Формирование и планирование прибыли от реализации продукции: состояние и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 17:20, курсовая работа

Описание

Вся деятельность предприятия направлена на достижение целей: на макроуровне - удовлетворить потребность общества в конкретной продукции или услуге, на микроуровне - получить прибыль. Ориентируясь на желаемый уровень прибыли, разрабатываются планы, предусматривающие необходимые мероприятия по достижению требуемой величины прибыли. Без ее оценки не могут быть утверждены к исполнению прогнозируемые мероприятия.

Работа состоит из  1 файл

Финансы предприятий.doc

— 248.00 Кб (Скачать документ)

Таблица 5. Затраты на производство продукции по элементам

Показатель Предыдущий  
год
Отчетный  
год
Сумма,  
тыс.  
руб.
Уд.  
вес,  
% к  
итогу  
затрат
Сумма,  
тыс.  
руб.
Уд.  
вес,  
% к  
итогу  
затрат
1. Затраты  на производство продукции 273347 100 281394 100
В том  числе:        
2. Материальные  затраты,  183966 67,3 192460 68,4
3. Затраты  на оплату труда 49005 17,9 52859 18,8
4. Отчисления  на социальные 10451 3,8 11232 4,0
5. Амортизация  основных 17059 6,2 16689 5,9
6. Прочие  расходы 13236 4,8 7784 2,8
7Изменение остатков (прирост (+), уменьшение(-):

незавершенного  производства

-1655   -498  
Расходов  будущих периодов        
Резерв  предстоящих расходов 9983   1983  
 

    1.3.3. Понятие и действующая модель формирования прибыли от реализации продукции на предприятии.

    Главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия, с  целью осуществления которой  оно создано. Характер этой деятельности определяется спецификой отраслевой принадлежности предприятия. Ее основу составляет производственно- коммерческая деятельность, которая дополняется финансовой и инвестиционной деятельностью.

    Прибыль от продажи продукции, работ, услуг  определяется как разница между  выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), себестоимостью проданных товаров, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов.

    Важнейшими  факторами, влияющими на сумму прибыли  от продажи продукции, работ, услуг, являются:

    - изменение объема продажи продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;

    - изменение структуры ассортимента реализованной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;

    - изменение себестоимости продукции. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;

    - изменение цены реализации продукции.  При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

    Результаты  факторного анализа прибыли от продажи  позволяют оценить резервы повышения  эффективности производства и принять  обоснованные управленческие решения.

    Оценка  вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).

    Анализ  прибыли от продажи продукции, работ, услуг проводят на основе следующих данных (табл. 6).

Таблица 6.

Показатели За предыдущий год За отчетный год Абсолютный  прирост В % к предыдущему  году
  1 2 3=2-1 4=3/1*100
1.Выручка  от продажи, работ, услуг 209967 228440 228440 8,8
2. Себестоимость  продукции 176592 187735 187735 6,3
3.Коммерческие  расходы - - - -
4. Управленческие  расходы - - - -
5. Прибыль  от продажи продукции, работ, услуг 33375 40705 7330 22,0
 

    1.4. Финансовое планирование прибыли от реализации продукции  на предприятии.

    Планирование  выручки от реализации необходимо для определения прибыли, составления оперативных финансовых планов (платежного баланса, консолидированного и функциональных бюджетов). Планирование выручки от реализации подчинено главной цели – управлению прибылью и обеспечивается системой мероприятий по расчету отдельных видов доходов. Главными исходными предпосылками планирования являются:

    - разработанная производственная  программа, которая определяет  объем производимой продукции  (на квартал, полугодие, год);

    - целевая сумма операционной прибыли;

    - разработанная ценовая политика.

    Этапы планирования выручки следующие:

    - анализ выручки в отчетном (предплановом) периоде;

    - оценка и прогнозирование конъюнктуры  товарного рынка;

    - расчет плановой величины выручки;  разработка мероприятий по обеспечению выполнения плана по выручке от реализации продукции.

    Общая модель расчета плановой выручки  от реализации продукции (ВР) следующая:

    ВР = О1 + Т – О2,

    где  О1 – остатки готовых изделий на складе и в отгрузке на начало планируемого периода (квартала, года);

    Т – выпуск продукции по плану предприятия  в свободных оптовых ценах (с  НДС и акцизами);

    О2 – прогнозируемые остатки нереализованной продукции на складе и в отгрузке на конец расчетного периода.

    В бухгалтерском учете входные  остатки нереализованной продукции показываются по производственной себестоимости. Для их оценки в ценах реализации используется коэффициент пересчета, определяемый по формуле:

     .

    Планирование  чистой выручки от реализации (ЧВР) на основе разработанной производственной программы осуществляется по формуле:

    ЧВР = ВВР·(100 – СНДС),

    где ВВР – плановая сумма валовой  выручки от реализации;

    СНДС  – ставки налога на добавленную  стоимость и других косвенных налогов, уплачиваемых за счет ВВР, %.

    Система мер по обеспечению выполнения плана  по выручке от реализации продукции  включает следующие основные направления:

    проведение  эффективной ценовой политики, обеспечивающей формирование в достаточном объеме выручки от реализации;

    использование благоприятной конъюнктуры товарного  рынка;

    предоставление  коммерческого кредита и ценовых  скидок покупателям для стимулирования реализации товаров;

    повышение уровня сервисного (послепродажного) обслуживания покупателей;

    развитие  рекламной и информационной деятельности на товарном рынке;

    доведение разработанных планов (бюджетов) до центров ответственности за доходы и прибыль, а также контроль за их осуществлением.

    Процесс планирования прибыли от реализации продукции:

    - планирование выручки от реализации.

    Планирование  выручки необходимо для определения  плана прибыли и плановых платежей в бюджет. От обоснованности расчета плановой выручки во многом зависит реальность всех других финансовых показателей.

    Планирование  выручки от реализации продукции может осуществляться на предстоящий год, квартал и оперативно. Годовое планирование выручки возможно при стабильной экономической ситуации. В нестабильной ситуации оно затруднено и неэффективно, поэтому приходится использовать квартальное планирование.

    - себестоимость реализуемой продукции.

    Себестоимость реализуемой продукции представляет собой полную себестоимость товарной продукции минус прирост плюс уменьшение себестоимости остатков нереализованной продукции в  планируемом периоде.

    Планирование себестоимости продукции на предприятии имеет важное значение, т. к. позволяет знать, какие затраты потребуются предприятию на выпуск и реализацию продукции, какие финансовые результаты можно ожидать в плановом периоде.

    - финансовый результат от прибыли.

    Финансовый  результат- это отражение изменения  собственного капитала за определенный период в результате производственно-финансовой деятельности организации.

    Финансовый  результат определяют по счету 99 “Прибыли и убытки”. По кредиту этого счета  отражают доходы и прибыли, а по дебету - расходы и убытки. Хозяйственные операции отражают на счете 99 по так называемому кумулятивному принципу, то есть нарастающим итогом с начала года. 

    1.4.1 Этапы и методы планирования прибыли от реализации продукции.

    Основными методами планирования прибыли от реализации товарной продукции являются метод прямого счета и аналитический метод.

    Метод прямого счета наиболее широко распространен в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.

    Расчет  ведется по формуле:

    П = (В × Ц) – (В × С), где П – плановая прибыль; В – выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении; Ц – цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С – полная себестоимость единицы продукции.

    Расчету прибыли по методу прямого счета предшествует определение остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого года. Расчет прибыли данным методом достаточно прост, однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.

    Аналитический метод планирования прибыли применяется  при большом ассортименте выпускаемой  продукции, а также как дополнение к прямому методу планирования прибыли  в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом.

    Исчисление  прибыли аналитическим методом  состоит из трех последовательных этапов:

    1. Определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период.

    2. Исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности.

Информация о работе Формирование и планирование прибыли от реализации продукции: состояние и пути совершенствования