Экономическое содержание и структура государственного кредита. Управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:43, реферат

Описание

Государственные финансы составляют часть финансовой системы страны. По экономической сущности государственные финансы — это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Работа состоит из  1 файл

Семинар по финансам и кредиту.doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

                    
     

              Реферат 

    Дисциплина: Финансы и кредит

    Тема: Экономическое содержание и структура государственного  кредита. Управление государственным долгом.

                                                         

                   
               
               
               
               
               
               

                   
             
             
             
             
             

                 2010 год 
             
             

     Введение 

    Государственные финансы составляют часть финансовой системы страны. По экономической  сущности государственные финансы  — это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения  стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

    Специфической частью государственных финансов выступают  денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита.

    Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль  в нашей экономике, что обусловливает актуальность исследования этой темы. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене. 

    Вопросы, касающиеся управления государственным долгом также актуальны на сегодняшний день. Проблема государственных внутренних и внешних заимствований - одна из значимых в российской экономике, при этом размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом.

    Целью данного доклада является изучение и анализ государственного кредита и государственного долга. Для этого необходимо обозначить ряд решаемых задач. 

1. Рассмотреть  понятие государственного кредита 

2. Определить  экономическое содержание и структуру государственного кредита.

3. Изучить сущность государственного долга и особенности его управления

4. Охарактеризовать экономическое состояние современной России.

       

     

     

     Сущность  государственного кредита.

     Государство как хозяйствующий субъект является полноценным участником кредитных  отношений, которые опосредуют движение денежных средств от кредитора к заёмщику на условиях возвратности и возмездности. При этом государство может выступать и в роли кредитора, и в роли заёмщика. Государственный кредит, его ещё называют муниципальным, функционирует на тех же принципах, что и кредит в целом: возвратность, срочность, обеспеченность, платность, целевой характер.

     Движение  публичных финансовых ресурсов в  кредитной форме составляет экономическое  содержание государственного кредита  и его специфику по сравнению  с другими формами движения денежных средств. Определённая договором или законодательством сумма денежных средств передаётся во временное пользование владельцем кредитором (органом публичной власти, юридическим и физическим лицом) другому лицу – заёмщику (органу публичной власти, юридическому лицу) и возвращается последним владельцу в установленный срок с определённым процентом. Для кредитора ссуженная сумма выступает формой вложения денежных средств с целью извлечения дохода в виде процента, а для заёмщика – формой привлечённого дохода, направляемого на покрытие дефицита бюджета с целью финансирования публичных расходов, не покрытых собственными доходами.

     Выделение государственного кредита в относительно самостоятельное звено обусловлено  тем, что он тесно связан с бюджетом как элемент межбюджетных отношений, основной источник покрытия дефицита бюджетов и инструмент межгосударственных (международных) кредитных отношений.

     В целом государственный кредит можно определить как совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заёмщика, кредитора и гаранта.

     В количественном отношении преобладает  деятельность государства как заёмщика средств. Объёмы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берёт на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

     Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита, и несёт черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

     Государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов. В отличие от налогов  он имеет добровольный характер и основой его является возвратность и платность: через определённый период времени внесённая сумма возвращается с процентами.

     Государственный кредит отличается от других видов  кредита.

     Во-первых, как правило, он носит непроизводительный характер. А значит, и источником погашения долга и ссудного процента является не стоимость, созданная в результате его использования, а будущие налоги. (Вот прямая связь госкредита с классическими финансами). 

     Во-вторых, если кредит, как правило, носит строго целевой характер и имеет конкретное материальное обеспечение. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива. То госкредит центрального правительства не носит конкретного целевого характера. Его назначение  - покрывать дефицит государственного бюджета.

     В-третьих,  Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершённое производство, то при заимствовании средств государством обеспечение кредита служит всё имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо его доход.

     Как финансовая категория государственный  кредит выполняет три функции  финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

     1. Через распределительную функцию  государственного кредита осуществляется  формирование  централизованных  денежных фондов государства  или их использование на принципах  срочности, платности  и возвратности. Выступая в качестве заёмщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

       2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

     3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порождённые особенностями этой категории:

     - очень тесно связана с деятельностью  государства и состоянием централизованного  фонда денежных средств;

     - охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

     - осуществляется не только финансовыми  структурами, но и кредитными  институтами.

     Таким образом, госкредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов. Привлечение государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц осуществляется путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Структура государственного кредита. 

       Государственный кредит неоднороден по своему составу.  Его можно классифицировать, разделить на укрупнённые группы, которые сами нередко имеют сложную структуру. Рассмотрение классификационной структуры государственного кредита позволит конкретизировать содержание этого понятия во всём многообразии его проявления на практике.

     По  субъектному составу, в зависимости  от типа государственного устройства страны, государственный кредит может  быть федеральным, региональным и местным. В зависимости от  того, в какой роли органы публичной власти участвуют в кредитном процессе – кредитора или заёмщика, выделяют бюджетные кредиты и государственные заимствования.

     Бюджетные кредиты – это денежные средства, предоставляемые на возвратной и возмездной основе бюджетом одного уровня бюджетной системы страны бюджету другого уровня, а также негосударственному юридическому лицу.  Бюджетные кредиты в зависимости от направлений кредитных ресурсов делятся:

     - на внутренние кредиты (межбюджетные  кредиты и кредиты юридическим  лицам);

     - и на внешние кредиты, или международные долговые требования (межгосударственные кредиты и кредиты иностранным юридическим лицам). В свою очередь внешние долговые требования подразделяются на следующие виды:

     - государственный финансовый кредит (представляет собой форму бюджетного кредита, при которой РФ предоставляет денежные средства иностранному заёмщику); 

     - государственный  экспортный  кредит (при котором за счёт за счёт бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заёмщика);

     - государственные гарантии иностранного  государства (по возврату государственного экспортного кредита, предоставляемого банком–агентом Правительства РФ иностранному заёмщику или его банку-кредитору).

     Государственные заимствования представляют собой передачу в распоряжение органов публичной власти денежных средств, которые заёмщики в соответствии с условиями займа обязаны возвратить кредитору в той же сумме и с уплатой процента или дохода в иной форме. Основная масса государственных заимствований осуществляется путём эмиссии ценных бумаг. Эмиссионные ценные бумаги представляют собой вид финансовых обязательств, который, во-первых, закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, во-вторых, размещается выпусками (эмиссией), имеет равные объёмы и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. Наиболее распространенный вид государственных и муниципальных ценных бумаг – облигация. Она представляет собой эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую право её держателя на получение в установленный срок её номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента или иного дохода.

     Государственные заимствования в зависимости от места происхождения кредитных ресурсов могут быть: внутренними (производятся на национальном рынке и в национальной валюте); и внешними, или международными (производятся на  внешних рынках и в  иностранной валюте).

Информация о работе Экономическое содержание и структура государственного кредита. Управление государственным долгом