Функции финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:34, реферат

Описание

Предметом науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Содержание

Введение.
Термин «финансы».
Функции финансов.
Заключение.
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

функции финансов.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

Финансовый контроль является деятельностью особых контро­лирующих органов. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведом­ственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления (Пре­зидент и Правительство, Федеральное Собрание, Министерство финансов. Министерство по налогам и сборам и др.). Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненнос­ти. Общегосударственный финансовый контроль также проводят законодательные органы власти, финансовые, налоговые, кредит­ные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, расходовани­ем государственных средств.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют конт­рольно-ревизионные отделы министерств и ведомств. Они прове­ряют финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансо­вые службы предприятий, учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы). В их функции входит проверка производственной и фи­нансовой деятельности предприятия и его структурных подразде­лений.         

Общественный финансовый контроль осуществляют неправи­тельственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов. К необходимости создания независи­мого финансового контроля — аудита — привело развитие ры­ночных отношений и создание акционерных форм собственности. Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ фи­нансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определе­ния ее достоверности, полноты и реальности, соответствия дей­ствующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности. Аудиторство — это принципиально новая форма контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций в на­шей стране.

Цель аудита — установление достоверности финансовой отчет­ности предприятий и организаций и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций действующим норма­тивным актам. Аудитор — не государственный служащий, а неза­висимый ревизор. Это профессионал, прошедший соответствую­щую аттестацию и получивший лицензию на право осуществле­ния аудиторской деятельности. Он должен быть честным и объективным, а его мнение и заключение — непредвзятыми и беспристрастными.

Следует различать собственно аудит как контроль и деятель­ность аудиторских фирм, которая обычно состоит не только из проверок, но и консультационных услуг в области финансов для всех предприятий и организаций по договорам на платной основе. В зависимости от целей и задач выделяются два вида аудита: вне­шний и внутренний.

Внешний аудит осуществляется на платной основе специализи­рованными аудиторскими организациями, обладающими соответ­ствующей лицензией и компетенцией, по договору с государ­ственными налоговыми или другими органами, предприятиями, пользователями — банками, иностранными партнерами, акцио­нерами, страховыми обществами и т.д. В целях обеспечения еди­ного подхода к качеству проверок и подготовки квалифицирован­ных кадров создаются различные объединения аудиторских орга­низаций: ассоциации, палаты и т.п.

Основные цели внешних аудиторских проверок таковы: про­верка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности, экс­пертиза финансово-хозяйственного состояния, оценка платежес­пособности, разработка рекомендаций по хозяйственной деятель­ности, финансовой стратегии, налоговому планированию и т.п.

Для реализации указанных целей аудиторы проверяют состоя­ние бухгалтерского учета и внутреннего контроля, устанавливают соответствие финансово-хозяйственных операций законодатель­ству, достоверность отчетности, а также оказывают услуги по ана­лизу финансово-хозяйственной деятельности, проводят консуль­тации и дают рекомендации по вопросам финансового, налогово­го, банковского и иного законодательства.

По результатам проверок аудиторы составляют заключение о достоверности финансовой отчетности. Это заключение подтвер­ждает, с одной стороны, точность и надежность представленной клиентом информации, а с другой — благополучное (или нет) по­ложение дел.

Аудиторы несут ответственность за правильность выдаваемых заключений. Кроме того, они обязаны сохранять в тайне все све­дения, полученные ими в ходе исполнения своих обязанностей, разглашение которых может нанести клиенту материальный ущерб.

Аудиторская деятельность связана с большой ответственностью как перед клиентами, так и перед государством. В своей деятель­ности аудитор руководствуется законодательством и собственны­ми хозрасчетными интересами. В условиях конкуренции в ауди­торском бизнесе это способствует повышению уровня проведения ревизий и проверок.

Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контро­ля фирм, филиалов, дочерних компаний и т.д. Они нацелены на проведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятий. Внутренний аудит должен проводиться постоянно. Только таким образом можно активно и своевременно воздействовать на ход коммерческих и финансо­вых операций, вовремя устранять недостатки в работе. Он дол­жен охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер, быть результатив­ным.

По срокам проведения финансовый контроль делится на пред­варительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, кредитных и кассо­вых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, проектов бюд­жетов и т.д. Он предшествует осуществлению хозяйственных опе­раций и призван не допускать нерационального расходования ма­териальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба дея­тельности предприятия.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе вы­полнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финан­совых операций. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности расходов, доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он произво­дится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевре­менно обнаружить и установить допущенные ошибки. Оператив­ность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Последующий финансовый контроль проводится в форме прове­рок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основные его задачи со­стоят в выявлении недостатков и упущении в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возмещении на­несенного ущерба, привлечении к административной и матери­альной ответственности виновных лиц, принятии мер по предотв­ращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисцип­лины.

Механизм финансового контроля совершенствуется и развива­ется. Перед ним ставятся новые задачи, направленные на финан­совое оздоровление экономики и совершенствование системы фи­нансовых взаимосвязей в стране.

 

         Заключение.

Рассмотрение наиболее важных сущностных характе­ристик категории финансов позволяет следующим образом сформулировать ее содержание: "Финансы представляют собой объективную экономическую категорию, характеризу­ющую организуемую государством совокупность распределительных и перераспределительных денежных отношений между отдельными экономическим субъектами, возникающих в про­цессе формирования и использования ими централизованных и децентрализованных денежных фондов с целью обеспече­ния условий эффективного осуществления процесса расши­ренного воспроизводства".

Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та "работа", которую выполняют финансы. Вопрос о количестве и содержании функций спорный. Некоторые отечественные финансисты, как, например, А. М. Бирман, выделяли три основные функции финансов: обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами, контроль рублем и распределительную функцию. А. М. Александров и Э. Л. Вознесенский утверждают, что финансы выражаются в формировании денежных фондов, использовании денежных фондов и контроле, отрицая распределительную функцию только на том основании, что функция должна быть специфичной, свойственной только данной категории и никакой другой, а распределительные отношения в обществе обслуживают различные экономические категории. И. Т. Балабанов считает, что с переходом к рыночным отношениям финансы потеряли свою распределительную функцию.
 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.     Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль.-М.:ЮНИТИ. 2003

2.     Пансков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране // Финансы. 2002. № 5.

3.     Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник.//Под ред. В.К. Сенчагова и А.И. Архипова.- М.:Проспект. 2007

4.     Финансы. Учебник.// Под ред. Л.А. Дробозиной. М. : «Финансы». 2006

5.     Финансы. Учебник.// Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской и Б.М. Сабанти. М. «Перспектива» и «Юрайт». 2007

6.     Шуляк П.Н., Белотелова. Финансы. Учебное пособие. – М.2006

 



Информация о работе Функции финансов