Хеджирование (страхование) риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:21, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассматривается один из способов управления рисками на рынке производных финансовых инструментов, называемый хеджированием.
Актуальность данной работы заключается в том, что проблема управления риском существует в любом секторе экономики. Любой субъект экономики на любом ее уровне неизбежно сталкивается с незапланированными или непредвиденными событиями, на которые необходимо адекватно реагировать, чтобы не понести убытки. Современная тенденция развития национальных и интернациональных финансовых систем заключается в глобализации финансов и финансового рынка. На состояние рынков оказывает влияние все большее число факторов, что приводит к увеличению частоты неожиданных изменений на рынках и усложнению проблемы оценки и управления рисками, существующими при работе на финансовых рынках.

Содержание

Введение………………….…………………………………………………….3

Глава 1. Сущность хеджирования риска......................................................5
1.1. Понятие и категории риска……………..………….………….......5
1.2. Понятие, виды и стратегии хеджирования риска……..…..….......8

Глава 2. Характеристика методов хеджирования риска.…….………...14
2.1. Применение методов хеджирования.…........................................14
2.2. Достоинства и недостатки хеджирования ………………..……..19

Глава 3. Практическая часть………………..…..........................................23

Заключение…………………………………………………………………...25
Источники и литература…………...………………………………...……..26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

      Товарные  рынки первыми стимулировали  потребность в инструментах хеджирования (таких, как фьючерсы), поскольку цены на товары колеблются в широких пределах и трудно предсказуемым образом. Непредсказуемо ведут себя курсы валют. Процентные ставки также являются достаточно неустойчивыми. Не имея определенной системы срочных цен, позволяющей компенсировать эти колебания, практически невозможно реализовать какую-либо форму планирования хозяйственных операций, включающих использование финансовых инструментов.

      Имеются два фундаментальных критерия, которые необходимо принимать во внимание при хеджировании: во-первых, ценовая перспектива и, во-вторых, экономическая целесообразность хеджирования. Процесс управления риском включает принятие решений о том, когда и как использовать для хеджирования финансовые рынки и использовать ли вообще. Преимущества хеджирования во многом зависят от квалификации лиц, принимающих эти решения.

      Оценка  масштабов риска не означает простого подсчета степени риска в денежном выражении. Необходим экономический  анализ перспектив движения процентных ставок с оценкой величины их возможного изменения, и количественное определение риска для случая, если хеджирование вообще не применяется. Решение о том, осуществлять хеджирование или нет, основывается на сравнительном анализе величины риска и размера допустимых (приемлемых или некритичных) потерь. Например, если величина возможных потерь в максимуме приемлема, стоимость хеджирования высока и сопоставима с размером возможных потерь, то с учетом того, что оценка вероятности развития событий в неблагоприятном и благоприятном направлении показывает более высокую вероятность благоприятного развития событий, вполне можно принять решение о том, что хеджирование нецелесообразно.

      Совершенным считается хедж, при котором инструмент хеджирования в точности соответствует исходному риску убытков. При наличии такого инструмента риск может быть исключен полностью. Но на практике точное соответствие между исходным риском и инструментом хеджирования может быть недостижимо, а сам хедж может оказаться несовершенным. Тем не менее, общий итог при правильно устроенном хедже будет значительно менее опасным, чем без него. Так как хеджирование является делом дорогим и сложным, то требуется проведение большого объема вычислений при оценке полных расходов на хеджирование и при сравнении альтернативных способов хеджирования.

      Хеджирование  используется также для фиксации цен будущих сделок на наличном рынке. Потребитель сырья, например, знает, что ему необходимо закупить его в октябре, но боится увеличения цен. Поэтому он заранее покупает фьючерсные контракты с октябрьской позицией. Далее, когда он покупает реальный товар, то фьючерсные позиции ликвидируются. Если не произошло изменений базиса, то ему удалось сохранить желаемый уровень цены.

      Участники биржевой торговли, осуществляющие операции хеджирования, называются хеджерами. В качестве хеджеров выступают лица, связанные с реальной торговлей, т.е. продавцы и покупатели наличных товаров, которые стремятся застраховаться от неблагоприятных изменений цен на свои товары. Их участие во фьючерсной торговле связано с реальными операциями, касающимися товара или финансового инструмента, лежащего в основе фьючерсного контракта. Участник может считаться хеджером, если его действия основаны на двух мотивах: присутствие на рынке наличного товара и заинтересованность в уменьшении риска.

     Если  всех участников операций хеджирования расположить по степени активности использования фьючерсных рынков, то картина получится примерно следующая:

1) Самыми активными хеджерами выступают торговые и посреднические фирмы, которые применяют все возможные виды хеджирования.

2) Весьма активно используют хеджирование и фирмы, занимающиеся первичной переработкой или доработкой товара. Их поведение при осуществлении хеджирования похоже на деятельность торговых фирм.

  1. Фирмы, выпускающие готовую продукцию, используют фьючерсные рынки для хеджирования цен на закупаемое ими сырье.

      Успешное  хеджирование зависит от степени  корреляции наличных и фьючерсных цен. Чем она выше, тем эффективнее  хедж. Однако всегда существует риск, что негативное изменение наличных цен не будет компенсировано полностью изменением фьючерсных цен. Итоговое изменение базиса в момент завершения хеджирования даст хеджеру убыток или выгоду.

      По  технике осуществления операции хеджирования различают короткий хедж (продажа фьючерсных контрактов) и длинный хедж (покупка фьючерсных контрактов). Кроме того, хеджирование может быть осуществлено с помощью операций с опционами.

       Любая сделка хеджирования состоит из двух этапов. На первом открывается позиция по фьючерсному контракту, на втором — она закрывается обратной сделкой. При этом при классическом хеджировании контракты по первой и второй позициям должны быть на один и тот же товар, в том же количестве и на тот же месяц поставки.

      Существуют  два вида операций хеджирования:

     1) Хеджирование продажей — это использование короткой позиции на фьючерсном рынке тем, кто имеет длинную позицию на наличном рынке. Этот вид хеджирования предпринимается для защиты продажной цены товара. Его применяют продавцы реальных товаров для страхования от падения цен на этот товар. Этот метод может использоваться также для защиты запасов товаров или финансовых инструментов, не покрытых форвардными сделками. Наконец, короткий хедж используется для защиты цен будущей продукции или форвардных соглашений о закупке. Короткий хедж начинается продажей фьючерсного контракта и завершается его покупкой.

       Рассмотрим несколько ситуаций, требующих использования короткого  хеджа. Торговец купил кукурузу у фермера в октябре по определенной цене. Зерно помещается на склад и подвергается риску падения цены. Торговец может продать фьючерсные контракты, скажем, на декабрь и держать свою позицию, пока не найдет покупателя на зерно, после чего он ликвидирует свою позицию. Или же дилер может иметь запас облигаций, половина из которых была продана по благоприятной цене, а другая — еще не продана. Чтобы не рисковать падением цен в отношении другой половины, он может продать соответствующее число фьючерсных контрактов. Если цены упадут, короткая позиция на фьючерсном рынке станет своеобразным убежищем для оставшихся облигаций. Когда дилер продаст еще какую-либо часть этого запаса, он уменьшит свою фьючерсную позицию.

     2) Хеджирование покупкой – эта операция представляет собой покупку фьючерсного контракта кем-либо, имеющим короткую позицию на наличном рынке. Результатом длинного хеджа является фиксация цены закупки товара. Используется он для защиты и от рисков, возникающих при форвардных продажах по фиксированным ценам, и от роста цен на сырье, используемое в производстве продукта со стабильной ценой.

     Этот  вид хеджирования часто применяют  посреднические фирмы, имеющие заказы на закупку товара в будущем, а  также компании - переработчики. При  этом закупки на фьючерсном рынке  совершаются как временная замена закупки реального товара. В итоге длинное хеджирование предохраняет от повышения цен.

     Хеджирование  используется с разными целями, но оно также весьма разнообразно и  по технике осуществления. В зависимости от целей выделяют следующие стратегии хеджирование:

1) Обычное (чистое) хеджирование проводится исключительно для избежания ценовых рисков. В этом случае операции на фьючерсном рынке по объемам и по времени находятся в соответствии с обязательствами на рынке реального товара.

2) Арбитражное хеджирование осуществляется главным образом для финансирования расходов на хранение товара. Оно основано на получении прибыли при благоприятном изменении соотношения цен реального товара и биржевых котировок. При нормальном рынке это хеджирование покрывает указанные расходы. Операция практикуется в основном торговыми фирмами.

3) Селективное хеджирование предполагает, что сделка на фьючерсном рынке проводится не одновременно с заключением сделки на реальный товар и не на эквивалентное количество. Этот вид хеджирования проводится с целью получения прибыли по операциям (обычный хедж ее уничтожает).

4) Предвосхищающее хеджирование заключается в покупке или продаже фьючерсного контракта еще до того, как совершена сделка с реальным товаром.

     Селективное и предвосхищающее хеджирование наиболее широко используются всеми фирмами. Крупные фирмы применяют также множественное селективное хеджирование, которое осуществляется несколько раз в течение одного производственного цикла на одну и ту же партию товара в зависимости от увеличения или уменьшения рисков, связанных с изменением цен.

      Таким образом, смысл хеджирования заключается  в том, что оно помогает снизить риск от неблагоприятного изменения цены, но не дает возможности воспользоваться благоприятным изменением цены. При операциях хеджирования риск не исчезает, но он меняет своего носителя. 
 

Глава 2. Характеристика методов хеджирования риска

 

      2.1. Применение методов хеджирования  

      Методы  хеджирования имеют много потенциальных  применений. Заемщики средств могут  использовать срочные рынки, чтобы защитить себя от высоких процентов по займам. Кредиторы также могут защитить себя от падения процентных ставок, приобретя финансовые фьючерсные контракты с высокой ставкой. Управляющие портфелями могут зафиксировать цены и доходность инструментов, которые необходимо приобрести на фьючерсных рынках, и сохранить текущую номинальную стоимость активов. Потребители иностранной валюты, например, импортеры и экспортеры, финансовые организации, могут использовать валютные фьючерсы и форварды для защиты от валютного риска.

      При принятии решения по хеджированию важными  соображениями являются изменчивость процентных ставок и обменных курсов. Определенная величина процентного  риска является частью обычного финансового  риска всех банков. Использование  эффекта финансового рычага (за счет использования заемных средств) увеличивает ожидания доходов, и ради этих ожиданий они готовы смириться с повышенным риском.

      На  практике при хеджировании финансовых инструментов редко удается получить, например, фьючерсные контракты на те же инструменты. Хеджирование осуществляется путем использования контрактов, имеющих колебания цен, схожие с колебаниями цен хеджируемого инструмента. Фьючерсные контракты могут обнаружить отклонение в движении цены, поскольку лежащий в их основе инструмент отличен от хеджируемого. Тем не менее, затраты, связанные с нестабильностью базиса, присущей перекрестному хеджированию, обычно существенно меньше затрат, ожидаемых при отсутствии хеджирования.         Потенциальная эффективность такого хеджа может быть измерена посредством корреляционного анализа. Если цена хеджируемого инструмента на рынке спот имеет высокую положительную корреляцию с ценами срочного рынка, то можно ожидать, что хедж будет очень эффективен, поскольку прибыль на срочном рынке компенсирует потери в цене инструмента спот.

      Затраты на хеджирование можно разделить  на две категории:

1) Затраты на исполнение сделок – отражены в разнице между ценами покупателя и продавца на рынке. Кроме того, имеются потенциальные потери вследствие неблагоприятных изменений базиса.

2)Транзакционные издержки – включают комиссионные брокерам и альтернативные издержки, связанные с неполучением процентов по деньгам, внесенным в качестве маржи.

      Базисный  риск может быть измерен потенциалом  несовершенной ценовой корреляции. Его необходимо прибавить к затратам на сделки, выраженным в виде процента от основной суммы, подлежащей хеджированию. Если хеджирование осуществляется с использованием опционов, то премия опциона должна быть включена в затраты на хеджирование.

      Измерение эффективности хеджирования и его выгодности – это не одно и то же, хотя многие могут их отождествить. Можно определит пять различных мер эффективности хеджирования. Какую из них применить, зависит от целей хеджирования.

      1) Цель: добиться планируемого финансового результата; больше - лучше, меньше - хуже.

        Это типично для многих ситуаций  с хеджированием. Конкретным результатом  может быть планируемая ставка  инвестирования или планируемые  финансовые поступления от сделки. Эффективность хеджирования можно определить по следующей формуле: 

      Эффективность хеджирования =

,                  

      где: Tact – действительный финансовый результат;

      Ttgt – планируемый финансовый результат.

      Например, если бы средства были инвестированы  под 14,5%, а планируемая ставка составляла 15.00%, то эффективность хеджирования равнялась бы 96,67%.

      2) Цель: добиться планируемого финансового результата; меньше - лучше, больше - хуже.

        Это похоже на предыдущий случай, исключая то, что риск имеет противоположную направленность. Примеры могут включать планируемую заемную ставку или планируемую стоимость проекта. Для этого случая формула может быть переписана в виде:

      Эффективность хеджирования =

,                  

      где: Ttgt – планируемый финансовый результат;

Информация о работе Хеджирование (страхование) риска