Формирование рынка ценных бумаг в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 20:09, контрольная работа

Описание

Ценные бумаги существуют как особый товар, который должен иметь свой рынок с присущей ему организацией и правилами работы на нем. Однако товары, продаваемые на рынке ценных бумаг, являются товаром особого рода, поскольку ценные бумаги - это лишь титул собственности, документы, дающие право на доход, но не реальный капитал. Обособление рынка ценных бумаг определяется именно этим их качеством, и рынок характеризуется по большей части свободной и легко доступной передачей ценных бумаг одним владельцем другому.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Понятие рынка ценных бумаг и его место в рыночной экономике 5
2.Этапы становления и развития рынка ценных бумаг, тенденции его развития 9
2.1.Этапы становления и развития рынка ценных бумаг. 9
2.2.Тенденции развития рынка ценных бумаг в РФ. 18
3.Структура и регулирование рынка ценных бумаг в РФ 23
3.1. Функции и структура рынка ценных бумаг 23
3.2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Работа состоит из  1 файл

РЦБ в россии.doc

— 247.50 Кб (Скачать документ)

       С конца 2000 г. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг установила, что за рассмотрение документов на получение лицензии соискателю нужно уплатить сбор в размере 3 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). В случае положительного решения за получение лицензии взимается сбор в размере 10 МРОТ.

       Для получения лицензии компания-соискатель должна иметь минимальный собственный  капитал. Его размер зависит от видов  деятельности. Минимальный собственный капитал профессионального участника рынка ценных бумаг должен составлять (млн руб.):

  • брокерская деятельность - 0,42;
  • дилерская деятельность - 0,67;
  • брокерская лицензия для работы с физическими лицами -1,68;
  • деятельность по управлению ценными бумагами-2,92;
  • депозитарная деятельность - 6,26;
  • клиринговая деятельность - 835;
  • деятельность по организации торговли ценными бумагами (некоммерческие организации) - 83;
  • деятельность по организации торговли ценными бумагами (коммерческие организации) -16,7.

       Система органов государственного регулирования  рынка ценных бумаг во многом определяется тем, какова модель организации финансового рынка страны. В странах, где преобладающей является банковская («немецкая») модель организации финансового рынка, функция регулирования фондового рынка возлагается на органы банковского надзора и центральный банк. В странах с небанковской моделью организации финансового рынка («американской») обычно создаются специальные органы — комиссии по ценным бумагам. В некоторых странах со «смешанной» моделью организации финансовой системы функции координирующего органа по регулированию фондового рынка возлагаются на министерство финансов или другие органы.

       Органом государственного регулирования рынка  ценных бумаг в США является Комиссия по ценным бумагам и биржам, которая была создана в 1934 г. на основании принятого в том же году Закона о ценных бумагах (Securities Exchange Act), в котором были установлены основные правила торговли ценными бумагами. Первоначально Комиссия регулировала деятельность фондовых бирж, инвестиционных компаний, инвестиционных консультантов, брокеров и дилеров, а с 1939 г. — и деятельность трастовых компаний. В 1975 г. в связи с принятием дополнения к закону 1934 г. в ведение Комиссии была отнесена деятельность клиринговых организаций и небанковских трансфер-агентов. Что касается банков, выступающих трансфер-агентами на рынке ценных бумаг, то их деятельность также регулируется Комиссией по ценным бумагам и биржам, но совместно с органами регулирования банковской деятельности.

       В России складывается модель регулирования  фондового рынка, которая тяготеет к американской модели. Так, распоряжением Президента Российской Федерации от 9 марта 1993 г. № 163-рп было утверждено положение о Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам — коллегиальном органе при Президенте Российской Федерации, организующем разработку системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка ценных бумаг в России, а также защите интересов инвесторов и эмитентов ценных бумаг.

       В дальнейшем Указом Президента РФ от 4 ноября 19! эта комиссия была преобразована в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации с сохранением ее прежних функций.

       В тексте Федерального закона «О рынке  ценных бумаг» (в ред. 1996 г.) название Комиссии было несколько изменено - она стала именоваться Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). В декабре 2002 г. в связи с принятием поправок к указанному Закону Федеральная комиссия получила новое название - Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной  власти» Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг была ликвидирована, а ее функции переданы в Федеральную службу по финансовым рынкам. В   Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (в настоящее время - Федеральная служба по финансовым рынкам):

  • осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
  • утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, порядок государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и государственной регистрации отчетов об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг;
  • разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
  • устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, расчетно-депозитарной деятельности и к порядку ведения реестра;
  • осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
  • осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
  • обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг;
  • обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
  • утверждает квалификационные требования, предъявляемые к руководителям и сотрудникам (работникам) профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляет их аттестацию.

       Система регулирования фондового рынка со стороны государства дополняется регулированием со стороны саморегулируемых организаций. Соотношение этих двух способов регулирования во многом зависит от того, какая концепция положена в основу регулирования рынка. В некоторых странах (примером которых может служить Франция) регулирование в основном осуществляется органами государственной власти, лишь некоторая часть функций передается саморегулируемым организациям. В ряде других стран функции по регулированию рынка в большей степени могут осуществляться саморегулируемыми организациями.

       Саморегулируемой  организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг в России согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» признается добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Федеральным законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации.

       Саморегулируемая  организация учреждается профессиональными  участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

       Саморегулируемая  организация устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

       Организация, учрежденная не менее чем 10 профессиональными Участниками рынка ценных бумаг, вправе подать в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг заявление о приобретении ею статуса Саморегулируемой организации и приобретает такой статус на основании разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

       Для получения разрешения в федеральный  орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг представляются:

  • заверенные копии документов о создании саморегулируемой организации;
  • правила и положения организации, принятые ее членами и обязательные для исполнения всеми членами саморегулируемой организации.

       В настоящее время в России действуют  такие саморегулируемые организации, как: Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), которая насчитывает около 1000 членов, и Национальная фондовая ассоциация (НФА), объединяющая в своих рядах около 200 членов.[3 с. 143.]

         

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Несмотря  на большие трудности - законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, далеко от совершенства, сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства в России. По мнению экспертов, российский рынок ценных бумаг должен развиваться в следующих направлениях:

  1. Развитой рынок ценных бумаг обычно имеет доступ к фондам, 
    формируемым различными типами институциональных инвесторов. Рынок 
    ценных бумаг может расти, если такие институты будут созданы.
  2. Консультационные   и   управленческие   услуги,   способствующие государственным капиталовложениям в инвестиционные фонды, страхование вкладов и других видов сбережений требуют соответствующей законодательной, регламентационной, образовательной и технической поддержки.
  3. Законодательство о фирмах должно гарантировать, что правление акционерных предприятий защищает интересы широкого круга инвесторов. Это предполагает определение обязанностей руководителей и установление контроля для предотвращения разного рода махинаций.
  4. Особой проблемой для государства остается защита интересов вкладчиков негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний. Для ее решения органы, регулирующие деятельность этих финансовых институтов, должны разработать нормативы обязательных инвестиций и наиболее ликвидные и надежные ценные бумаги.

       С помощью вышеперечисленных пунктов  и разумных действий правительства российский рынок ценных бумаг сможет вплотную приблизиться к мировым стандартам.

       Из  рассмотренного материала я сделал вывод, что российский рынок ценных бумаг развивается более или менее динамично. Искушенные западные профессионалы высоко оценивают потенциал российского рынка, и я надеюсь, что политическая и экономическая стабильность позволит России в ближайшем будущем стать одним из крупнейших финансовых центров мира.

 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части  первая и вторая) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г.). Глава 7 "Ценные бумаги.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г.). Глава 7 "Ценные бумаги.
  3. Федеральный закон  № 39 ФЗ “О рынке ценных бумаг” от 25.04.1996 г. (с изменениями и дополнениями ).
  4. Белой А.Г., Рынок ценных бумаг учебник для вузов.– М.: Изд-во Проспект, 2006. – с. 251
  5. Бердникова Т. Б. Рынок ценных бумаг: - М.: Изд-во Инфра-М, 2004. –с. 215
  6. Галанова В. А, Басова A. Г., Рынок ценных бумаг: - М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 1996. – с. 243
  7. Галанова В. А., Басова А. И. Биржевое дело. - М.: Финансы и статистика, 2000.
  8. Ильин А.Е., Соловьева Т.Н. Практикум по рынку ценных бумаг: – М.: Изд-во Дрофа, 2005. – с. 361
  9. Карпов Н. Итоги 2006 года//Аудиторы и консультанты, 2007 г., № 4, с. 11
  10. Кузнецова Л. Г. Структура и операции финансового рынка. – Хабаровск: Изд-во «РИОТПИ» Хабаровской краевой типографии, 2005. – с. 416.
  11. Лученко В. А. Политэкономика: учебник для ВУЗов. – М.: Изд-во Дрофа, 2002. – с. 411.
  12. Лялин В.А., Воробьев П.В. Ценные бумаги: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005. –с. 421
  13. Андреев А. Прогноз рынка ценных бумаг на 2007 год / Отчет, подготовленный компанией ИФК «Солид», декабрь 2006., – с. 32-34
  14. Боровкова В. Л. Рынок ценных бумаг: – М.: Изд-во Питер, 2006. – 365 с.
  15. Галыгин А. Г. Ценные бумаги и фондовая биржа: / Под ред.– М.: Филинъ, 2005. – 210 с.
  16. Тодаро М.П. Экономическое развитие. – М.: ЮНИТИ, 1997.-с. 342.
  17. Каратуев А.Г. Ценные бумаги: виды и разновидности. Учеб. Пособие. М.: РДЛ, 1998
  18. Кураков В.Л. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Российской Федерации. – М.: Пресс-сервис,1998
  19. Фельдман А.Б. Основы рынка производных ценных бумаг : Учебно-практическое пособие. – М.: ИНФРА –М,2000
  20. Рынок ценных бумаг: шаг России в информационное общество /Под ред. Н.Т. клещева. – М.: Экономика, 1997

Информация о работе Формирование рынка ценных бумаг в РФ