Элементы финансовой системы, инструменты ее фискальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить элементы финансовой системы, инструменты ее фискальной политики.
Задачи вытекают из содержания курсовой работы:
- изучить понятие и сущность финансовой системы;
- исследовать структуру и задачи финансовой системы;
- выявить основные направления и элементы фискальной политики, ее цели и инструменты.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая -финансовая система и его элементы.docx

— 70.53 Кб (Скачать документ)

Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка – кредиты банков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты и прочие его инструменты.  Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджетную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу. Финансы некоммерческих организаций формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств.

Финансы домашнего  хозяйства – это звено финансовой системы. Они  имеют исключительно важное значение в регулировании платежеспособного спроса страны, в создании ВВП. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятия. 

Финансовая система, ее финансовые ресурсы находят свое отражение в доходной части сводного финансового баланса. Однако этот баланс охватывает не все финансовые ресурсы страны. Полностью включены лишь централизованные фонды – бюджеты и внебюджетные фонды. Финансовые ресурсы децентрализованных фондов представлены лишь прибылью и амортизационными отчислениями. Заемные средства, привлеченные инвестиции, поступления страховых возмещений, средства от штрафных санкций, денежные доходы и сбережения (финансовые ресурсы) домохозяйств не входят в сводный финансовый баланс. 

По ориентировочным данным сводного финансового баланса, в  настоящее время на долю централизованных финансовых ресурсов приходится около 60%, а на долю децентрализованных финансовых ресурсов – около 40%. Однако, если учесть доходы домохозяйств и более точные суммы финансовых средств предприятий, положение должно измениться в пользу децентрализованной сферы. 

Финансовая система развитых зарубежных стран в основном ограничивается бюджетной системой с внебюджетными специальными фондами. В унитарных государствах (Великобритании, Франции, Японии) она включает государственный и местные бюджеты, а также внебюджетные специальные фонды, а в федеративных государствах (США, Германии, Швейцарии) помимо этих звеньев функционируют бюджеты субъектов федерации. 

Все бюджеты изолированы  друг от друга, нижестоящие бюджеты  не включаются своими доходами и расходами  в вышестоящие. Так, в США местные  бюджеты относительно самостоятельны по отношению к бюджетам штатов, а последние – по отношению к федеральному бюджету. Ведущую роль играет федеральный бюджет, утверждаемый как закон, формируемый главным образом за счет налоговых поступлений и используемый на общенациональные цели. Местные бюджеты, связанные с федеральным бюджетом и бюджетом штатов через систему субсидирования, обеспечивают финансами главным образом социально-экономические цели. 

Среди внебюджетных фондов решающее значение имеет фонд национального страхования, предназначенный для оказания социальной поддержки населению. В большинстве стран они автономны. Основные элементы финансовой системы:

  1. финансы хозяйствующих субъектов;
  2. характеристика государственных и муниципальных финансов;

характеристика финансов домашних хозяйств;

     3) государственный кредит;

     4) страхование как отдельная сфера финансовой системы.

Движение потоков финансовых ресурсов по многочисленным каналам  обращения в процессе общественного  воспроизводства формируют финансовую систему народного хозяйства. В условиях рыночной экономики главной целью финансовой системы является  обеспечении при помощи своих специфических методов и инструментов макроэкономической стабильности, или другими словами, создание таких финансовых условий, при которых воспроизводство национального продукта будет осуществляться при полной занятости населения и низком уровне инфляции. В процессе достижения этой стратегической цели финансовая система должна решать следующие задачи:

1) осуществлять эффективный обмен товаров и услуг;

2) создавать капитал в денежной форме, соответствующий потребностям экономики;

          3) способствовать превращению потребностей в реальные блага.

Для реализации своих функций  финансовая система должна создавать  и внедрять  финансовые инструменты, использование которых позволит эффективно распределять и перераспределять потоки финансовых ресурсов в стране.

В качестве таких инструментов выступают эмиссия (создание и выпуск в обращение)   денежных знаков и ценных бумаг, различные виды ценных бумаг, аккумулирование сбережений (открытие различных видов депозитов), кредитование и т.п.

Для каждой страны, исходя из особенностей ее политического и  экономического устройства, присуща своя специфическая структура финансовой системы.

При рассмотрении финансовой системы той или иной страны обычно выделяют два уровня: микро- и макро-уровень.

Микроуровень финансовой системы предполагает изучение деятельности финансовых институтов (организаций), закономерностей финансовых рынков и способов управления теми и другими.

Макроуровень включает в себя изучение крупномасштабных финансовых процессов таких, как, например, цели и методы проведения кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики.

В ходе рассмотрения второго  вопроса были рассмотрены характеристики основных элементов финансовой системы, даны понятия этим составляющим, также рассмотрены задачи финансовой системы.

 

  1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. ЕЁ ЦЕЛИ И 

ИНСТРУМЕНТЫ

 

 

Главными средствами перераспределения  доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus - государственная казна и fiscalis - относящийся к казне).

В России в эпоху Петра I фискалами называли должностных  лиц, которые надзирали за сбором налогов и финансовыми делами. В современной экономической литературе фискальная политика ассоциируется с государственным регулированием правительственных расходов и налогообложением. Государственные расходы на приобретение товаров и услуг существенно влияют на размеры валового и чистого внутреннего продукта. В нашей стране такие закупки обычно назывались госзаказом, который финансировался из госбюджета.1 По сути дела фискальная политика является основным рычагом, с помощью которого государство может влиять на экономику.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.2 Фискальная политика объединяет

в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная,


 

1А. С. Булатова. Экономика: Учебник [Текст] / изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1999. 557с. 
2 Г. И. Рузавин. Основы рыночной экономики: Учебное пособие для вузов [Текст] / Г. И. Рузавин. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. 423 с.

налоговая, политика доходов  и расходов. Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики.

Посредством проведения финансово-бюджетной  политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала. Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений 1.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования  финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники  пополнения казны. В зависимости  от конкретно-исторических условий  в отдельных странах такая  политика имеет свои особенности. Вместе с тем используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым методам относятся  способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета  финансируются: затраты на расширенное воспроизводство; непроизводительные расходы государства; развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.; проведение структурной политики; содержание военно-промышленного комплекса и т.п.


 

В. З. Баликоев. Общая экономическая теория [Текст] / В. З. Баликоев. – Новосиб.: ЮКЭА, 1998. 528 с.

 

С помощью косвенных методов  государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса. 

Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя  ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться, возможно, более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

К числу важных косвенных  методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд. Однако в этих случаях амортизация списывается в размерах, значительно превышающих действительный износ основного капитала, вследствие чего повышаются цены на производимую с помощью этого оборудования продукцию. Если ускоренная амортизация расширяет финансовые возможности бизнесменов, то одновременно она ухудшает условия реализации продукции и сокращает покупательную способность населения.

Основными целями фискальной политики являются: ликвидация безработицы; борьба с инфляцией; стабилизация экономического развития; антициклическое регулирование экономики; стимулирование экономического роста; достижение внешнеторговой сбалансированности1.

В зависимости от характера  использования прямых и косвенных  финансовых методов различают два вида фискальной политики государства:  дискреционную, недискреционную. 

Дискреционная (лат. discrecio - действующий  по своему усмотрению)


 

1 Е. Ф. Борисов.  Экономическая теория: учебник [Текст] / Е. Ф. Борисов. – М.: Юрист, 2000. 568 с.

 

политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение  в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство  учитывает следующие проверенные  на практике функциональные зависимости  между финансовыми переменными  величинами.

Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает  совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.

Важно учесть, что государственные  расходы влияют на совокупный спрос  так же, как и инвестиции (действуют  как мультипликатор инвестиций, который вывел Дж.Кейнс): мультипликатор государственных расходов (MG) показывает, насколько возрастает валовой национальный продукт (DВНП) в результате увеличения этих расходов (DG):

 DВНП = Dх MG

Естественно, что при уменьшении государственных затрат (G) сокращается  объем ВНП.

Другая функциональная зависимость  показывает, что увеличение суммы  налогов уменьшает личный располагаемый  доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Изменение налогообложения  дает мультипликационный эффект. Между тем мультипликатор налогов меньше мультипликаторов инвестиций и государственных расходов. Дело в том, что каждая единица прироста инвестиций (и государственных расходов) прямо воздействует на увеличение объема ВНП. При уменьшении же налогов растет располагаемый доход, однако из него лишь часть идет на потребление, а оставшаяся доля расходуется на сбережения.

Указанные функциональные зависимости  используются в дискреционной политике государства для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика различается на разных фазах цикла.

Стимулирующая бюджетно-налоговая  политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада,  депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета. В краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.  В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. 

Осуществление этих целей  связано с проведением комплексной  налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации структуры государственных расходов.

Информация о работе Элементы финансовой системы, инструменты ее фискальной политики