Экономическое содержание и структура государственного кредита. Управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:43, реферат

Описание

Государственные финансы составляют часть финансовой системы страны. По экономической сущности государственные финансы — это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Работа состоит из  1 файл

Семинар по финансам и кредиту.doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

     Заимствования осуществляются  в двух формах: государственных  займов и прямых кредитов. При этом внешние заимствования могут быть только государственными.

     Государственные займы отличаются видовым разнообразием. Обычно их классифицируют по ряду следующих  признаков.

     1. В зависимости от типа держателей государственных ценных бумаг различают универсальные и специальные займы. Первые размещаются среди и юридических и физических лиц, а вторые – только среди типа держателей ценных бумаг. Если необходимо быстрее и успешнее провести заёмные операции, то осуществляют выпуск универсальных займов, обеспечивая широту охвата потенциальных покупателей ценных бумаг. Если нужно защитить интересы каких-либо групп потенциальных держателей ценных бумаг, то выпускается специальный заём.

     2. По способу обращения государственных ценных бумаг займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночные ценные бумаги свободно продаются и покупаются на вторичном рынке, а нерыночные – на вторичном рынке после первичного их размещения не обращаются. Наибольшее распространение имеют рыночные займы. Нерыночные займы выпускаются для аккумуляции в бюджет денежных средств определённых инвесторов (страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и др.).

     3. По формам выплаты дохода государственные  займы можно разделить на:

    - процентные (держатели получают доход в виде процентов, начисленных к номиналу, путём оплаты купонов);

    - выигрышные (владельцы получают доход не  по всем ценным бумагам, а  только по тем из них, на которые выпал выигрыш);   

    - процентно-выигрышные (предполагают комбинацию выплаты процентного дохода по купонам и дохода в форме выигрыша);

    - беспроцентные (бездоходные) – выпускаются под гарантию предоставления конкретного социального общественного блага (строительство дороги, моста, другого социального объекта);

    - беспроигрышные (гарантируют выигрыш по каждому  из ценных бумаг в течение  всего срока их обращения);

    - дисконтные (предполагают выплату дисконтного дохода в виде разницы между ценой продажи облигации и ценой её покупки);

    - процентно-дисконтные (предполагают собой комбинацию процентных и дисконтных выплат);

    - твердодоходные (держатели акций получают на каждую ценную бумагу твёрдый доход в абсолютной сумме).

      4. В зависимости от способа определения купонного дохода выделяют государственные займы с постоянным, фиксированным и переменным купонными доходами. В первом случае процентный доход устанавливается заранее, в соответствии с условиями выплаты займа, и является постоянным по годам. Фиксированные займы отличаются от постоянных дифференциацией купонного дохода по годам. По займам с переменным купонным доходом процентный доход определяется к заранее установленной базе (доходность другого займа средняя доходность государственных облигаций и др.). Фиксация купонного дохода применяется в условиях стабильности рынка, а метод переменного дохода – в условиях нестабильности рынка, когда установление твёрдого процента может привести к повышенным процентным расходам бюджета или к потере потенциальных инвесторов, рассчитывающих на более высокую доходность ценных бумаг.

     5. По срокам выпуска займы делятся  на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные  (до5  лет) и долгосрочные (более 5 лет).

     Как уже отмечалось, кроме займов ещё  одной формой государственных заимствований  является прямой кредит, который представляет собой средства, привлекаемые органами публичной власти в качестве заёмных источников финансирования публичных расходов. Такие кредиты могут быть предоставлены государственными и коммерческими банками, другими кредитными организациями, иностранными государствами и банками, международными финансовыми организациями.  
 
 

     Понятие государственного долга

        

     Государственный долг – это по существу сумма  задолженностей государства по размещенным  и непогашенным государственным  займам (включая начисленные по ним  проценты). И в зависимости от валюты, в которой размещен займ, государственный долг бывает внутренним и внешним. Соответственно, внешние заимствования привлекаются в иностранной валюте, а внутренние – в рублях. Поэтому займы, которые Правительство РФ берет у Центрального Банка РФ в иностранной валюте, относятся к внешнему долгу России.

     Внутренний  долг - это то, что государство  взяло взаймы для финансирования дефицита государственного бюджета  внутри страны. Другими словами, внутренний государственный долг - это задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Внешний долг - это займы государства у граждан и организаций за рубежом.   

     Государственный долг возникает в определенные моменты функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы, когда бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями

     Государственный долг состоит из задолженности центрального правительства (которая составляет основную часть долга), местных органов власти, государственных предприятий и некоторых других долгов. Соотношение между внутренним и внешним государственным долгом зависит от типа государства и в различные моменты его развития может существенно различаться.

     В общую сумму государственного внутреннего  долга Российской Федерации включаются:

      - основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;

      - объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

      - объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;

      - объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

     В общую сумму государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

      - объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

      - объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам от правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций

     Многообразные формы и пути воздействия государственной  задолженности на функционирование экономики объясняют необходимость  постоянного внимания со стороны правительства к проблеме регулирования государственного долга. 

          
 
 
 
 
 
 

            Управление государственным долгом

        Государственный муниципальный  долг требует эффективного управления. Под управлением государственным  долгом понимается система мер по регулированию его объёма и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, регулированию рынка заимствований, реализации мер управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению долга, предоставлению государственных и муниципальных гарантий, контролю за эффективным использованием заёмных средств.

        С одной стороны  государственный долг используется в качестве финансового механизма (инструмента) управления публичными финансами  путём регулирования с его  помощью денежного обращения, финансового рынка, инвестиций и обеспечения бесперебойности процесса производства и предоставления общественных благ.

        С другой стороны, государственный  долг сам является объектом финансового  управления. Органы публичной власти определяют виды долговых обязательств, структуру государственного долга, порядок заимствований и предоставления гарантий, выпуска, размещения и погашения займов, а также управляют доходностью заимствований и расходами на обслуживание долга.

        Субъектами управления государственным долгом выступают Правительство РФ либо уполномоченный им Минфином России, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ либо его финансовый орган, исполнительный орган муниципального образования (местная администрация).

        Управление государственным долгом направлено на эффективное использование органами публичной власти долговых отношений для создания благоприятных условий социально-экономического развития страны и её территорий путём решения следующих задач:

        - аккумуляция в  бюджетах всех уровней временно свободных средств юридических и физических лиц, иностранных государств и международных финансовых организаций, средств других бюджетов бюджетной системы страны в случае недостатка собственных доходов для исполнения бюджетных обязательств органами публичной власти или в случае эффективности замещения собственных доходов заёмными средствами;

        - оптимизация структуры  государственного долга (соотношения  внутреннего и внешнего долга,  видовой структуры заимствований,  соотношения объёмов заимствований и гарантий и т.д.);

        - минимизация долговых рисков и стоимости долга путём снижения доходности государственных бумаг, увеличения сроков заимствований или долгосрочного погашения внешних долгов, перехода на другие рынки и на других инвесторов, реструктуризации долга, диверсификации обязательств по доходности, валюте, срокам, видам доходных выплат и т.д.;

        - поддержание стабильности  финансового рынка, включая рынок  государственных ценных бумаг;

        - обеспечение целевого, эффективного и экономного использования органами публичной власти заёмных средств и гарантированных ими заимствований других лиц;

        - иные задачи управления  долговыми обязательствами. 

        В управлении государственным  долгом обычно выделяют пять последовательных этапов.

        1.  Осуществление  процесса обоснования предельных объёмов внутреннего и внешнего долга, предельных объёмов внутренних и внешних заимствований, верхних пределов гарантий в национальной и иностранной валюте, а также формирование программ внешних и внутренних заимствований и гарантий. На этом этапе закладывается величина будущего совокупного долгового бремени, в том числе по внутреннему и внешнему долгу, и видовая структура предстоящих заимствований.

        2. Формирование программы  эмиссии государственных ценных  бумаг и определение конкретных параметров предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничениям владельцев, порядку размещения и другим условиям с целью повышения привлекательности каждого вида заимствований для инвесторов.  Качественная разработка названных программы и параметров позволит равномерно распределить платежи по долгам в перспективе и обеспечить своевременное поступление средств для погашения ранее произведённых заимствований в порядке их рефинансирования.

        3. Проведение размещения облигаций и регулирование котировок по государственным долговым обязательствам на вторичном долговом рынке. 

Регулирование котировок государственных ценных бумаг позволяет влиять на бюджетную  эффективность  проводимых заимствований  на объёмы текущего долга.

      4. Осуществление  мероприятий, направленных на минимизацию проблемных долгов и предотвращение кризисных долговых ситуаций, например путём вступления в переговоры с кредиторами о пересмотре графиков платежей и сроков погашения долга, в результате чего можно добиться отсрочки платежей, частичного или полного списания задолженности, досрочного выкупа обязательств, проведения реструктуризации и секъюритизации долга.

      5. Исполнение первоначальных и  с корректированных графиков  платежей по обслуживанию и погашению государственного долга.

     Управление  государственным долгом должно соответствовать  критериям эффективности, т.е. удовлетворять  определённым оптимальным параметрам долга по объёму, структуре, расходам на обслуживание и другим показателям. Задача органов публичной власти – удерживать долг  в таких оптимальных параметрах, которые создают наиболее благоприятные условия для развития страны и её территорий, исполнения принятых бюджетных обязательств и полномочий, обеспечения финансовой безопасности страны. Эффективность и результативность управления государственным долгом можно определить на основе следующих показателей:

Информация о работе Экономическое содержание и структура государственного кредита. Управление государственным долгом