Электронная биржевая торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 22:08, курсовая работа

Описание

Целью курсовой является изучение организации электронной биржевой торговли как в странах с рыночной экономикой, так и в Республике Беларусь. Основные задачи, решаемые в процессе выполнения курсовой работы:
- изучить наиболее важные аспекты биржевой деятельности
- изучить мировой опыт организации электронной биржевой торговли;
- изучить организацию электронной биржевой торговли в Республике Беларусь и перспективы ее развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ 4
1.1 Биржи: сущность, роль в экономике 4
1.2 Котировка биржевых цен 9
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ 13
2.1 Обзор современных электронных биржевых систем 13
2.2 Основные компоненты электронной биржевой системы 17
2.3 Преимущества и недостатки электронной биржевой торговли 20
3 РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
3.1 Биржевая торговля в Республике Беларусь 23
3.2 Перспективы развития электронной биржевой торговли в Республике Беларусь 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Электронная биржевая торговля 1.doc

— 308.50 Кб (Скачать документ)

     Рассмотрим  эти преимущества подробнее.

     Улучшение планирования рассмотрим на примере страны, производящей продукт на экспорт. Скажем, какао. Как она будет планировать свою стратегию сбыта? Она может:

     а) находить покупателя каждый месяц или каждый квартал, когда продукт готов;

     б) продавать все количество продукта первому покупателю, который объявляется, по цене, которую он предложит;

     в) обратиться к “фьючерсным” рынкам, воспользовавшись предоставляемым биржей механизмом фиксированной цены, а продать свой продукт в наиболее удобное время наилучшему покупателю.

     Простота  и привлекательность фьючерсных контрактов состоит еще в том, что производитель какао, вступая в такую торговлю и ограждая себя от риска принести убытки на своем продукте, дает возможность производителю шоколада приобрести это какао, с доставкой в будущем и, таким образом, застраховать себя от перебоев в снабжении сырьем.

     Выгода.

     Любая торговая операция требует наличия  торговых партнеров. Но далеко не всегда легко найти в нужный момент подходящего покупателя и продавца. “Фьючерсные” рынки позволяют избежать подобной неприятной ситуации и совершать покупку и продажу без конкретно названного партнера. Более того, “фьючерсные” рынки позволяют получить или уплатить наилучшую цену на данный момент. При наличии фьючерсного контракта  и  продавец,  и покупатель имеют в запасе время, чтобы купить или продать товар в  будущем  с  наилучшей выгодой для себя, не связывая себя с определенным партнером.

     Надежность.

     Большинство бирж имеют расчетные палаты, через  которые продавцами и покупателями производятся все расчетные операции. Это очень важный момент, хотя биржа и не является прямым участником торговой операции, она фиксирует и подтверждает всякую куплю и продажу.

     Когда на бирже производится купля-продажа  какого-то товара, расчетная палата имеет от продавца и покупателя соответствующее обеспечение этой сделки.  Контракт,  реализуемый через посредство расчетной палаты,  во  многих  отношениях  надежнее контракта с любым конкретным партнером,  включая государственные агентства.

     Конфиденциальность.

     Еще одна важная черта “фьючерсных” рынков - анонимность, если она желательна для продавца или покупателя.

     Для многих крупнейших производителей и  покупателей, чьи продажи и закупки оказывают мощное влияние на мировой рынок, возможность продать или купить товар конфиденциально имеет очень важное значение. В таких случаях биржевые контракты незаменимы.

     Быстрота.

     Большинство бирж, особенно имеющих дело с товарами широкого потребления, может позволить быструю реализацию контрактов и товаров без изменения цен. Благодаря этому торговля совершается очень быстро.

     Как это происходит? Например, кто-то хочет  купить 10000т сахара. Он может это  сделать, купив 200 фьючерсных контрактов по 50т на один контракт. Такая сделка может быть совершена за несколько минут. Далее, все 200 контрактов гарантированы, и теперь у покупателя есть время для переговоров на предоставление более выгодных условий.

     Гибкость.

     Во  фьючерсных контрактах заложен колоссальный потенциал осуществлять с их помощью бесчисленное множество вариантов операций. Ведь и продавец, и покупатель имеют возможность как поставить (принять) реальный товар, так и перепродать биржевой контракт до наступления срока поставки, что открывает перспективы широкой и многообразной вариантности.

     Ликвидность.

     Говоря  в общем, “фьючерсные” рынки имеют  огромный потенциал для множества операций, связанных с быстрым “переливом” капитала и товаров, то есть ликвидностью. Одним из показателей ликвидности является общий объем торговли на биржах. Объем торговли на фьючерсных биржах только с товарами превышает 2.5 трлн.долл. [12, с. 104]

     Возможность арбитражных операций.

     Благодаря гибкости рынка и точно определенных стандартов этих контрактов, открываются широкие возможности. Они позволяют вести дела производителям, покупателям, биржевым дельцам с необходимой гибкостью операций и маневренностью политики фирм в изменяющихся рыночных условиях.

     Существуют  закрытые и открытые биржи. В первом случае сделки могут заключаться только между биржевыми маклерами и брокерами, которые представляют интересы и выступают от имени как участников биржи, так и разовых покупателей. Во втором случае контракты могут заключать и клиенты биржи как самостоятельно, так и через посредников. На начальном этапе, когда еще не отработан механизм биржевой торговли и отсутствуют методы защиты интересов продавцов и покупателей, целесообразно проводить закрытые торги.

1.2 Котировка биржевых цен

 

     Биржевая  цена устанавливается в процессе котировки. Биржевую котировку обычно рассматривают с двух точек зрения: котировка как  процесс ( механизм) выявления цены во время биржевого торга и котировка – это обработка данных о ценах , которые были установлены в процессе биржевого торга, подготовка их для публикации в биржевых бюллетенях или сводках и предоставление участникам торгов [14, с. 308] . Понятие котировки закрепляется и в законодательстве. В соответствии с законом Республики Беларусь «О товарных биржах» под котировкой понимается выявление цен на товары с учетом спроса и предложения на определенный срок или дату в качестве ориентира для продавцов и покупателей при совершении сделок.  

     Во  всех зарубежных странах биржевая деятельность наряду с банковской и денежной системой служат объектом государственного регулирования. Это не случайно. В рыночной экономике при отсутствии прямого директивного вмешательства в предпринимательскую деятельность именно биржи являются инструментом косвенного, но весьма существенного воздействия на бизнес. Несмотря на то, что биржами контролируется небольшое количество товаров, большинство из них носит стратегический характер. Поэтому те цены, которые на бирже в условиях свободного ценообразования отражают движение рынка того или иного товара, служат своеобразным индикатором состояния экономики страны.

     Сегодня между крупнейшими товарными  биржами налажены информационные связи. Это способствует выравниванию цен и формированию единого мирового рынка.

     Количество  биржевых товаров и их ассортимент постоянно изменяется. Если в конце ХIХ века в это число входило до 200 товаров, то на сегодня их число уменьшилось до 60-65, из них около 45 постоянно обращаются на бирже [15, с. 139].

     Чем вызван выбор того или иного товара? Последний должен обладать определенным набором качеств. Во-первых, он должен соответствовать определенным стандартам по количеству и качеству. Во-вторых, цена на товар должна быть изменчивой, колебаться в зависимости от погодных или других условий. В-третьих, товар должен дробиться и быть транспортабельным.

     Все обращающиеся на бирже товары можно  условно разделить на две группы: первую составляют сельскохозяйственные продукты, где большая часть приходится на семена масленичных культур. В эту же группу входят зерновые, продукция животноводства, сахар, кофе, какао-бобы, пиломатериалы. Вторая группа - промышленное сырье и продукция ее переработки. Сюда входят энергоносители, драгоценные и цветные металлы. Следует отметить, что на товарной бирже вместе с контрактами на обычные товары обращаются контракты на ценные бумаги, в том числе государственные облигации, акции акционерных банков, акции производственных акционерных обществ, депозитные банковские сертификаты.

     Котировка цен является одной из главных  функций товарной биржи. Проследим как происходит этот процесс на простом примере.

     Допустим  у нас есть двадцать производителей и сто покупателей определенного товара, территориально расположенных на большом расстоянии друг от друга. Существует свобода цен и хозяйственных связей. Каждый потребитель самостоятельно связывается с изготовителями. При отсутствии надежной информационной сети цены на товар будут сильно колебаться.

     Те  же двадцать производителей и сто  потребителей представляют в концентрированном виде свой спрос и предложение на бирже. Появляется одна рыночная цена, служащая ориентиром для всех. Колебания конкретных цен не столь значительны, появляется их базис, который соответствует в принципе уровню общественно необходимых затрат. Кто его превышает, тот несет убытки и выбывает из игры.

     Процесс котировки очень трудоемок и требует учета самых различных ценообразующих факторов. Приведем основные правила, которые необходимо учитывать в обязательном порядке.

     Прежде  всего товары необходимо котировать в соответствии со стандартами. С этой точки зрения они могут носить как единичный характер, так и выступать в виде групп с общими технологическими и другими характеристиками.

     Необходимо  котировать только те товары, сделки по которым совершаются систематически. Другими словами, котируются только важнейшие, постоянно выставляемые ресурсы, занесенные в твердый список, - базу биржевого бюллетеня.

     При котировке по возможности исключаются  цены, не отражающие рынка данного биржевого дня: если при отсутствии предложения цена сделки ниже типичной цены прошлого биржевого дня, где имелось достаточное предложение, она должна быть исключена. Когда за день сделок по данному товару не оказывается, то предыдущие цены на него не могут служить показателем рынка. Они исключаются из процесса котировки.

     При котировке следует выделить минимальный объем продукции, при нарушении которого сделка не принимается в расчеты. Цены на единицу товара обычно различны в зависимости от величины опта, при крупнооптовой реализации они меньше, при мелкооптовой - больше.

     Для решения этой проблемы можно использовать один из двух методов. Первый заключается в выделении обычного объема партии и по нему совершается наибольшее количество сделок. Тогда цены определяются исходя из партии и они вносятся в бюллетень. Другой метод состоит в выделении различных групп партий. Котировальная цена определяется для каждой из них.

     При котировке учитываются и условия  расчета по сделкам: на наличный товар  или на срок.

     На  уровень цен, а следовательно, и  на котировку, влияет такое обстоятельство, как статус контрагентов. У государственных предприятий и организаций обычно ниже,  чем у предприятий частной формы собственности [15, с. 140].

     На  современных фьючерсных биржах цены выходят за рамки элементарного ориентира. Преобладание сделок с будущим, еще не произведенным товаром предполагает заключение контрактов с указанием в них дня проведения биржевого собрания, цена которого и станет продажной. То есть в документе указывается, что расчеты производятся по котировальной цене, выведенной на бирже через заданный промежуток времени. За это время контракт переходит из рук в руки десятки раз, что дает широкий простор для биржевой спекуляции.

     И в заключение можно сделать вывод , что котировальные цены благодаря значительной концентрации спроса и предложения в биржевом процессе становятся объективным показателем состояния рынка и одновременно фактором последующего изменения структуры производства.

 

2  ОРГАНИЗАЦИЯ  ЭЛЕКТРОННОЙ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ

2.1 Обзор современных  электронных биржевых систем

 

     История электронной биржевой торговли насчитывает уже более 20 лет. Это одно из новейших явлений в развитии техники проведения операций на международных товарных биржах. По сути, это принципиально новый подход к процессу ведения биржевого торга.

     ЭВМ нашли применение в биржевой торговле задолго до появления первой электронной биржи. Но в то время они выполняли лишь вспомогательные функции, т.е. способствовали функционированию товарных бирж, обеспечивая быстрый доступ к информации и определенный порядок работы.

     Вплоть  до недавнего времени компьютерная технология использовалась биржами только для высвечивания на электронных табло и передачи по средствам связи биржевых цен, формирующихся в «кольце», и цен на биржевые товары крупнейших дилеров, а также для учета биржевых сделок и контроля и регулирования портфеля активов в рамках самих фирм-членов биржи. Хорошим примером служит всемирно известная система информации агентства «Рейтер». Установив у себя в офисе специальный терминал, подключенный к информационному каналу агентства, вы получаете возможность «присутствовать» на торгах крупнейших мировых бирж, знать текущие цены крупнейших фирм-дилеров на биржевые товары, а также в числе первых узнавать политические и экономические новости. Своевременно выявленная тенденция изменения цены на какой-либо товар может сыграть в деятельности предприятия огромную роль, но для выявления такой тенденции специалисту необходим, прежде всего, регулярный источник свежей информации. Поэтому значение рейтеровского терминала, хотя его установка и функционирование требуют определенных финансовых затрат, нельзя недооценивать.

Информация о работе Электронная биржевая торговля