Формы, методы и условия реализации финансовой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание

Целью финансовой политики является, наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей, развития общества.
Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.
Большое внимание при разработке финансовой политики уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов

Содержание

1 Сущность и цель финансовой политики 5
1.1 Элементы и звенья финансовой политики 6
1.2 Виды и типы финансовой политики, ее развитие 10
2 Механизм реализации финансовой политики 12
3 Тенденции и перспективы финансовой политики России 21
4 Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе 25
Заключение 28
Список использованных источников 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по финансам.doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)

В реальной действительности финансовая политика последнего десятилетия была направлена на быстрое изменение социального строя общества. Цель эта в основном достигнута. Возврат к централизованно распределительной системе уже невозможен. Другой вопрос – какой ценой достигнут этот результат и каковы перспективы повышения жизненного уровня населения, учитывая, что доходы его в целом имеют тенденцию к сокращению.

В настоящее время очевидно, что проведение реформ можно было осуществить  с меньшими издержками для значительной части населения страны посредством проведения сбалансированной финансовой политики, предполагающей учет интересов всех участников рыночных преобразований.

В России проводится специфический тип финансовой политики, характеризующийся жестким принудительным воздействием государства на сферу денежного обращения, государственные расходы и доходы бюджетных отраслей и учреждений. В отношении частного сектора реализуется политика либерализации, что, однако, не должно было бы противопоставляться государству, особенно в условиях глобализации мировой экономики и финансовых процессов.

Эффективность финансовой политики характеризуется критериями, которые выражают степень реализации стратегической (главной) целевой функции этой политики с учетом ее типологии и фактора времени. Оценка зависит от того, кто является ее главным творцом, с каких позиций она оценивается.

Критерием эффективности финансовой политики должна стать степень реализации целей и задач, обозначенных в президентском послании Федеральному Собранию РФ: как минимум удвоение ВВП до 2010 г.; создание современной сильной российской экономики и эффективного государства; преодоление бедности. Эти цели преломляются в системе настройки финансовых инструментов, направленности и росте потенциала бюджетных потоков, возрастающем использовании ресурсов страны в решении задач развития социально-трудовой сферы. Социальные критерии эффективности финансовой политики так же приоритетны, как и обеспечение эффективного баланса финансовых потоков от сферы производства товаров и услуг к бюджетной системе (налоги) и от бюджетной системы к отраслям национальной экономики (возврат части ресурсов на восстановление и развитие доходообразующих отраслей). Бюджетная система - это посреднический механизм, обеспечивающий интересы развития производственно-трудовой сферы, социальной сферы и сектора домашних хозяйств (населения).

За тенденцией сокращения государственных доходов и расходов следует свертывание программ поддержки новых отраслей, выравнивания социально-экономического развития регионов, наступление на реальные доходы населения. Из источников их формирования изымаются социальные трансферты, а в расходы населения включаются новые затраты, связанные с так называемой политикой модернизации бюджетной сферы и структурными реформами в российской экономике.

Например, жилищно-коммунальная реформа продвигается лишь в двух направлениях: повышения тарифов на услуги предприятий ЖКХ и перекладывания коммунальных расходов на население. Расходы консолидированного бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство снизились с 4,2% ВВП в 1995 г. до 2,2% в 2001 г. Прогнозируется их дальнейшее сокращение. Федеральный бюджет уже ряд лет не выделяет ассигнований по статье "Жилищно-коммунальное хозяйство".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данный момент Россия идет по сложному пути реформ. Политика, проводимая правительством в области финансов, содержит как положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Большое, зачастую негативное воздействие на нее оказывают политические аспекты экономических решений. Мешают адекватной оценке экономической ситуации также требования сельскохозяйственного, промышленного и военного лобби.

Если многие страны идут по пути "социализации" своих бюджетных расходов, то в России проводимая финансовая политика породила противоположную тенденцию. Факторы социальной политики приобретают все большее значение в обеспечении поступательного развития стран с рыночной экономикой. Объективная потребность в перераспределении ресурсов через механизмы бюджетной системы отражается в высокой доле социальных программ в валовых расходах бюджетов центрального правительства.

          Чтобы преодолеть негативные тенденции в социальной политике, необходимо изменить типологию финансовой политики, усилить ее положительную социальную функцию. Эффективная финансовая политика должна стать рычагом формирования в России социально ориентированной рыночной экономики.

              В финансовой политике необходимо единство действий исходя из взаимообусловленности динамики стоимостных и натурально-вещественных потоков товаров и услуг, обеспечения основной народнохозяйственной пропорции расширенного воспроизводства - между производством, текущим потреблением и накоплением общественного продукта.

Следует изменить воспроизводственную сущность финансовой политики, которая ныне направлена на всемерное стимулирование сферы обращения в ущерб развитого производства потребительских и инвестиционных товаров. В результате, за истекшие годы произошел весьма значительный прирост количества рыночных структур в сфере коммерции, продажи и перепродажи, оказания финансовых услуг и т.д., тогда как число непосредственных производителей увеличилось в несравненно меньшей степени. Объемы коммерческих услуг возросли в десятки раз, а производство продукции из года в год весьма значительно уменьшалось при гипертрофированном повышении цен.

Дальнейшее сохранение протекционизма в финансовой политике по отношению к сфере распределения не допустимо со всех позиций. В экономическом смысле оно не дает реального выигрыша, ибо капиталы используются не на увеличение товарного наполнения рынка, а на воспроизводство все тех же финансовых структур. В социально-психологическом плане такая политика усиливает напряженность в обществе, способствую расширению слоя рантье и углублению социальных противоречий.

Реформирование финансовой политики должно затронуть всю систему регуляторов – ценностные, налоговые, кредитные, эмиссионные и другие инструменты   регулирования   экономики. Эти регуляторы должны реализовывать новые методы финансирования и кредитования экономики, управления структурной и инвестиционной политикой, доходом и накоплением, вовлечения финансовых средств в бюджет, организовывать их обращение не только по отраслевым и ведомственным вертикалям, но и по горизонтали между предприятиями, их ассоциациями, регионами.

Финансовая политика должна быть органически вписана во все мероприятия структурной реформы, воспроизводственного процесса – по преобразованию экономической, социальной, материально-вещественной, организационной структур общественного производства. Ближайшие цели структурной политики – это преодоление спада производства, падения жизненного уровня наиболее активной части трудоспособного населения, восстановление инвестиционной деятельности.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.  Бабич А.М. Павлова Л.Н. Финансы, М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2006.

2. Булатова А. С. Экономика: учебник, М.: ЮНИТИ, 2004.

3. Живалов В.Н.  Финансовая система России, М.: Экономика, 1999.

4. Колесов А. С. Финансовая политика: цели и задачи // Финансы, 2002. №10.

5. Пансков  В. Г. Финансовая   стабилизация  // Финансы, 2004,  № 6.

6. Поляк Г.Б. Финансы, М.: ЮНИТИ, 2003.

7. Радионова В.М., Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др. М.: Финансы и статистика, 2005.

8. Сенчагов В.К. Стратегия государственной денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики // Вопросы экономики, 2006. № 6.

9. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. М.: Финансы и статистика, 2004.

10. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.

11. Финансы: Учебник для вузов/ Под. ред. проф. М.В.Романовского и др, - М.: Юрайт – М, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Формы, методы и условия реализации финансовой политики