Элементы финансовой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2011 в 18:55, реферат

Описание

Целью курсовой работы является определение принципиальных составляющих финансовой системы Российской Федерации. Характеристика основных звеньев данной структуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ЭВОЛЮЦИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
ЭЛЕМЕНТЫ И ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРУКТУРЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Элементы финансовой системы Российской Федерации.docx

— 350.34 Кб (Скачать документ)

     финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов);

     страхование;

     кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны).

     Каждая  из предложенных сфер имеет организационную  структуру и складывается из нескольких звеньев (Рис.1.3). 

     

     Рис.1.3 Финансовая система Российской Федерации по Нешитому А.С. 

     Разграничение финансовой системы на отдельные  сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.

     Иное  представление о структуре финансовой системы имеется у авторов  Галяпиной Л.В., Трусковой Т.М.

     В финансовой системе выделяют следующие  сферы:

     государственные и территориальные финансы;

     финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, учреждений, организаций);

     финансы домашних хозяйств.

     В соответствии с перечисленными сферами  финансовой системы выделяются в  соответствующие звенья. К государственным и территориальным финансам относятся:

     государственная бюджетная система;

     система внебюджетных фондов;

     система государственного кредита.

     Финансы хозяйствующих субъектов включает в себя структуру финансовых взаимоотношений  коммерческих и некоммерческих предприятий  и организаций различных форм собственности, а также систему  страхования. В свою очередь финансы домашних хозяйств состоят из оборота финансовых ресурсов населения.

     Подобное  определение схоже с определением советской России, но финансовой звено  домашних хозяйств выделено в структуре  отдельно от финансов хозяйствующих  субъектов. Скорее это связано с тем, что на сегодняшний день сфере домашних хозяйств стали уделять большее внимание.

     Обобщая рассмотренные подходы к трактовке  финансовой системы, следует исходить из того, что она в странах с  рыночной экономикой представляет собой  сложно структурированную систему, которой имманентно присущи как  функциональная, так и институциональная  основы. Согласно этому можно дать следующее определение финансовой системы.

     Финансовая  система представляет собой совокупность финансовых организаций (учреждений) и финансовых рынков, обеспечивающих с помощью различных финансовых инструментов формирования и использование денежных средств государства, организаций и населения.

     С нашей точки зрения, в целом финансовая система России, наиболее подходящая под реальное положение дел состоит из двух укрупнённых подсистем:

     государственных и муниципальных финансов;

     финансов  хозяйствующих субъектов.

     Эти укрупнённые подсистемы в зависимости  от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частые подсистемы (звенья), представленные ниже (Рис.1.4) 4. 

     

     Рис.1.4 Структура финансовой системы Российской Федерации 

     Специфика каждой сферы и звена финансовой системы определяет не только особенности в составе и структуре финансовых ресурсов, но и оказывает влияние на управление финансовыми отношениями в разных сферах и звеньях финансовой системы.

 

Элементы  и звенья финансовой системы РФ

 

     Как говорилось выше, финансовая система представляет собой структуру взаимосвязанных подсистем, которая включает в себя государственные и муниципальные финансы и финансы хозяйствующих субъектов. Которые делятся следующим образом на звенья:

     Государственные и муниципальные финансы:

     а) бюджетная система;

     б) государственный кредит

     Финансы хозяйствующих субъектов:

     а) коммерческие организации;

     б) некоммерческие организации;

     в) финансовые посредники.

     "Финансовая деятельность государства и муниципальных образований представляет собой процесс планомерного образования, распределения и использования государством и муниципальными образованиями финансовых ресурсов через свои денежные фонды для выполнения поставленных задач" - пишет М.В. Карасёва5.

     Государственная бюджетная система Российской Федерации - основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных, в первую очередь, через систему налогообложения. В настоящее время бюджетная система России представлена следующими составляющими:

     федеральный бюджет - это республиканский бюджет РФ;

     территориальные бюджеты субъектов РФ (бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные автономных областей, автономных округов и городские Москвы и Санкт-Петербурга);

     бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) - это

     окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты  поселков и сельских

     населенных  пунктов; районные бюджеты в городах.

     Государственный бюджет выполняет следующие функции:

     перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны);

     регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);

     стимулирующую (бюджетные, отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств);

     контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

     Государственный кредит выделяется в самостоятельное  звено государственных финансов, так как ему присущи специфические  формы финансово-кредитных отношений  по привлечению средств в централизованные фонда государства. Государственный кредит - особая форма денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, а также зарубежными государствами и международными организациями по поводу финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства.

     Необходимость государственного кредита обусловлена  темпами роста государственных  расходов, опережающими возможности  расширения собственной доходной базы. Кредит позволяет обеспечить финансирование запланированных расходов бюджета при его дефиците. Очевидно, что в условиях тесной взаимосвязи денежно-кредитной и финансовой политики традиционное представление о системе звеньев государственных финансов должно быть расширено. В широком, современном понимании она должна включать в систему Центрального Банка РФ.

     Внебюджетные  фонды - это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Данные фонды создаются в различных государствах на определённый срок или действуют постоянно. Государственные внебюджетные фонды предназначены для финансирования различных социально-экономических услуг населения, для стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуру, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных сфер экономики. Поэтому правомерно выделение внебюджетных фондов в самостоятельное звено государственных финансов.

     По  признаку целевой направленности использования  средств внебюджетные фонды можно  объединить в две группы: социального назначения; межотраслевого и отраслевого характера. Кроме того, образуются внебюджетные фонда территориального назначения. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов, имеют определённую самостоятельность.

     В России концентрация огромных средств (почти равных федеральному бюджету) в многочисленных внебюджетных фондах при ослаблении государственного финансового контроля привела к малоэффективному использованию этих средств, злоупотреблениям. В целях усиления контроля над использованием государственными финансовыми ресурсами была произведена консолидация государственных внебюджетных фондов в федеральном бюджете Российской Федерации. Это касалось тех фондов, доходы которых формировались за счёт обязательных платежей предприятий и организаций. Целевая направленность консолидированных фондов сохранилась. Консолидация не распространяется на государственные целевые внебюджетные фонды социального назначения: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования.

     ПФ  Российской Федерации создан в целях  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением.

     ФСС Российской Федерации создан в целях  обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования  и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием  средств социального страхования.

     ФОМС  предназначен для аккумулирования  денежных ресурсов на обязательное медицинское  страхование граждан, обеспечение  стабильности государственной системы  обязательного медицинского страхования  и выравнивание финансовых ресурсов его проведения.

     Следующей сферой финансовой системы являются финансы хозяйствующих субъектов  - предприятий и организаций различных форм собственности, созданными в порядке, установленным законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей. Именно в этом звене создаётся основная часть доходов, которая в последующем в результате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время определённая часть бюджетных (финансовых) средств государства в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий направляется на финансирование деятельности предприятий, как текущей, так и инвестиционной.

     В сфере хозяйствующих субъектов, несмотря на различия и особенности  предприятий и организаций в  этой сфере финансовой системы, финансовые отношения имеют общую структуру, где следует выделить:

     отношения, связанные с формированием первичных  доходов и целевых фондов внутрихозяйственного назначения (уставный фонд, фонды развития производства, поощрительные и др.);

     отношения, возникающие между предприятиями, если эти отношения носят распределительный  характер, а не обслуживают обмен (инвестирование средств в ценные бумаги, получение дивидендов, штрафы при нарушении договорных обязательств);

     отношения, возникающие со страховыми организациями  в связи с формированием и  использованием страховых фондов;

     отношения, возникающие с банками в связи  с получением ссуд и другим обслуживанием;

     отношения, возникающие с бюджетной системой;

     отношения, возникающие с вышестоящими управленческими  структурами в связи с перераспределением финансовых ресурсов.

     Особенности этих отношений зависят от следующих  факторов: формы собственности, характера деятельности (коммерческие или некоммерческие), отраслевой принадлежности. Эти особенности находят своё отражение в источниках финансирования, порядке образования и использование целевых денежных фондов, в характере взаимоотношений с бюджетом.

     В сфере финансов домохозяйств выделяют три группы отношений:

     между домохозяйствами и бюджетной  системой (бюджет и внебюджетные фонды) по поводу уплаты налогов и финансирования доходной части бюджетов домохозяйств (социальные трансферты и заработная плата работников бюджетной сферы);

     между домохозяйствами и различными участниками финансового рынка в связи с осуществлением инвестиций в различные виды доходных финансовых инструментов;

     между домохозяйствами и хозяйствующими субъектами по поводу формирования доходов  домохозяйств (оплата по труду и другие выплаты, приравненные к ним)

     Коммерческие  организации - юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Информация о работе Элементы финансовой системы Российской Федерации