

 
 
 
 
 
 
 
 
11. Структура и источники  доходов федерального  бюджета.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения  функций органов государственной  власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

  1. федеральный бюджет РФ;
  2. бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
  3. местные бюджеты.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами. Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе РФ, 56 краевых и областных бюджетов, включая одну автономную область, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий. Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

Так, в бюджетной  классификации выделяются следующие  основные виды налоговых доходов:

  1. налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
  2. налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
  3. налоги на совокупный доход;
  4. налоги на имущество;
  5. платежи за пользование природными ресурсами;
  6. налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Из неналоговых  же доходов основными являются следующие  виды:

  1. доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  2. доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  3. доходы от реализации государственных запасов;
  4. доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  5. поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  6. административные платежи и сборы;
  7. штрафные санкции, возмещение ущерба;
  8. доходы от внешнеэкономической деятельности.

 
В этой связи  главной проблемой, вытекающей из структуры  формирования доходов бюджета РФ остается распределение налоговых доходов и неналоговых отчислений между местными и федеральным бюджетом.

1) Главный метод  перераспределения национального  дохода -- налоги, обеспечивающие преобладающую долю доходов бюджета. Так, в доходах центрального бюджета различных государств налоговые поступления составляют около 9/10. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственные доходы соответствующих бюджетов) и регулирующих (доходы, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему) доходов.

2) Следующим  по своему финансовому значению  доходом бюджета являются государственные займы. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения размера дефицита государство обращается к государственным займам. Существуют два пути получения государственных займов: 1) государственные займы, полученные у физических и юридических лиц путем выпуска ценных бумаг от имени государства; 2) кредиты, полученные у центрального банка и других кредитных учреждений.

3) При чрезвычайных  обстоятельствах, когда получение  налоговых платежей, государственных займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии бумажных денег. Это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса.

Доходы бюджета  классифицируются по различным признакам. По источникам образования они делятся  на налоги с юридических лиц, налоги с населения, займы, поступления  от реализации государственной собственности  и др. по методу взимания: на налоговые  и неналоговые; по видам налогов: на акцизы, НДС, налог на прибыль и др.

    10.Методы денежно-кредитного регулирования экономики.

 
Денежно-кредитное  регулирование  это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Методы могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия.                                                                 К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются такие инструменты как квотирование отдельных видов пассивных и активных операций; введение потолков (лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов; ограничение на открытие филиалов и отделений и т.д.; лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок; определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (контингентирование). Банк России чаще использует такие административные меры как регулирование общего объема выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.                                                                                                                                                                                              В прямые количественные ограничения включают установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России в праве применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно- кредитной политики после консультаций с Правительством РФ.                                                                               К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления: налоговые, нормативные (размер вводимых ограничений или льгот увязываются с масштабом операций) и корректирующие. Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих - центрального банка.                                                                                                                                                                        К нормативным методам воздействия относится использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим - учетная политика и операции на открытом рынке.

Основными инструментами  и методами денежно-кредитной политики, которые использует Банк России являются:                                                         1)процентные ставки по операциям Банка России;                                                                                                                                                                           2)нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);                                                                                                   3)операции на открытом рынке;                                                                                                                                                                                             4)рефинансирование банков;                                                                                                                                                                                                               5)валютное регулирование;                                                                                                                                                                                                             6)установление ориентиров роста денежной массы;                                                                                                                                                                            7)прямые количественные ограничения.                                                                                                                                                                                          Можно увидеть, методы денежно-кредитной политики Центробанка РФ уже не ограничиваются преимущественно административными мерами. Такой инструментарий оглашен в законе о Банке России.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам и кредиту"