Экономическая сущность государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 02:16, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является выявление сущности государственного кредита, определение его влияния на экономику разных стран, а также изучение эффективности этого процесса применительно к Республике Беларусь и определение дальнейших перспектив государственного кредитования в условиях нестабильности мировой экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы государственного кредита…………………….. …….6 1.1 Сущность государственного кредитования и его роль в экономике………6
1.2 Функции государственного кредита………………………………………..10
1.3 Формы государственного кредита………………………………………….13
2 Опыт использования государственного кредита на примере зарубежных стран………………………………………………………..……………………..15
2.1 Опыт использования государственного кредита на примере России……15
2.2 Опыт использования государственного кредита на примере Германии.19
3. Приоритетные направления развития государственных кредитных отношений в Республике Беларусь……………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………

Работа состоит из  1 файл

Экономическая сущность государственного бюджета.doc

— 395.00 Кб (Скачать документ)

    Перечисленные выше функции отражают влияние государственного кредита на экономический механизм, проявление его роли через воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении. Посредством реализации этих функций государственный кредит, как относительно самостоятельное звено финансовой системы, выступает эффективным инструментом мобилизации свободных денежных средств финансового рынка для выполнения целей и задач государства. Перечень этих функций является неокончательным, ведь, как говорилось ранее, этот вопрос также относится к разряду дискуссионных. Однако на наш взгляд именно через них реализуется сущность и роль государственного кредитования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3 Формы государственного кредита

    Государство заимствует деньги в двух формах: кредита (несекъюритизированная форма) и  путем эмиссии долговых ценных бумаг (секъюритизированная форма). Кредит предоставляется государству кредитором непосредственно, а для получения  денег на фондовом рынке правительство выпускает ценные бумаги. При разных механизмах реализации эти две формы имеют одинаковое экономическое содержание. Оно состоит в поступлении заемных ресурсов в бюджет и возрастании государственного долга.

    Секъюритизированная форма имеет определенные преимущества: больший объем инвестиционного спроса, возможность гибко регулировать объем и стоимость заимствований и др. [2, c.576-577].

    Государственный кредит по источникам происхождения может быть внутренним и внешним (международным). Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, то преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. В то же время международное разделение труда, обмен технологиями и необходимость оказания помощи иностранным государствам обуславливают развитие международного государственного кредита.

    Внутренний  государственный кредит может выступать  в следующих формах: государственные  займы, обращение части вкладов  населения в государственные  займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.

    Государственные займы характеризуются тем, что  временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Облигация наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и процент. Нарицательная стоимость облигации, устанавливаемая государством, выражает денежную сумму, предоставляемую держателем облигации во временное пользование. Казначейские обязательства, в отличие от облигаций, реализуются среди населения.

    Обращение части вкладов населения в  государственные займы осуществляется через покупку особых ценных бумаг, рыночных ценных бумаг или путем  оформления безоблигационных займов.

    Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. 
 

    Казначейские  ссуды выражают оказание финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Бюджетные кредиты отличаются льготными условиями, не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных экономических структур.

    В тех случаях когда, правительство  гарантирует безусловное погашение  займа, выпущенного местными органами власти, а также выплату процентов  по нему, то речь идет о гарантированных  займах[15, c.180-182].

    Внешний государственный кредит возникает, когда государство выступает на мировом рынке в роли заемщика или кредитора. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.

    Государство может осуществлять внешние заимствования в следующих формах: синдицированные банковские кредиты, еврозаймы, кредиты международных финансовых организаций, межправительственные кредиты, частные кредиты коммерческих структур. На международном рынке государственных долгов наиболее распространенной формой является выпуск еврооблигаций – долгосрочных долговых обязательств в форме облигаций, нормированных в иностранной валюте и обращающиеся на международном финансовом рынке [2, c.580].

    В процессе развития мировой экономики  и трансформации мирохозяйственных связей возникают все новые и новые формы реализации госкредита. По ходу развития экономической практики госкредитования происходит постепенное расширение содержания этой категории. Это свидетельствует о возрастающей роли этого инструмента в регулировании экономических отношений.

    Рассмотрев  сущность, функции и формы государственного кредита, можно сделать вывод  о неоспоримом влиянии этой категории  на развитие экономический процессов  не только внутри страны, но и на мировой  арене. Оставаясь частью финансовой системы, эта категория превратилась в альтернативную форму размещения и привлечения свободных денежных средств. Помогая выполнить государству свои функции, обеспечивая устойчивое социально-экономическое развитие страны, госкредит одновременно является причиной увеличения государственного долга. Нерациональное его использование может оказать отрицательное влияние на кредитный рейтинг государства и его инвестиционную привлекательность. Природа этих экономических отношений весьма противоречива, и именно поэтому ее применение требует от государства осторожности при разработке экономической политики и дальнейших перспектив развития.

       
 

    2 Опыт использования государственного кредита на примере зарубежных стран

    2.1 Опыт использования государственного кредита на примере России

    История государственных кредитных отношений  на территории Российской Федерации насчитывает в своем развитии несколько этапов. Среди них можно выделить наиболее ключевые:

    1. этап 1861 – 1897 гг., начавшийся с отмены крепостного права, снятия ограничений на частную собственность, создания акционерных обществ. Он характеризовался отменой монополии государства на привлечение свободного капитала. Поэтому правительство использовало новые финансовые инструменты такие, как выигрышные, рентные и золотые займы. Основными институтами, осуществлявшими размещение государственных долговых обязательств, были казенные банки и сберегательные кассы. В данной ситуации начинал работать рыночный механизм, основанный на спросе и предложении на свободный капитал;
    2. для следующего этапа 1897 – 1917 гг. характерно наличие дефицита бюджета, связанного с ведением военных действий, и государственного долга в размере 9937,9 млн. руб. В данных условиях требовались долгосрочные капиталы, которых в связи с нарушением экономического равновесия не хватало, поэтому займы в основном были краткосрочными;
    3. постреволюционный период характеризовался изменением системы государственных заимствований. Экономические преобразования привели к появлению свободных капиталов и, как следствие, к развитию государственных заимствований и увеличению государственного долга;
    4. этап с 1992 года начался переходом от традиционной системы покрытия дефицита государственного бюджета посредством кредитов банковской системы к созданию рынка государственных ценных бумаг. В мае 1993 г. проведен первый аукцион по размещению государственных краткосрочных бескупонных облигаций. Формировалась инфраструктура рынка государственных заимствований. В течение 2000 – 2006 гг. вследствие положительного изменения внешней экономической конъюнктуры Россия смогла погасить основную сумму задолженности перед своими кредиторами. В настоящее время ведется работа по сокращению размеров государственного долга, чему способствует продуманная и экономически взвешенная политика государства[9, c.10-11].

    Наиболее  целесообразным представляется рассмотреть  последний этап.

    На  сегодняшний день Россия при использовании  государственного кредита выступает  в качестве заемщика, кредитора и  гаранта. 

      Наибольшую долю в сфере российских государственных кредитных отношений занимает деятельность в качестве заемщика. Условно здесь можно выделить три элемента:

    1. внешние займы;
    2. государственные займы внутри страны;
    3. муниципальные займы.

    Одним из источников внешних займов является сотрудничество с международными финансовыми организациями. Если проследить динамику использования этого инструмента за последние годы (приложение), можно увидеть снижение задолженности Российской Федерации по этому параметру. Последний кредит России предоставил Международный Банк Реконструкции и Развития в размере 200 млн. долларов со сроком погашения 15 лет.  Целью проекта является повышение эффективности, качества услуг и финансовой устойчивости предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

    Причиной  снижения внешних заимствований  с помощью кредитования объясняет  проект основных направлений бюджетной  политики в 2010 году, где четко оговорено  ограничение привлечения новых кредитов международных финансовых организаций. В 2010-2012 годах привлечение средств по кредитам (займам) международных финансовых организаций планируется в объеме 334,7 млн. долларов США, 181,3 млн. долларов США, 84,8 млн. долларов США соответственно[16].

      К новым инструментам привлечения внешних займов в страну относится размещение еврооблигаций на международном рынке. Этот финансовый инструмент не является новым как таковым, он активно применялся до дефолта 1998 года. Однако затем наступил перерыв в 12 лет (если не учитывать обмен долговых обязательств). И вот в апреле 2010 года Правительство Российской Федерации разместило  евробонды на сумму в 5,5 млрд. долл. под 5% годовых, вернувшись на международные рынки капитала как суверенный эмитент. Суверенные евробонды были размещены двумя траншами: 5-летний на $2 млрд. и 10-летний - на $3,5 млрд. При этом внешний долг России вырастет  с 2,9% в 2009 г. до 5,3% в 2012 г. Дебют оценен как положительный, однако Минфин большее не планирует новые займы на внешнем рынке. Это обусловлено решением Правительства ограничить финансирование дефицита федерального бюджета через осуществление государственных заимствований на международных финансовых рынках путем выпуска облигационных займов Российской Федерации [21, c.4].

    Ключевыми задачами в области государственных внутренних заимствований России является повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и сохранение оптимальной доходности на рынке государственных ценных бумаг. Минфин России для поддержания ликвидности рынка проводит размещение на рынке ценных бумаг со сроком обращения 3, 5 и 10 лет.

    Фактическое привлечение денежных средств за счет размещения государственных облигаций  на рыночных условиях постоянно растет. Так в 2004 году оно составило 164,1 млрд. руб., в 2005 году - 167,19 млрд. руб., в 2006 году -  225,83 млрд. руб., в 2007 году -  305,94 млрд. руб. и т.д. По прогнозным показателям Минфина России эти показатели в 2010 году составят 568,4 млрд. рублей, в 2011 году – 748,6 млрд. рублей и в 2012 году – 236,5 млрд. рублей [18, c.6]. Большая часть этих средств направляется в Стабилизационный фонд, созданный Правительством для стабилизации экономической ситуации в стране в условиях финансового кризиса. Однако постоянное увеличение внутренних заимствований приводит к росту расходов на обслуживание госдолга. Если в 2010 году они составят 333,2 млрд. рублей, то в 2012 ожидается рост этого показателя в 2 раза.

    Для увеличения государственных внутренних заимствований есть объективная причина. Дело в том, что финансовое ведомство в долгосрочной перспективе намерено проводить заемную политику, направленную на замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями и на развитие национального рынка государственных ценных бумаг. Это решение вполне разумно, так как это уменьшит зависимость государства от иностранных кредиторов, позволив в то же время сохранить уровень финансовых вливаний на прежнем уровне[16].

      Что же касается муниципальных  заимствований, то на сегодняшний  день они достаточно распространены  на территории Российской Федерации. Это позволяет стабилизировать местные бюджеты, реализовывать мелкие проекты без привлечения средств государственного бюджета. Однако  рынок региональных и муниципальных заимствований в России развит недостаточно. Его объемы растут, но количество субъектов Федерации и муниципалитетов, выпускающих облигации для финансирования инвестиционных потребностей, пока невелико. Явным лидером здесь, несмотря на наметившееся уменьшение объема займов, по-прежнему является Москва.

    В связи с актуальностью и востребованностью инструмента государственных гарантий Российской Федерация предоставляет их по большинству направлений государственной поддержки.

Информация о работе Экономическая сущность государственного кредита