Экономическая сущность государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 02:16, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является выявление сущности государственного кредита, определение его влияния на экономику разных стран, а также изучение эффективности этого процесса применительно к Республике Беларусь и определение дальнейших перспектив государственного кредитования в условиях нестабильности мировой экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы государственного кредита…………………….. …….6 1.1 Сущность государственного кредитования и его роль в экономике………6
1.2 Функции государственного кредита………………………………………..10
1.3 Формы государственного кредита………………………………………….13
2 Опыт использования государственного кредита на примере зарубежных стран………………………………………………………..……………………..15
2.1 Опыт использования государственного кредита на примере России……15
2.2 Опыт использования государственного кредита на примере Германии.19
3. Приоритетные направления развития государственных кредитных отношений в Республике Беларусь……………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………

Работа состоит из  1 файл

Экономическая сущность государственного бюджета.doc

— 395.00 Кб (Скачать документ)

    С июня 2002 г. у граждан появилась  новая возможность для сбережений: поступили в продажу облигации  первого выпуска государственного сберегательного займа для физических лиц номинальной стоимостью 1000000р. Всего было осуществлено 3 выпуска на общую сумму 6,5 млрд. руб. Основными банками-агентами выступали АСБ «Беларусбанк», «Приорбанк» ОАО [8, c.208-209].

    Что же касается структуры рынка государственных ценных бумаг в период с 2000 по 2009 года, то можно сделать вывод о том, что наибольшую долю в общем объеме находящихся в обращении государственных ценных бумаг занимали долгосрочные облигации. Общий объем размещения государственных ценных бумаг за этот период составил 16974,6 млрд. руб. Из них ГКО – 6146,1 млрд. руб., ГДО – 10828,5 млрд. руб., что в процентном соотношении составило 36,2% и 63,8% соответственно[3].

    Значительным  событием этого периода стало  проведение с 16 марта 2004 г. Министерством финансов аукционов по продаже государственных ценных бумаг через ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Внедрение нового способа размещения государственных облигаций позволило привлечь более широкий круг инвесторов к участию на первичном рынке государственных ценных бумаг, увеличить объемы их размещения и значительно снизить расходы Правительства по обслуживанию займов.

    Примечательным  является тот факт, что, начиная с августа 2009 года, Министерство финансов прекратило размещение государственных краткосрочных облигаций на аукционной основе, а объем ГДО за 2010 год составил около 1760,9 млрд. руб. [4].

    Рынок государственных ценных бумаг, являясь одним из основных источников государственных заимствований в зарубежных странах, столкнулся с рядом проблем в нашей стране. Среди них, такие как неразвитость валютно-фондовой биржи, нехватка инвесторов с большим объемом капитала, отсутствие достаточного количества инструментов и др. Несомненно, государство пытается решить эти проблемы с целью повышения эффективности государственного кредита.

    Снижение  размеров внутренних заимствований  можно объяснить нарастающими оборотами в сфере международных государственных займов. Доказательством может служить увеличение объема кредитов, полученных Республикой Беларусь.

  Рассмотрим  некоторые случаи привлечения иностранных  кредитов в Республику Беларусь.  

  За  период 1992 – 1996 годов Правительством РБ и под гарантии Правительства  Республики Беларусь были привлечены иностранные кредиты на сумму 1193,4 млн. долларов. За это время за пользование кредитами республика уплатила проценты в размере 150,6 млн. долларов США.

  В рамках межправительственных кредитных  линий в январе – июле 1997 года было получено 53,1 млн. долларов США, в  том числе по кредиту ЕБРР – 17 млн. долларов США, МБРР – 5,7 млн. долларов США, Германии – 4 млн. долларов США, Бельгии – 1,3 млн. долларов США. Средства, полученные от кредитных линий, направлялись на реконструкцию предприятий и организацию нового производства.

  Как видно, эффективность получения и использования кредитов того периода достаточная низкая. Большинство привлеченных кредитных ресурсов не принесли ожидаемых результатов, только увеличив внешний долг страны.

       На современном этапе развития наблюдаются некоторые положительные изменения. Доказательством может служить увеличение займов, полученных Республикой Беларусь. В 2005 году Правительство Республики Беларусь привлекло первый международный синдицированный кредит на срок 12 месяцев на цели покрытия дефицита бюджета в размере 65 млн. евро. Затем в 2006 году было подписано соглашение о привлечении «Байерише Ландесбанк» синдицированного займа для АСБ «Беларусбанк» на сумму 38 млн. евро, что позволило создать благоприятную ситуацию для выхода РБ на финансовые рынки Европы. Также по линии немецких кредитов для развития белорусской промышленности было выделено 140 млн. евро.

    В последнее время международные  кредитные организации все активнее проявляют себя в отношениях с  Беларусью.

    ЕБРР  увеличил выдачу займов для малого и среднего бизнеса в Беларуси вдвое. В 2008 году финансовую поддержку получили около 28 тыс. предпринимателей. Совокупное финансирование Банком белорусской экономики на 2008 год составило 218, 5 млн. евро. Данное направление деятельности ЕБРР на нашей территории соответствует приоритетам экономической политики Беларуси, так как Правительство РБ планирует увеличить удельный вес малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки от реализации товаров, работ и услуг в текущем году до 30%.

    МФК вложила в экономику Беларуси с начала 2003 года 111,5 млн. долларов США. Эти средства были вложены для развития пяти предприятий страны и открытия кредитных линий Приорбанку и Белгазпромбанку[25, с.7].

    Финансовый  кризис, обрушившийся на мировую экономику, также не обошел Республику Беларусь стороной.

    Для выхода из сложившейся на тот момент экономической ситуации наша страна вынуждена была обратиться за помощью  в Международный валютный фонд с  просьбой о предоставлении кредита. После тщательных проверок со стороны  кредитной организации, между МВФ и Правительством Республики Беларусь было заключено соглашение, рассчитанное на 15 месяцев, по которому нам предоставлялся кредит по программе «стенд-бай» в размере 1,62 млрд. СДР или около 2,5 млрд. долларов. В том же году 29 июня объем финансовой поддержки со стороны МВФ был увеличен до 2,27 млрд. СДР или 3,5 млрд. долларов.  Этот кредит был привлечен нашей страной в целях увеличения золотовалютных резервов и создания «подушки безопасности», необходимой для стабильной работы экономики в условиях мирового финансового кризиса. Полученные средства зачислены в состав золотовалютных резервов страны и используются для поддержания курса национальной валюты[7, с.6].

    Напомним, что первый транш в размере 800 млн. Беларусь получила в январе 2009 года по ставке LIBOR1 плюс 0,75 % годовых. Второй транш поступил в июле и составил около 680 млн. В октябре 2009 года Беларусь получила очередной транш в размере 699,5 млн. Четвертый транш в 688 млн. долларов поступил в декабре прошлого года. Исходя из последней проверки, МВФ выдал нам последний пятый транш  в размере 660 млн. долларов[6].

    Анализируя  этот случай привлечения кредитных  ресурсов, хотелось бы отметить его  двоякое влияние на экономику  страны.

    Как известно, получение средств от МВФ  предполагает выполнение определенной программы развития в рамках договоренности о кредите. Основные цели данной программы – улучшение внешнеторгового баланса страны, пополнение золотовалютного резерва, формирование условий для устойчивого экономического роста в перспективе. Для нашей страны данная программа предусматривает проведение жесткой денежно – кредитной политики. Курсовая политика в этих условия направлена на поддержание курса белорусского рубля к корзине иностранных валют. В области процентной политики Национальный банк планирует реализацию мер, содействующих росту ресурсного потенциала банков.

    Однако  в этом случае необходимо учитывать  также и отрицательные моменты, которые граждане Беларуси уже ощутили. К примеру, можно привести 15% снижение заработной платы в бюджетной сфере в декабре 2008 года после ее 20% повышения и 20 % обесценивание национальной валюты 2 января 2009 года. Несмотря на «непопулярность» данных мер, власти признали, что они являлись необходимыми условиями для получения резервного кредита[25, с.9].

    Нельзя  отрицать и тот факт, что этот кредит увеличил размеры публичного внешнего долга, а это, в свою очередь, повысило  внешнюю уязвимость экономики страны.

    Помимо  международных финансовых организаций  Беларусь сотрудничает и с другими  странами кредиторами. К примеру, с Россией. Только за последние два года Россия выделила Беларуси 3 млрд. долларов кредитов: в конце 2007 года кредит в 1,5 млрд. сроком на 15 лет с пятилетним льготным периодом погашения по ставке ниже 5%, еще 1,5 млрд. долларов поступили в Беларусь с декабря 2008 года по март 2009 года.

      Как видно из приведенных данных международная форма государственного кредита играет весьма весомую роль в становлении, развитии и стабилизации экономики Беларуси. На современном этапе кредиты, привлекаемые республикой, направлены на обеспечение стабильного функционирования главных отраслей экономики страны. Международный кредит помогает Правительству поддерживать стабильный рост экономики, курс национальной валюты и противостоять экономическим «шокам», смягчить последствия глобального экономического кризиса.

    О важности внешнего государственного кредита  говорит и тот факт, что Правительство  Беларуси с готовностью проводит реализацию разнообразных экономических  программ и реформ, которые являются неотъемлемым условием получения кредита. Наше правительство активно ищет новые источники привлечения капитала и в связи с этим заключает договора о кредитовании на долгосрочную перспективу. Так в 2011 году Всемирный банк согласился предоставить Беларуси еще один заем на цели развития в объеме 100 млн. долларов при условии прогресса в области структурных реформ.

       Что касается дальнейших возможных  случаев привлечения кредита  в нашу страну, то здесь существуют  два мнения, радикально отличающихся  друг от друга. С одной стороны, Беларусь активно налаживает прочные отношения с кредитными институтами и странами-кредиторами. Ежегодно публикуются доклады МВФ и Всемирного банка по белорусской экономике, в которых признается рост нашей экономики. ЕБРР пересматривает свои низкие оценки реформ в стране, а Всемирный банк все больше «продвигает страну» в своем ежегодном докладе «Ведение бизнеса». По оценкам экспертов МФК мы значительно улучшили свой рейтинг инвестиционной привлекательности и по результатам исследования вошли в десятку стран мира наиболее реформирующихся экономик. Все выше перечисленное, несомненно, повышает «кредитный» интерес к нашей стране и увеличивает наши шансы на получение дополнительного международного капитала. Однако, с другой стороны, по неофициальным данным в республике осталось около 12% резервов, под которые нам могут выдать кредит, а наши золотовалютные резервы неукоснительно снижаются, что, самом худшем случае, может привести к кризису платежеспособности.

    Приоритетным направлением в развитии государственного кредита на сегодняшний день является выход на мировой рынок и связанное с этим освоение новых инструментов заимствования.

    Так в конце июля этого года Республика Беларусь впервые в своей истории вышла на мировой рынок заимствований. 26 июля 2010 года было объявлено о выпуске облигаций сроком на 5 лет. Заявки на участие в размещении поступили от 145 инвесторов на общую сумму 1,5 млрд. долларов. В итоге еврооблигации были размещены на сумму 600 млн. долларов с купоном 8,75% годовых по цене 99,011% от номинала, что соответствовало текущей доходности 9% годовых. Европейские инвесторы купили 28% выпуска, оффшорные инвесторы США – 27% выпуска, России – 22%, Великобритании – 20%. Учитывая сложившуюся благоприятную ситуацию на рынке, Министерство финансов осуществило дополнительный выпуск еврооблигаций на сумму 400 млн. долларов. Таким образом, общий размер выпуска составил 1 млрд. долларов США с доходностью к погашению 8,7% годовых.

    Освоение  нового инструмента заимствований, а именно выпуск еврооблигации является одним из важнейших направлений развития госкредита в Республике Беларусь. Дело в том, что этот вид заимствований позволит привлечь в белорусскую экономику несвязанные кредитные ресурсы. Новый рыночный инструмент несвязанного долгосрочного финансирования позволит сформировать ориентир по стоимости и условиям заимствования на мировом финансовом рынке для белорусских банков и иных корпоративных заемщиков.

    Выпуск  еврооблигаций для нашей страны имеет ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, отсутствуют ограничения по объемам заимствования. Во-вторых, ресурсы несвязанные, т.е. эмитент не несет конкретных обязательств по их освоению внутри страны. В-третьих, формируется публичная кредитная история эмитента, а это означает возможность в будущем занимать на более длительные сроки под более низкий процент. И, в-четвертых, с выходом Беларуси на международный финансовый рынок у крупных белорусских корпоративных заемщиков появилась возможность заимствовать на открытом рынке. Помимо этого еще одним положительным моментом является тот факт, что выпуск еврооблигаций не создает необоснованной нагрузки на бюджет, а скорее помогает справиться с недостаточным финансированием[10, с.14-16].

    Беларусь  намерена продолжать использование  еврооблигаций в качестве инструмента привлечения внешних заимствований. В 2010-2011 годах на международном финансов рынке запланирован выпуск облигаций на сумму до двух млрд. долларов США. Сейчас на завершающей стадии находится подготовка к размещению государственных облигаций на российском рынке в объеме 15 млрд. российских рублей. Организатором выпуска еврооблигаций собирается выступить Сбербанк [22, с.71]. 

      Еще одним аспектом, необходимым для рассмотрения, является вопрос о муниципальных облигациях. Облигации целевых местных займов выпускаются с целью финансирования конкретных проектов и могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Размещаются среди предприятий и населения. До 2009 года этот инструмент на финансовом рынке Беларуси отсутствовал.

    Дело  в том, что первый выпуск облигаций, проведенный в 1993 году, практически не состоялся, а непроданные облигации были переданы Национальному банку Республики Беларусь в качестве залога по кредиту на сумму, эквивалентную 1,25 млн. дол. США. В последствии были осуществлены Минский, Брестский и Гродненский, Гомельский облигационные займы. Опыт проведения сделок с данными ценными бумагами показал их неэффективность, и в последующие годы выпуск целевых и общих займов не осуществлялся. Однако в 2009 г. ситуация начала постепенно меняться, были расширены права бюджетов местного уровня в сфере заимствований. Местные власти по указу президента получили право выпускать облигации. Их было разрешено эмитировать без обеспечения, так как заемщиком в данном случае является само государство.

Информация о работе Экономическая сущность государственного кредита