Функции финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 10:52, контрольная работа

Описание

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Работа состоит из  1 файл

контр.финанс.doc

— 81.00 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

ФИНАНСЫ (от французского finances — денежные средства), совокупность экономических отношений в процессе создания и использования фондов денежных средств. Возникли они, т.е. финансы, при регулярном товарно-денежном обращении  с развитием государства и его потребностей в денежных ресурсах. Государство через систему финансов (государственный бюджет, местные финансы, финансы предприятий) перераспределяет часть национального дохода в соответствии с целями экономической и социальной политики.

ФИНАНСЫ - Совокупность денежных средств государства, предприятия, а также система их формирования, распределения и использования.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА - 1) совокупность различных сфер финансовых отношений в рамках данной страны. При социализме исходное звено финансовой системы — финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей хозяйства. 2)Совокупность финансовых учреждений страны. В широком смысле охватывает и кредитные учреждения.

 

ФИНАНСОВЫЕ ГРУППЫ - крупнейшие финансово-промышленные объединения, в основе которых лежит союз нескольких семей или групп. Возникли в конце 19 — начале 20 вв. В кон. 80-х гг. в США около 30 финансовых групп, в Великобритании и Франции примерно по 10, в Японии около 7 финансовых групп.

 

ФУНКЦИЯ(от латинского functio — исполнение, осуществление) - деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений (например: функция денег, функция финансов).

 

 

Тема 1 ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ.

1 1 Функции финансов.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому  их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения  занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег  не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

Никто не отрицает, что  финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один – валовый внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).

Распределительная функция проявляется при распределении

                                             

национального дохода, когда  происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному  доходу. Основные доходы формируются  при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: первая группа — зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; вторая группа — доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще  не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения  обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

Перераспределение национального  дохода связано: с межотраслевым  и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении  и перераспределении национального  дохода, финансы способствуют трансформации  пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления — с другой.

Перераспределение национального  дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного  хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности, классами и социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП), совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

С помощью финансов государство  осуществляет распределение общественного  продукта не только в натурально-денежной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного производства.

Финансы выполняют также  контрольную функцию. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовой контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового  контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной  системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется  также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.

Финансы выполняют также контрольную  функцию. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов  и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения  финансовой контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется  также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового  планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения  и использования общественного  продукта и национального дохода. Их контрольная функция проявляется  во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходами, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Объектом контрольной функции  финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.

Одна из важных задач финансового  контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной  системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Регулирующая функция связана  с вмешательством государства через  финансы (государственные расходы, налоги, кредиты) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики  и социальных отношений используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Хотя финансы относятся к  базисной категории, они во многом зависят  от проводимой правительством политики.

 

1 2. Взаимосвязь финансов.

Финансы, участвуя в распределении и перераспределении валового общественного продукта и национального дохода, взаимодействуют с другими стоимостными (денежными) категориями распределения -ценой, кредитом, оплатой труда, страхованием. Эти денежные категории также участвуют в распределительном процессе, как и в других стадиях воспроизводственного цикла. Однако мера и формы их участия неодинаковы. Каждая из названных категорий занимает свое особое место в системе распределительных и других воспроизводственных отношений, участвуя присущими только ей методами и способами в едином процессе распределения общественного продукта и национального дохода.

Цена выступает как  исходная категория стоимостного распределения, опосредуя переход продукта труда  из натурально-вещественной формы в денежную, и его движение от одного владельца к другому на основе актов купли-продажи. В процессе распределения могут возникнуть отклонения цен от стоимости, определяемой общественно необходимыми затратами труда, в результате чего у одних производителей реализуется большая стоимость, а у других - меньшая. В таком случае в перераспределительный процесс вступают финансы со своими методами: они изымают часть стоимости (например, с помощью акцизов, налогов на экспорт или импорт, таможенных пошлин) или передают недополученную часть стоимости путем субвенций (дотаций), бюджетного или отраслевого финансирования. Следует иметь в виду, что отклонение цен от стоимости может сознательно устанавливаться государством при проведении политики цен (регулируемые цены, социально низкие цены, цены, определяемые высоким спросом, - монопольные цены). В условиях рынка преобладают свободные цены, формируемые спросом и предложением товаров, услуг.

Однако действие цены не вызывает непосредственного образования фондов, она выступает инструментом товарного производства и обращения. Акт обмена есть одновременно продажа (для одного) и покупка (для другого). При неэквивалентной продаже товаров уменьшается или увеличивается доля «т», а при неэквивалентной покупке изменяются объем и пропорция «с» и «v» нового товара. Цена воздействует на величину и структуру фонда возмещения, а следовательно, и на прибыль.

С помощью финансов корректируется процесс распределения, начатый  ценой, с учетом условий движения стоимости, заданной хозяйственными планами и пропорциями. Если с помощью цен формируется в целом выручка от реализации продукции, то финансовое распределение расщепляет эту выручку по целевым фондам денежных средств, предназначенных для дальнейшего использования. Таким образом, финансовые методы распределения более гибки, они обеспечивают большую адресность в этом процессе. Различна степень широты распределения: если цена распределяет только часть стоимости в виде отклонения ее от общественно необходимых затрат или отклонения последних от индивидуальных затрат, то финансы перераспределяют всю стоимость продукта.

Информация о работе Функции финансов