Эспорт и импорт России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение применяемых методов регулирования, тенденции развития современной мировой торговли РФ, стоящих проблем и перспектив ее развития.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрытие понятия экспорта,импорта и сущности мировой торговли;
-рассмотрение основных методологических аспектов внешней торговли;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1.Теория экспортно-импортных операций………………………………6
1.1 Понятие, виды и методы осуществления экспортно-импортных операций…………………………………………………………………………..6
1.2 Роль государства в регулировании внешнеторговой деятельности……...10
Глава 2. Анализ внешней торговли России……………………………………16
2.1Внешнеторговый оборот России в 2009-2011г …………….........................16
2.2 Внешняя торговля со странами дальнего зарубежья……………………...25
2.3 Внешняя торговля с государствами-участниками СНГ…………………..29
Глава 3. Проблемы и перспективы мировой торговли РФ…………………...32
3.1Необходимость выработки новой внешнеэкономической политики и механизма ее реализации…………………………………………………….....32
3.2Перспективы развития мировой торговой политики России на сов-ременном этапе………………………………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………...37
Список использованных источников………………………………………….39
Приложения А Товарная структура экспорта и импорта России в страны дальнего зарубежья в 2010-2011 гг……………………………………………40
Приложения Б Товарная структура экспорта и импорта России в страны СНГ в 2010-2011 гг…………………………………………………………………...41

Работа состоит из  1 файл

к.doc

— 504.50 Кб (Скачать документ)

 
 
 
 
 

Глава 3. Проблемы и перспективы мировой торговли РФ

3.1Необходимость выработки новой внешнеэкономической политики и механизма ее реализации

     Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности в России осуществляется, основываясь на следующих принципах:

     -количественные  ограничения экспорта и импорта  отсутствуют, за исключением особых  случаев, когда это необходимо  для обеспечения национальных  интересов страны и для выполнения  международных обязательств РФ;

     - ввозимые на территорию РФ  товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ;

     - в целях защиты национальных  интересов РФ при осуществлении  внешнеторговой деятельности в  отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в стране действует система экспортного контроля;

     - на отдельные виды товаров  на экспорт и (или) импорт  устанавливается государственная  монополия;

     - особыми режимами осуществления  отдельных видов внешнеторговой  деятельности являются приграничная  торговля и свободная экономическая  зона;

     - соблюдается равенство участников  внешнеэкономической деятельности  и осуществляется их защита  государством.

     Среди проблем, стоящих перед РФ в области  внешнеэкономической деятельности можно выделить следующие:

     - неблагоприятная позиция РФ в  международном разделении труда. Удельную долю российского экспорта составляют минеральные продукты, т.е. сырьевые. Причём их доля имеет тенденцию к увеличению. Это негативное явление, так как цены на подобные товары склонны к резким колебаниям вследствие резкого изменения спроса на них. Также это означает то, что РФ производит мало качественной продукции, способной конкурировать на мировом рынке.

     В то же время в структуре импорта, преобладают продовольственные  товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), продукция химической промышленности, каучук, а также машины, оборудование и транспортные средства. То есть, существует тенденция к повышению импорта данного вида продукции.

     Положительную динамику можно отследить лишь в  сокращении доли импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырье (кроме текстильного), что может, с одной стороны, означать, что Россия стала в большей степени самостоятельно удовлетворять свои потребности в продовольствии, однако, с другой стороны, в абсолютном выражении их количество выросло, поэтому возможно, что сокращение доли в импорте объясняется тем, что страна просто сумела насытить свои потребности в продовольствии. Высокая зависимость от цен минеральных товаров означает, что в случае их падения, выручка от их реализации сократится, как следствие у РФ не станет возможности импортировать всю необходимую её продукцию, возможно возникновение дефицита торгового баланса.

     Вступление  РФ в ВТО, является одной из наиболее остро стоящих проблем. С одной  стороны, РФ до сих пор не может добиться вступления в ВТО, с другой стороны, она уже соблюдает подписанные двухсторонние соглашения с другими странами, не пользуясь выгодами членства в этой организации. Выгоды от членства в этой организации также не столь однозначны .

     На  основании вышеперечисленного можно прийти к выводу, что необходимы серьёзные изменения во внешнеэкономической деятельности РФ. Необходимо диверсифицировать структуру экспорта в сторону более высокотехнологичной продукции.

     Определённые  шаги в этом направлении делаются: производятся попытки по поднятию авиастроительного комплекса, создаются государственные корпорации, целью которых является производство именно высокотехнологичной продукции. Однако данные меры на данный момент являются недостаточными. Необходимо построить более доверительные отношения с иностранными экономическими субъектами, сформировать образ России как привлекательного для инвестиций и сотрудничества государства и создать для этого необходимые условия. Важно повысить конкурентоспособность отечественных товаров, причём желательно сделать это на основе повышения эффективности, а не за счёт создания низких цен на товары и на рабочую силу вследствие девальвации рубля.

     Не  существует однозначного ответа на то, как этого достичь, для этого  необходим широкий комплекс мер. При этом экономические интересы должны как можно в меньшей степени ущемляться ради политических. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2Перспективы развития мировой торговой политики России на современном этапе

     Перед Россией уже не первый год стоит  задача вступления во Всемирную торговую организацию. С этим имелись некоторые трудности. Россия испытывала и продолжает испытывать дискриминацию в торговых отношениях и не может в полной мере использовать преимущества МРТ.

     Переговорный  процесс за несколько лет значительно  продвинулся вперед. Решились многие спорные экономические вопросы.

     Главным фактором при вступлении России в  ВТО является изменение режима торговли, это означает, что Россия должна будет шире открыть внутренний рынок  для иностранных товаров и  услуг, что поставит отечественных производительней в тяжелое положение. России придется снизить уровень тарифов на импорт продукции с 14-17% в настоящее время до уровня 4-6% стран-членов ВТО. Но в целом российская экономика только выиграет, открывая свой рынок для иностранных товаров и получая доступ на рынки стран ВТО. Исследования Всемирного банка показали, что через несколько лет после присоединения российская экономика будет получать дополнительно по 19 млрд. долл. в год.

     Но  от вступления РФ будет иметь и  преимущества, связанные с тем, что такие организации как ГАТТ и другие соглашения, интегрированные в ВТО, имеют общее правовое пространство. Они являются многосторонними торговыми договорами. Поэтому это даст России шанс решать проблемы многостороннего торгового сотрудничества наряду с остальными членами ВТО.

     Также Россия сможет пользоваться механизмом защиты внешнеторговых интересов в  улаживании различных конфликтных  ситуаций. К примеру, частые антидемпинговые  процедуры стран-импортеров российской продукции являются препятствиями на пути экспорта нашей страны. По оценкам, ежегодный ущерб России от дискриминационной политики развитых стран составляет 2 млрд. долл. И такой экономической политикой в виде применения ограничительных мер в отношении российских товаров применяют 19 стран (Австралия, Аргентина, Белоруссия, Болгария, Бразилия, Венесуэла, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Мексика, Перу, Республика Корея, Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Украина, ЮАР), а также страны ЕС-25 как единый таможенный союз. Равноправие на рынке товаров усилит позиции России на международных рынках капиталов. И конкурентная среда станет более прозрачной.

     По  сути, вступление в ВТО – это  процесс реального внедрения  полновесных рыночных принципов  в национальную экономику и ее мирохозяйственные связи, оптимизация национальных интересов и традиций с общемировыми тенденциями. Невозможно занять место в мировой экономике и быть вне ВТО.

     Членство  России в ВТО ставит 2 основные проблемы перед федеральным правительством. Одна из них – источники пополнения доходных статей бюджета из-за сокращения таможенных пошлин и тарифов. Другая – согласование обязательств РФ перед странами СНГ, с которыми уже имеются таможенные союзы или иные торговые соглашения.

     Для России критически важно как можно  быстрее завершить все переговоры по ВТО, чтобы в год президентских выборов она стала членом Всемирной торговой организации.

     Одним из негативных моментов присоединения  России к ВТО является то, что  Россия в силу исторически сложившихся  обстоятельств не обладает необходимыми конкурентными преимуществами для завоевания и поддержания технологического лидерства, т.е. является глобально неконкурентоспособной. Но это всего лишь один сценарий развития экономики России со вступлением в ВТО.

     В целом, плюсы от вступления России в  ВТО перевешивают минусы, ибо в конечном счете это должно привести к повышению эффективности российской экономики и результативности работы всех участников ВЭД. 

Заключение

     Происходящие  во внешнеэкономическом комплексе  России преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации с Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге - и на всю систему международных экономических отношений.

     Сфера внешней торговли дает огромные возможности  для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания  благосостояния народа. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.

     Если  рассматривать мировую торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо с одной стороны - явное  усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно развитые и отсталые.

     Россия  принимает участие в мировой  торговле, а соответственно, участвует  в международных экономических  отношениях, начиная с момента становления ее как государства. В настоящее время наша страна активно участвует во всех формах международных экономических отношений. Россия имеет деловые экономические связи с большинством государств мира. РФ выступает во всех видах внешнеэкономических связей, став открытой для зарубежных хозяйствующих субъектов.

     Наша  страна обладает огромным экономическим, промышленным, ресурсным потенциалом, в основном, заложенным еще во времена  Советского Союза. Но экономический  потенциал не востребован в полной мере. Основной проблемой России в мировых взаимоотношениях является падение доли в ВМП, что вызвано экономическими проблемами страны, а также крахом государственного строя СССР, разрушением единого экономического пространства и хозяйственного механизма.

     У России есть множество предпосылок  улучшения экономического положения  и стабилизации в мировом хозяйстве, экономических отношениях. Об улучшении  экономического положения говорят  данные о ежегодном увеличении экспорта продукции промышленности. В развитии намечаются положительные тенденции.

     Следует скорректировать внешнеэкономическую политику государства, найти рынки сбыта нашей продукции за границей, увеличить долю экспорта в национальной экономике.

     Присоединение к ВТО само по себе не приведет к появлению радикальных экономических преимуществ. Проводя внешнеторговую политику, направленную на повышение открытости, Россия должна активно поддерживать экспорт при адекватном сокращении количества защитных барьеров на пути импорта. Тогда членство в этой организации будет способствовать возникновению ряда структурных изменений, которые в целом могут благоприятствовать созданию условий для повышения конкурентоспособности российских предприятий. 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Эспорт и импорт России