Оценка риска в предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 09:49, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение сущности, классификации предпринимательского риска, а также вероятных видов потерь и методов оценки предпринимательских рисков. В настоящее время проблема минимизации риска стала главным аспектом в предпринимательской деятельности.
Для рассмотрения данной темы были проанализированны научные работы известных ученых, таких как Воронцовский, Кудрявцев, Чернова, Тэпман, Хохлов, а также различные статьи из периодических изданий («Экономика и Жизнь», «Расчет»).
Предметом рассмотрения в данной курсовой является оценка риска в предпринимательской деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Оценка риска в предпринимательской деятельности.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

          Метод целесообразности затрат позволяет определить критический объем производства или продаж, нижний предельный размер выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю. Производство продукции, в объемах меньше критического приносит только убытки. Критический объем производства необходимо оценивать при освоении новой проекции и при сокращении выпуска продукции, вызванного падением спроса, сокращением поставок материалов и комплектующих изделий, заменой продукции на новую, ужесточением экологических требований и другими причинами. Для проведения соответствующих расчетов все затраты на производство и реализацию продукции подразделяют на переменные (материалы, комплектующие изделия, инструменты, заработная плата, расходы на транспорт) и постоянные (амортизационные отчисления, управленческие расходы, арендная плата, проценты за кредит).

          Критический  объект производства (0кр) можно представить в следующем виде:

                                                Окр=Зпост:(Ц - Зпер),                                                                         (2.4)

 

где      Ц — цена изделия (единицы продукции), руб.;

3пост — постоянные затраты, руб.;

3пер — переменные затраты, руб.

          Некоторые зарубежные авторы называют критический объем производства порогом рентабельности и используют этот показатель для оценки финансовой устойчивости предприятия. Чем больше разность между фактическим объемом производства и критическим, тем выше финансовая устойчивость.

          Любое  изменение объема производства (продаж) оказывает существенное влияние  на прибыль. Данная зависимость  называется эффектом производственного (или операционного) левериджа. Производственный  леверидж показывает степень  влияния постоянных затрат на прибыль (убытки) при изменениях объема производства.

          Производственный  леверидж (Лпр) можно представить в следующем виде:

 

                                       Лпр = (В - Зпер) : П = (Зпост + П) : П,                                                       (2.5)

 

где  П— балансовая прибыль от реализации (до выплаты налога на прибыль, процентов по кредитам и дивидендам);

В— выручка от реализации;

Зпер — переменные затраты;

3пост — постоянные затраты.

          Из приведенного соотношения следует, что чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек при некотором объеме производства, тем выше производственный леверидж, а следовательно, тем выше предпринимательский риск. Работать с высоким производственным левериджем могут только те предприятия, которые в состоянии обеспечить большие объемы производства, и сбыта, имеют устойчивый спрос на свою продукцию.

 

2.1.2. Качественный анализ

 

          Качественный  подход позволяет выявить и  идентифицировать возможные виды  рисков, свойственных проекту, также  определяются и описываются причины  и факторы, влияющий на уровень  данного вида риска. Кроме того, необходимо описать и дать  стоимостную оценку всех возможных последствий гипотетической реализации выявленных рисков и предложить мероприятия по минимизации и/или компенсации этих последствий, рассчитав стоимостную оценку этих мероприятий.

          Первым  шагом в проведении качественного  анализа рисков является четкое определение (выявление, описание - "инвентаризация") всех возможных рисков проекта. Существенную практическую помощь в этом направлении может оказать предлагаемая классификация инвестиционных рисков.

          Рассмотрение  каждого вида риска можно производить с трех позиций:

1. С точки зрения истоков, причин  возникновения данного типа риска;

2. Обсуждения гипотетических негативных  последствий, вызванных возможной 

реализацией данного риска;

3. Обсуждения конкретных мероприятий, позволяющих минимизировать рассматриваемый риск.

          Основными  результатами качественного анализа  рисков являются: выявление конкретных  рисков проекта и порождающих  их причин, анализ и стоимостной  эквивалент гипотетических последствий  возможной реализации отмеченных рисков, предложение мероприятий по минимизации ущерба и их стоимостная оценка. К дополнительным, но также весьма значимым результатам качественного анализа, следует отнести определение пограничных значений возможного изменения всех факторов (переменных) проекта, проверяемых на риск.

          Этапы качественного анализа рисков:

1. Идентификация (определение) возможных  рисков;

2. Описание возможных последствий (ущерба) реализации обнаруженных  рисков и их стоимостная оценка;

3. Описание возможных мероприятий, направленных на уменьшение негативного влияния выявленных рисков, с указанием их стоимости;

4. Исследования на качественном  уровне возможности управления  рисками :

- диверсификация риска;

- уклонение от рисков;

- компенсация рисков;

- локализация рисков.

         В процессе  качественного анализа рисков  исследуются причины возникновения рисков и факторы, способствующие их динамике, затем дается описание возможно ущерба от проявления рисков и их стоимостную оценку.   

          Так  как расчеты эффективности проекта базируются на построении его денежных потоков, величина которых может измениться в результате реализации каждого из отмеченных рисков, то для аналитика важна количественная оценка последствий осуществляемых на данном шаге, выраженная в стоимостных показателях. Кроме того, для аналитика также важна оценка предполагаемых на следующем шаге мероприятий, направленных на уменьшение негативного влияния выявленных рисков.

 

 

 

Глава 3. Управление предпринимательскими рисками.

3.1. Система управления риском.

 

          Под  стратегией управления подразумеваются  направление и способы использования  средств для достижения поставленной  цели. Каждому способу соответствует  определенный набор правил и  ограничений для принятия лучшего  решения. Стратегия помогает сконцентрировать усилия на различных вариантах решения, не противоречащих генеральной линии стратегии, и отбросить все остальные варианты. После достижения поставленной цели данная стратегия прекращает свое существование, поскольку новые цели выдвигают задачу разработки новой стратегии.

          Тактика  — практические методы и приемы  менеджмента для достижения поставленной  цели в конкретных условиях. Задачей  тактики управления является  выбор оптимального решения и  самых конструктивных в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

          Риск-менеджмент  как система управления состоит  из двух подсистем: управляемой  подсистемы — объекта управления  и управляющей подсистемы —  субъекта управления. Объектом управления  в риск-менеджменте выступают рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. К таким экономическим отношениям относятся связи между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями, конкурентами и т. д. Субъект управления в риск-менеджменте представляет группа руководителей (финансовый менеджер, специалист по страхованию и т. д.), которая посредством различных вариантов своих действий осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления.

          Риск-менеджмент  выполняет функции:

• объекта управления (организация разрешения риска; рисковых вложений капитала, работ по снижению величины риска, процесса страхования рисков, экономических отношений и связей между субъектами хозяйственных процессов);

• субъекта управления (прогнозирование, организация, координация, регулирование, стимулирование, контроль).

          Первым  этапом организации риск-менеджмента  является определение цели риска  и цели рисковых вложений капитала. Цель риска — это результат, который необходимо получить. Им может быть выигрыш, прибыль, доход. Цель рисковых вложений капитала — получение максимальной прибыли.

          Любое  действие, связанное с риском, всегда  целенаправленно, ибо отсутствие цели делает решение, связанное с риском, бессмысленным. Цели риска и рисковых вложений капитала должны быть четкими, конкретизированными и сопоставимыми с риском и капиталом.

          Следующим  важным моментом в организации  риск-менеджмента является получение информации об окружающей обстановке, которая необходима для принятия решения в пользу того или иного действия. На основе анализа такой информации и с учетом целей риска можно правильно определить вероятность наступления события, выявить степень риска и оценить его стоимость.

          Управление  риском означает правильное понимание  степени риска, который постоянно  угрожает людям, имуществу, финансовым  результатам хозяйственной деятельности. Для предпринимателя важно знать  действительную стоимость риска, которому подвергается его деятельность. Под стоимостью риска следует понимать фактические убытки предпринимателя, затраты на снижение величины убытков или затраты по возмещению этих убытков и их последствий. Правильная оценка финансовым менеджером действительной стоимости риска позволяет ему объективно представлять объект возможных убытков и наметить пути к их предотвращению или уменьшению, а в случае невозможности предотвращения обеспечить их возмещение.

          На основе  имеющейся информации об окружающей среде, вероятности, степени и величине риска разрабатываются различные варианты рискового вложения капитала и приводится оценка их оптимальности путем сопоставления ожидаемой прибыли и величины риска. Это позволяет правильно выбрать стратегию и приемы управления риском, а также способы снижения степени риска.

          При  выборе стратегии и приемов  управления риском часто используется  какой-то определенный стереотип, который складывается из опыта  и знаний финансового менеджера  в процессе его работы и служит основой автоматических навыков в работе. Наличие стереотипных действий дает менеджеру возможность в определенных типовых ситуациях действовать оперативно и наиболее оптимально. При отсутствии типовых ситуаций финансовый менеджер должен переходить от стереотипных решений к поискам оптимальных для себя рисковых решений.

          Подходы  к решению управленческих задач  могут быть самыми разнообразными, поэтому риск-менеджмент обладает  многовариантностью.

          Многовариантность  риск-менеджмента означает состояние стандарта и неординарности финансовых колебаний, гибкость и неповторимость тех или иных способов действия в конкретной хозяйственной ситуации. Главное в риск-менеджменте — правильная постановка цели, отвечающая экономическим интересам объекта управления.

          Риск-менеджмент весьма динамичен. Эффективность его функций во многом зависит от быстроты реакции на изменение условий рынка, от экономической ситуации и финансового состояния объекта управления. Поэтому риск-менеджмент должен базироваться на знании стандартных приемов управления риском, умении быстро и правильно оценивать конкретную экономическую ситуацию, на способности быстро найти хороший, если не единственный, выход из данной ситуации.

          Особую  роль в решении рисковых задач играют интуиция менеджера и инсайд. Интуиция — способность непосредственно, как бы внезапно, без логического продумывания находить правильное решение проблемы.

          Инсайд  — это осознанное решение некоторой  проблемы. Субъективно инсайд переживают как неожиданное озарение, постижение. В момент самого инсайда решение осознается очень ясно, однако эта ясность часто носит кратковременный характер и нуждается в сознательной фиксации решения.

          В случаях, когда риск рассчитать невозможно, принятие рисковых решений происходит с помощью эвристики. Эвристика представляет собой совокупность логических приемов и методологических правил теоретического исследования и отыскания истины. Иными словами, это правила и приемы решения особо сложных задач.

          Конечно, эвристика менее надежна и  менее определенна, чем математические  расчеты, однако она дает возможность  получить вполне определенное  решение.

          Организация риск-менеджмента предполагает определение органа управления риском, которым может быть финансовый менеджер, менеджер по риску или соответствующий аппарат управления, скажем, отдел рисковых вложений капитала, выполняющий следующие функции:

- осуществление венчурных и портфельных инвестиций, т. е. рисковых вложений в соответствии с действующим законодательством и уставом хозяйствующего субъекта;

- разработку программы рисковой инвестиционной деятельности;

- сбор, анализ, обработку и хранение информации об окружающей обстановке;

Информация о работе Оценка риска в предпринимательской деятельности