Элементы финансовой системы, инструменты ее фискальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить элементы финансовой системы, инструменты ее фискальной политики.
Задачи вытекают из содержания курсовой работы:
- изучить понятие и сущность финансовой системы;
- исследовать структуру и задачи финансовой системы;
- выявить основные направления и элементы фискальной политики, ее цели и инструменты.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая -финансовая система и его элементы.docx

— 70.53 Кб (Скачать документ)

Сдерживающая бюджетно-налоговая  политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

Имеет своей целью ограничение  циклического подъема экономики  и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. 

В более долгом периоде  растущий налоговый клин может послужить  основой для спада совокупного  предложения и развертывания  механизма стагфляции (спад, или  значительное замедление экономического развития), особенно в том случае, когда сокращение государственных  расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

Второй вид фискальной политики – недискреционная, или  политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор – экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством. На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Стало быть, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост. На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, а тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолению спада экономики.1

Фискальная политика строится на использовании двух экономических  регуляторов: налогов и государственных  расходов. Они могут применяться  в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия  на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой.

Государственные расходы, во-первых, вызваны самим фактом наличия государства. Во-вторых, государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время. В-третьих, основным источником


 
 Е. Ф. Борисов. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений [электронный ресурс] / Е. Ф. Борисов. – Режим доступа: [http://vuzlib.net/beta3/html/1/2639/2824/]

образования государственных  расходов выступают налоги, представляющие вычет из заработков и доходов. В-четвертых, в основной массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса.

Государственные расходы  делятся на четыре основных группы: расходы на социально-культурные нужды; расходы на народное хозяйство и поддержку экономики; военные расходы; расходы на управление.

Структура государственных  расходов, т.е. соотношение между  перечисленными группами расходов в бюджете государства, неодинакова в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т. п.

По роли в воспроизводственном  процессе государственные расходы делятся на три группы: расходы в сферу материального производства; расходы на непроизводственную сферу; расходы на создание резервов.

По целевому назначению государственные расходы делятся на: капитальные затраты – затраты на расширенное воспроизводство и реконструкцию (основная доля этих расходов направляется на исследования в области новых технологий и создание опытных образцов техники); текущие затраты государства; расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.д.; затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов.

По территориальному признаку расходы делятся на общегосударственные, расходы субъектов федерации и местные расходы.

По источникам государственные расходы делятся на три группы: бюджетные ассигнования; расходы за счет резервных и страховых фондов; кредитные источники финансирования; самофинансирование.

Расходы государства в  экономику являются постоянной статьей  расходов. Как бы значительны ни были колебания государственных расходов в экономику в пределах отдельной страны, общая тенденция к стабилизации их уровня объясняется их структурообразующей ролью. Общее назначение этих расходов – создавать наиболее благоприятные условия для частнопредпринимательской деятельности.

В настоящее время участие  государства в хозяйственной  деятельности осуществляется следующими путями:

1) Финансирование отраслей инфраструктуры.

2) Финансирование новых отраслей, имеющих стратегическое назначение: атомной промышленности, освоения космоса, некоторых отраслей химической промышленности и т.п. Эти отрасли обычно требуют больших разовых вложений и не гарантируют получения прибыли.

3) Финансирование убыточных отраслей. К таким отраслям относится добыча каменного угля и некоторые другие отрасли добывающей промышленности. 

4) Финансирование отраслей, требующих больших первоначальных вложений и имеющих длительный срок окупаемости.

5) Финансирование сельского хозяйства и малодоходных отраслей, имеющих важное значение для развития других отраслей.

6) Финансирование научно-исследовательских работ фундаментального и поискового характера. Участие государства в этих затратах вызвано рисковым характером научных изысканий 1.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления де-


 

1 В. Д. Камаева. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / 8-е изд., перераб . и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 640 с. 

нежных средств в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8)». Данное определение предусматривает следующие основные моменты:  утверждение налогов – прерогатива законодательной власти; налог является индивидуально безвозмездным; односторонний характер установления налога; уплата налога как обязанность налогоплательщика не порождает встречной обязанности государства; налог взыскивается в условиях безвозвратности; цель взимания налога – обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

Классификация налогов может  быть проведена по разным критериям:

1. По способу взимания: а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на: реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц); личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций); б) косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. 

Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, работы, услуги. Косвенные налоги подразделяются в свою очередь на: косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы); косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном товары, работы, услуги (например, НДС); фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах; таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, они подразделяются на: федеральные (общегосударственные), которые определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории; региональные, которые устанавливаются в соответствии с законодательством страны, законодательными органами ее субъектов; местные, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти.

3. По целевой направленности введения налоги классифицируются: абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом; целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов.

4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика это налоги: взимаемые с физических лиц (например, налог на наследование или дарение); взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций); смежные, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

5. По срокам уплаты налоги бывают: срочные, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (например, государственная пошлина); периодично-календарные, которые подразделяются в свою очередь на: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

Реализация практического  назначения налогов осуществляется посредством функций налогов.

Фискальная функция означает формирование государственных доходов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств для финансирования общественно необходимых потребностей. Расходуются эти средства на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административное управление, на выплаты по государственному долгу.

Регулирующая функция призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост производства, а также его структуру.

Социальная функция затрагивает  проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством: неравного обложения налогом разных сумм доходов (использование прогрессивной шкалы налогообложения); применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья); введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия). Поэтому граждане с большими доходами должны платить в бюджет большие суммы налогов, и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени, исходя из величины доходов физического лица.

Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и таким образом влиять на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики 1.

Основными рычагами фискальной политики государства являются изменения  налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – прерогатива законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

В экономической теории существуют различные точки зрения на методы


 

1  Н. В. Миляков. Налоги и налогообложение: Учебник [Текст] – 5-е изд. перераб. и доп. / Н. В. Миляков. – М.: ИНФРА-М, 2006. 509 с.  

проведения фискальной политики государства.

Сторонники кейнсианского  направления традиционно ориентируются  на создание эффективного совокупного  спроса как стимула экономического развития. Поэтому они рассматривают  сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального  объема производства. Одновременно в краткосрочном периоде происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является образование или увеличение бюджетного дефицита.

Сторонники теории «экономики предложения» рассматривают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения. Они считают, что уменьшение налогового бремени приводит к росту доходов:  населения, а, следовательно, к росту сбережений; бизнеса, а, следовательно, к увеличению прибыльности инвестиций. 

Таким образом, сокращение налогов  вызывает рост национального производства и дохода, что, в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках налогов обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы (в соответствии с «эффектом Лаффера»). Первоначально равновесие в рамках национальной экономики (совокупный спрос AD1, совокупное предложение AS1) достигалось при объеме производства Qи уровне цен P1. Сокращение налоговых ставок с доходов населения привело к росту совокупного предложения с ADдо AD2. При том же самом совокупном предложении это привело к росту равновесного объема ВНП и увеличению уровня цен (соответственно – Qи P2). Увеличение совокупного спроса при одновременном снижении налоговых ставок с доходов предпринимателей привело к росту и совокупного предложения с ASдо AS2. Достигнуто новое равновесие в рамках национальной экономики (совокупный спрос AD2, совокупное предложение AS2) при объеме производства Qи уровне цен P
Следует заметить, что воздействие налогов на спрос осуществляется быстрее. В краткосрочном периоде снижение налогов приводит к росту совокупного спроса и уменьшению налоговых поступлений в бюджет, хотя в долгосрочном периоде налоговые поступления могут и увеличиться в результате достигнутого экономического роста.1 Иными словами причинно-следственные связи между фискальной политикой и совокупным предложением рассчитаны на долгосрочный эффект, а сама цепочка этих связей велика.

Информация о работе Элементы финансовой системы, инструменты ее фискальной политики