Формирование собственных инвестиционных ресурсов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание

Инвестиционные ресурсы предприятия представляют собой все формы капитала, привлекаемого для вложений в объекты реального и финансового инвестирования.
Основной целью формирования инвестиционных ресурсов предприятия является удовлетворение потребности в приобретении необходимых инвестиционных активов и оптимизация их структуры с позиции обеспечения эффективных результатов инвестиционной деятельности.
Суть стратегии формирования инвестиционных ресурсов заключается в обеспечении необходимого уровня самофинансирования инвестиционной деятельности предприятия и наиболее эффективных форм привлечения заемного капитала из различных источников осуществления инвестиций.
Эффективная деятельность предприятий в долгосрочной перспективе, обеспечение высоких темпов их развития и повышения конкурент

Содержание

Введение
1. Технико-экономическая характеристика производственной
деятельности предприятия
1.1 Организационная структура предприятия
1.2 Технико-экономические показатели предприятия
1.3 Инвестиционная деятельность предприятия
2. Формирование собственных инвестиционных ресурсов
предприятия
2.1 Определение общей потребности в собственных
инвестиционных ресурсах
2.2 Роль прибыли как источника финансирования инвестиций
2.3 Управление формированием операционной прибыли
2.4 Операционный леверидж
3. Амортизационные отчисления
3.1 Возможность использования амортизационных отчислений
как источника инвестирования
3.2 Влияние нормы амортизации на формирование прибыли
и суммы амортизационной политики
4 Задача

Работа состоит из  1 файл

фид.doc

— 375.50 Кб (Скачать документ)
 

   Разделение  всей совокупности операционных затрат предприятия на постоянные и переменные их виды позволяет использовать механизм управления операционной прибылью, известный  как «операционный леверидж».

     В наиболее общем виде леверидж можно  представить как процесс управления активами и пассивами предприятия, направленный на возрастание прибыли. Буквально — это рычаг для  подъема тяжестей, т. е. некий фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей, дать так называемый леверажный эффект, или эффект рычага.

     Оценка  уровня левериджа позволяет выявить  возможности изменения показателей  рентабельности, степень риска, чувствительность прибыли к изменениям внутрипроизводственных факторов и ситуации на рынке. А так как факторы, влияющие на прибыль, подразделяются на производственные и финансовые, соответственно различают области действия финансового и производственного рычага.

     Производственный леверидж (операционный рычаг) — это потенциальная возможность влиять на балансовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции (постоянные и переменные расходы, оптимизация).

     Действие  операционного левериджа основано на том, что наличие в составе операционных затрат любой суммы постоянных их видов приводит к тому, что при изменении объема реализации продукции, сумма операционной прибыли всегда изменяется более высокими темпами. Иными словами, постоянные операционные затраты самим фактом своего существования вызывают непропорционально более высокое изменение суммы операционной прибыли предприятия при любом изменении объема реализации продукции.

     Анализ  безубыточности производства построен на аналитическом представлении  модели безубыточности (формулы безубыточности):

Выручка = Затраты

Из этой формулы выводятся все базовые  параметры, необходимые для проведения указанного вида анализа:

- критический (безубыточный) объем производства = порог рентабельности;

- критическое значение цены реализации;

- критическое значение постоянных затрат;

- критическое значение переменных затрат.

     По  каждому из этих параметров рассчитывается маржа безопасности — процентное соотношение плановой, или фактической  и критической величины параметра. Для объема производства эта маржа называется запасом финансовой прочности предприятия. Он показывает, на сколько процентов при изменении ситуации на рынке может упасть объем производства вплоть до критического показателя.

     Важными понятиями в управлении объемом  производства через изменение структуры затрат являются:

- контрибуционная маржа (маржинальный доход) — это разница между ценой и удельными переменными затратами;

- критический объем производства — это количество продукции, суммарный маржинальный доход от реализации которой покрывает условно-постоянные расходы. При этом объем реализации в натуральных единицах (X1 ), который обеспечивает заданный валовой доход, рассчитывается по формуле:

     Соотношение постоянных и переменных операционных затрат предприятия, позволяющее «включать» механизм операционного левериджа с различной интенсивностью воздействия на операционную прибыль предприятия, характеризуется «коэффициентом операционного левериджа», который рассчитывается по следующей формуле:

,

где КОЛ  — коэффициент операционного левериджа;

Ипост  — сумма постоянных операционных издержек;

И0  —  общая сумма операционных издержек.

     Чем выше значение коэффициента операционного  левериджа на предприятии, тем в  большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема реализации продукции.

     Конкретное  соотношение прироста суммы операционной прибыли и суммы объема реализации, достигаемое при определенном коэффициенте операционного левериджа, характеризуется  показателем «эффект операционного левериджа». Принципиальная формула расчета этого показателя имеет вид:  

,

где ЭОЛ — эффект операционного левериджа, достигаемый при конкретном значении его коэффициента на предприятии;

∆ВОП  — темп прироста валовой операционной прибыли, в %;

∆ОР  — темп прироста объема реализации продукции, в %.

Задавая тот или иной темп прироста объема реализации продукции, мы всегда можем, используя указанную формулу, определить, в каких размерах возрастет сумма  операционной прибыли при сложившемся на предприятии коэффициенте операционного левериджа. Различия в достигаемом эффекте на разных предприятиях будут определяться при этом различиями в соотношении их постоянных и переменных операционных затрат, отражаемыми коэффициентом операционного левериджа.

     Приведенная выше принципиальная формула расчета  эффекта операционного левериджа  имеет ряд модификаций.

     Так, в целях управления маржинальной прибылью предприятия эффект операционного  левериджа может быть выражен  следующими формулами:

 или , ,

где ЭОЛ — эффект операционного левериджа;

∆ МП —  темп прироста маржинальной операционной прибыли, в %;

∆ ВОП  — темп прироста валовой операционной прибыли, в %;

∆ ОР —  темп прироста объема реализации продукции, в %.

     В целях исключения влияния налоговых платежей, включаемых в цену продукции и уплачиваемых за счет валового дохода, расчет эффекта операционного левериджа может быть произведен по следующей формуле:

,где  ЭОЛ  — эффект операционного левериджа;

∆ ВОП  — темп прироста валовой операционной прибыли, в %;

∆ ЧОД  — темп прироста чистого операционного  дохода.

Имеются и другие более сложные модификации  формулы расчета эффекта операционного  левериджа, Однако, несмотря на различия алгоритмов определения эффекта  операционного левериджа, содержание механизма управления операционной прибылью путем воздействия на соотношение постоянных и переменных издержек предприятия остается неизменным.

     В конкретных ситуациях операционной деятельности предприятия проявление механизма операционного левериджа  имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования для управления прибылью. Основные из этих особенностей перечислены ниже.

     Положительное воздействие операционного левериджа  начинает проявляться лишь после  того, как предприятие преодолело точку безубыточности своей операционной деятельности. Для того, чтобы положительный эффект операционного левериджа начал проявляться, предприятие вначале должно получить достаточный размер маржинальной прибыли, чтобы покрыть свои постоянные операционные расходы (т.е. обеспечить равенство: МП = Ипост ). Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные операционные затраты независимо от конкретного объема реализации продукции, поэтому чем выше сумма постоянных издержек и коэффициент операционного левериджа, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности.

     После преодоления точки безубыточности, чем выше коэффициент операционного  левериджа, тем большей силой  воздействия на прирост прибыли  будет обладать предприятие, наращивая объем реализации продукции. Т.е. при одинаковых темпах прироста объема реализации продукции на предприятии с более высоким коэффициентом операционного левериджа сумма операционной прибыли возрастает более высокими темпами после преодоления точки безубыточности, чем на предприятии с меньшим значением коэффициента операционного левериджа.

     Наибольшее  положительное воздействие операционного  левериджа достигается в поле, максимально приближенном к точке  безубыточности (после ее преодоления). По мере дальнейшего наращения объема реализации продукции и удаления от точки безубыточности эффект операционного левериджа начинает снижаться. Иными словами, каждый последующий процент прироста объема реализации продукции будет приводить ко все меньшему темпу прироста суммы операционной прибыли.

     Механизм  операционного левериджа имеет  и обратную направленность — при  любом снижении объема реализации продукции  в еще большей степени будет  уменьшаться размер валовой операционной прибыли. При этом пропорции такого снижения зависят от значения коэффициента операционного левериджа: чем выше это значение, тем более высокими темпами будет уменьшаться сумма валовой операционной прибыли по отношению к темпам снижения объема реализации продукции.

     Эффект  операционного левериджа стабилен только в коротком периоде. Это определяется тем, что операционные затраты, относимые к составу постоянных, остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе наращения объема реализации продукции происходит очередной скачок суммы постоянных операционных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою операционную деятельность.

     Понимание механизма проявления операционного  левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных издержек в целях повышения эффективности операционной деятельности. Это управление сводится к изменению значения коэффициента операционного левериджа при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадиях жизненного цикла предприятия.

     Управление  операционным левериджем может осуществляться путем воздействия как на постоянные, так и на переменные операционные затраты.

     При управлении постоянными затратами  следует иметь в виду, что высокий  их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями осуществления операционной деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокий коэффициент операционного левериджа, теряют гибкость в управлении своими издержками.

     На  каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных операционных затрат. К числу таких резервов можно отнести существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений; широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность; сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и некоторые другие.

     При управлении переменными затратами  основным ориентиром должно быть обеспечение  постоянной их экономии, т.к. между суммой этих затрат и объемом производства и реализации продукции существует прямая зависимость. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда; сокращение размера запасов сырья, материалов, готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие. 

    1. Амортизационные отчисления

3.1. Возможность  использования амортизационных  отчислений как источника инвестирования 

       При дефиците собственных ресурсов предприятий, нехватке оборотных средств, кризисе неплатежей существенно снизились возможности использования амортизационных отчислений как источника инвестирования.

       В процессе эксплуатации основные средства постепенно изнашиваются, т.е. утрачивают свои первоначальные физические свойства, в результате понижается их реальная балансовая стоимость.

       Различают физический (материальный) износ и  стоимостной износ, включающий, кроме  денежного выражения физического  износа, определенную величину морального износа. Стоимостной износ возмещается путем накапливания средств, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в форме амортизационных отчислений. Величина последних зависит от балансовой стоимости основных средств и установленных норм их амортизации. Обычно норму амортизации определяют в процентах к балансовой стоимости и дифференцируют исходя из вида основных средств и условий их эксплуатации. Стоимостной износ не начисляется по полностью амортизированным объектам, даже если они продолжают нормально функционировать (за исключением зданий и сооружений). В большинстве случаев нормы амортизации были определены по группам основных средств, состоящих из множества инвентарных объектов. При наличии у предприятия оборудования, на которое отсутствуют установленные нормы, амортизация начисляется по нормам на аналогичные объекты.

Информация о работе Формирование собственных инвестиционных ресурсов предприятия