Формирование и планирование прибыли от реализации продукции: состояние и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 17:20, курсовая работа

Описание

Вся деятельность предприятия направлена на достижение целей: на макроуровне - удовлетворить потребность общества в конкретной продукции или услуге, на микроуровне - получить прибыль. Ориентируясь на желаемый уровень прибыли, разрабатываются планы, предусматривающие необходимые мероприятия по достижению требуемой величины прибыли. Без ее оценки не могут быть утверждены к исполнению прогнозируемые мероприятия.

Работа состоит из  1 файл

Финансы предприятий.doc

— 248.00 Кб (Скачать документ)
 

    Расчет  коэффициентов за 2009 год:

    Коэффициент абсолютной ликвидности

    Является  наиболее жестким критерием ликвидности предприятия; показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно.

    коэффициент абсолютной ликвидности:

Кла = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения)/ Краткосрочные пассивы

Кла= (15309+13720)/ 2517 = 0,09

    Коэффициент критической ликвидности характеризует  ожидаемую платежеспособность предприятия  на период, равный средней продолжительности  одного оборота краткосрочной дебиторской  задолженности.

    Вычисляется как отношение высоко - и среднеликвидных текущих (оборотных) активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам, краткосрочной задолженности). Он показывает, какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть немедленно погашена за счет денежных средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступления по расчетам (дебиторской задолженности).

Кко = (19658+2517)/(15309+13720) = 0,76

    Коэффициент текущей ликвидности характеризует платежеспособность компании с учетом предстоящих поступлений от дебиторов. Он показывает, какую часть текущей задолженности организация может покрыть в ближайшей перспективе при условии полного погашения дебиторской задолженности. Рост показателя в динамике рассматривается как положительная характеристика финансово-хозяйственной деятельности. Вместе с тем слишком большое его значение (например, по сравнению со среднеотраслевым) нежелательно, т.к. может свидетельствовать о неэффективном использовании ресурсов, выражающемся в замедлении оборачиваемости средств, вложенных в производственные запасы, неоправданном росте дебиторской задолженности, и т.п.

    Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) вычисляется  как отношение текущих (оборотных) активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам, краткосрочной задолженности). Данные для вычисления берутся из бухгалтерского баланса. Таким образом, формула расчета:  
   
   
   

Ктл = (185631+56+19658+2517+934)/(15309+13720) = 7,19

    Коэффициент обеспеченности собственными средствами – Косс – показывает структуру краткосрочных источников формирования оборотных средств. Минимально допустимое значение 0,1. С позиций оценки финансового состояния и платежеспособности минимальное значение Косс может быть компенсировано высокой оборачиваемостью и отсутствием сомнительной дебиторской задолженности.

Косс = ФК / Оборотные активы

Косс = (265324-146407)/208796 = 0,57

    Коэффициент финансовой независимости характеризует долю активов организации, сформированы за счет собственных средств.

   
    Коэффициент финансовой независимости (Кфн) равен отношению собственных средств к общей сумме активов. Он показывает удельный вес собственных средств в общей сумме активов (пассивов).  
   

Кфн = 265324/355203 = 0,75

    Коэффициент финансовой независимости в части  формирования запасов и затрат вычисляется как отношение собственных средств к краткосрочным обязательствам (запасам). Он показывает, какая часть запасов и затрат формируется за счет собственных средств.

Кфн = 265324/185631 = 1,43        

Расчет  коэффициентов за 2008 год:

коэффициент абсолютной ликвидности:

Кла=1169/34723=0,03

Коэффициент критической ликвидности:

Кко=7592/34723=0,22

Коэффициент текущей ликвидности:

Ктл=178155/34723=5,13

Коэффициент обеспеченности собственными средствами:

Косс=132810/178254=0,53

Коэффициент финансовой независимости:

Кфн=226648/311064=0,73

Коэффициент финансовой независимости в части  формирования запасов и затрат:

Кфн=226648/169704=1,33

    В СПК «Лискинский» коэффициент текущей  ликвидности увеличивается с  каждым годом и в 2009 году, он увеличился на 2,06 по сравнению с 2008 годом. Это объясняется высоким удельным весом запасов в итоге оборотных активов. Коэффициент абсолютной ликвидности в 2009 году составил 0,09. Это говорит о том, что предприятие только на 10% может быстро расплатиться по краткосрочным обязательствам, это является достаточно низким показателем. Все показатели заметно выросли.

    Таким образом, СПК «Лискинский» является в финансовом плане довольно устойчивым предприятием и имеет большинство  положительных тенденций развития. 

    
    1. Прибыль предприятия: экономическое содержание и виды.

      Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории.

    В Краткой экономической энциклопедии представлено следующее определение  прибыли:

    Прибыль – экономическая категория, выражающая конечные результаты хозяйственной деятельности отдельного предприятия, отрасли, народного хозяйства в целом; одна из основных форм стоимости прибавочного продукта; одна из форм чистого дохода.

    В зарубежной литературе приводятся различные определения прибыли:

  1. доход тех, кто обеспечивает экономику предпринимательскими способностями или нормальной прибылью;
  2. вознаграждение предпринимателя за риск, новые идеи и усилия, которые он вкладывает в бизнес;
  3. “безусловный” доход от факторов производства;
  4. основной объект реализации распределительной функции финансов предприятий;
  5. “монопольный” доход и пр.…

    С марксистской позиции прибыль является превращенной формой прибавочной стоимости  и определяется как разница между  выручкой от реализации товара и затратами капитала.

    Ключевым  вопросом, который лежит в основе расхождений между различными экономическими школами, является вопрос об источнике  прибыли.

    Меркантилисты      считали,     что    прибыль   создается  в обращении, и ее источником выступает внешняя торговля. А. Смит и Д. Рикардо утверждали, что прибыль – это вычет из продукта труда рабочего. К. Маркс  доказал, что прибыль создается прибавочным трудом наемного рабочего. Ж. Б. Сэй трактовал прибыль как вознаграждение за труд предпринимателя. А. Маршалл говорил, что прибыль – это вознаграждение за труд по управлению производством. Й. Шумпетер понимал под прибылью результат использования способностей предпринимателя к творчеству. В настоящей работе исследуется прибыль от продаж (операционная прибыль), источник которой можно определить следующим образом – им является выручка от реализации продукции, выполнении работ, оказании услуг за вычетом издержек, затраченных на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

    В российском законодательстве определение прибыли можно найти лишь в Налоговом Кодексе (гл. 25), хотя ее употребление встречается в нормативных актах бухгалтерского учета. Например, в Положении по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” представлено содержание отчета о прибылях и убытках, в котором можно увидеть следующие виды прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности, чистая прибыль. Эти определения нормативно не закреплены и могут употребляться в самых различных контекстах. Кроме этого используются также следующие термины – бухгалтерская прибыль, балансовая прибыль, прибыль нормальная, прибыль экономическая, операционная прибыль и др.

    В Большом Экономическом Словаре  рассмотрены шестьдесят четыре вида прибыли, такие как “прибыль случайная” (увеличение собственного капитала в результате случайных операций, не являющихся характерными для обычной хозяйственной деятельности), “прибыль нормальная” (в зарубежной экономике под ней понимается вознаграждение за выполнение предпринимательских функций; является элементом внутренних издержек наряду с внутренней рентой и внутренней заработной платой), “прибыль упущенная” (потенциальная прибыль, которая не была получена), “прибыль “пик ап” (прибыль, полученная в результате свопа облигаций, а также валютного или процентного свопа), “прибыль “брейк-ивен” (уровень операций, когда в течение указанного периода получают такую же прибыль не меньше и не больше как и за предыдущий и прочие (13, С. 508).

    Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций. Современные экономисты, используя разные формулировки,  выделяют несколько функций прибыли:

  • Прибыль является критерием и показателем эффективности деятельности предприятия. Прибыль – денежное выражение денежных накоплений, создаваемых предприятиями любых форм собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровня себестоимости;
  • Прибыль обладает стимулирующей функцией. Выступая конечным финансово-экономическим результатом, предприятий прибыль играет ключевую роль в рыночном хозяйстве. За ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение.

    Прибыль – основной источник роста собственного капитала. В условиях рыночных отношений  собственники и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения  по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием

с учетом перспектив его развития.

    Прибыль в рыночной экономике – движущая сила и источник обновления производственных    фондов  и   выпускаемой продукции, источник социальных благ для членов трудового коллектива.

    Однако существуют и альтернативные точки зрения по поводу стимулирующей функции прибыли. Крупнейший собственник начала ХХ века Генри Форд считал: “Мотив только лишь прибыли, хотя и считается прочным и практическим на самом деле вовсе не практичен, ибо, как мы уже говорили, целью его является повышение цен для потребителя и снижение заработной платы. Вследствие этого он постоянно суживает рынок сбыта и, в конце концов, ухудшает сам себя” (Генри Форд. Сегодня и завтра. С. 55). Об аналогичной ситуации свидетельствуют результаты анализа деятельности современных предприятий: “…В отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива. Более того, выявлены факты получения “незаработанной” прибыли, т. е. образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путем изменения, например, структуры выпускаемой продукции.”(20, С.74)

  • В-третьих, прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

    При осуществлении финансово-хозяйственной  деятельности предприятия все эти  факторы находятся в тесной взаимозависимости. «Прямое» влияние на величину себестоимости  продукции, а значит, и прибыли, связано  с тем, насколько рационально и экономично расходуются материальные ресурсы – ведь доля материальных затрат в составе себестоимости обычно колеблется от 60 до 90%.

    В зависимости способа вычисления и направлений распределения  различают такие основные виды прибыли предприятия: валовую (балансовую) прибыль, операционную прибыль, прибыль от обычной деятельности и прибыль после налогообложения (чистую прибыль).

    Валовая (балансовая) прибыль - разность между чистым доходом от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Информация о работе Формирование и планирование прибыли от реализации продукции: состояние и пути совершенствования