Формирование и использование прибыли предприятия ОАО «Спецремонт»»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 00:02, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в изучении сущности и видов прибыли, значении чистой прибыли и ее роли в деятельности предприятия, необходимости дать общую характеристику источникам формирования прибыли предприятия и путям распределения, провести общий анализ использования прибыли на ОАО «Спецремонт». В данной курсовой работе объектом исследования является предприятие ОАО «Спецремонт», на примере его деятельности раскрываются основные вопросы тематики курсовой работы.

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 375.50 Кб (Скачать документ)

– повышение конкурентоспособности товара;

– освоение новых рынков сбыта;

– диверсификация производства;

– снижение материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости товара;

– повышение эффективности использования основного и оборотного капитала;

– дальновидная заемная политика.

К внешним факторам, влияющим на прибыль, относятся следующие:

– характер производственной деятельности;

– конъюнктура рынка;

– инфляция;

– уровень цен на материально-технические ресурсы;

– кредитно-налоговая политика государства.

На прибыль предприятия  оказывают влияние факторы, обусловленные  специфическими особенностями отрасли, к которой оно относится. От того, действует ли полиграфическое предприятие в материало, фондо- или трудоемкой отрасли, зависит уровень и структура издержек производства, пути их снижения и норма прибыли.

Поскольку прибыль исчисляется  как разница между ценой и  себестоимостью, то очевидно, что на размер прибыли оказывают влияние рост цен и снижение себестоимости.

В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение

рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого  

фактора. На очередь приходит метод снижения затрат.

В практике предпринимательской  деятельности применяются различные способы снижения себестоимости. Безусловно используются такие приемы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административных расходов и т.п. Однако следует помнить, что уменьшение себестоимости имеет свой предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции. То же относится и к административным и коммерческим расходам, которые невозможно свести к нулю, поскольку без них полиграфическое предприятие нормально функционировать не сможет, и продукция реализовываться не будет.

В современном рыночном хозяйстве большое внимание уделяется новым методам управления затратами, таким, как управленческий учет. С его помощью осуществляется контроль за издержками предприятия. Особенно эффективен учет по центрам ответственности. Эта форма управления затратами позволяет рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальной запланированной величины издержек и передать часть функций по принятию решений на уровень линейных управляющих. Они несут ответственность за утвержденную величину расходов и должны обеспечить выполнение запланированных показателей.

К числу факторов роста  прибыли следует отнести обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции [13].

Прибыль в рыночной экономике  — движущая сила обновления, как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции «жизненного цикла» продукции. Общеизвестно, что любая продукция проходит стадии жизненного цикла от ее проектирования, освоения, запуска в производство, серийного, выпуска, в результате которого происходит насыщение рынка этим продуктом. По истечении времени продукция морально устаревает либо не выдерживает конкурентной борьбы и под давлением снижающейся рентабельности выпуск ее сокращается или прекращается.

Для сохранения уровня прибыли на предприятии важно определить момент начала проектирования и запуска  в производство новой продукции. Дело в том, что этап проектирования и освоения продукции занимает определенное время, в течение которого предприятие несет убытки. Затем с момента запуска продукции в производство убытки начинают снижаться и через некоторое время достигается точка безубыточности. При увеличении объема продаж растет и прибыль за счет снижения доли постоянных расходов. При достижении равновесия спроса и предложения размер прибыли стабилизируется и некоторое время остается на неизменном уровне.

В процессе анализа необходимо изучить  состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы.

Также анализируя состав и динамику прибыли, следует иметь в виду, что ее размер во многом зависит и от учетной политики предприятия. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов. Действующие нормативные акты допускают следующие методы регулирования прибыли субъектом хозяйствования:

1.Изменение стоимостных границ  отнесения имущества к основным  средствам или к оборотным активам, что влечет за собой изменение суммы текущих затрат и прибыли в связи с различными способами отнесения их на затраты.

2.Изменение метода переоценки  основных средств: путем индексации  первоначальной стоимости с использованием среднестатистических коэффициентов пересчета или прямым пересчетом первоначальной стоимости в цены, сложившиеся на дату переоценки на соответствующие виды основных средств. От выбранного метода переоценки основных средств зависят фонд переоценки имущества (добавочный капитал), сумма амортизационных отчислений и как результат — величина прибыли и собственного капитала предприятия.

3.Использование метода ускоренной амортизации по активной части основных средств также приводит к увеличению себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли, а следовательно, и налогов на прибыль.

4.Применение различных  методов оценки нематериальных  активов и способов начисления амортизации по ним.

5.Выбор метода оценки  потребленных производственных  запасов (NIFO, FIFО, LIFO).

6.Изменение порядка  списания затрат по ремонту  основных средств на себестоимость  продукции (по фактическим затратам  или равномерными частями за счет созданного ремонтного фонда).

7.Изменение сроков погашения  расходов будущих периодов, сокращение  которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода.

8.Изменение метода определения  прибыли от реализации продукции  (по моменту отгрузки продукции или моменту ее оплаты).

Таким образом, учетная  политика, формируемая администрацией, открывает большой простор для выбора методологических приемов, способных радикально менять всю картину финансовых результатов и финансового состояния предприятия.

В процессе анализа необходимо установить соответствие принятой учетной  политики предприятия действующим  нормативным положениям по ведению бухгалтерского учета и определить влияние изменений в учетной политике на сумму брутто-прибыли, налогооблагаемой и чистой прибыли, а также на размер потребляемой и капитализированной прибыли. Для этого следует отразить в специальной таблице уровень перечисленных показателей до и после изменения каждого метода учетной политики субъекта хозяйствования.

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта [10]. Основные направления поиска резервов увеличения прибыли от операционной деятельности представлены на рисунке 3.1.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 3.1 Основные направления поиска резервов увеличения прибыли от операционной деятельности

 

Для определения резервов роста прибыли по источнику необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего типа.

Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости  продукции и услуг осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на планируемый объем ее продаж с учетом резервов его роста.

Существенным резервом роста прибыли является улучшение  качества товарной продукции. Он подсчитывается следующим образом: планируемое изменение удельного веса каждого сорта умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на планируемый объем реализации продукции.

Аналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счет изменения рынков сбыта.

В заключении анализа необходимо обобщить все выявленные резервы  роста прибыли.

Факторы изменения каждой составляющей общей суммы прибыли  представлены на рис. 3.2 [10].

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 3.2 Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли

 

4 Анализ деятельности предприятия ОАО «Спецремонт»

 

Анализ  использования прибыли предприятия  рассмотрим на примере ОАО «Спецремонт», которое специализируется на оказании работ по монтажу, наладке и ремонту технологического оборудования предприятий промышленности стройматериалов.

Для проведения систематического контроля за выполнением  плана работ и получения прибыли, а также определения влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты и решение других задач на ОАО «Спецремонт» в планово-экономическом отделе проводится анализ прибыли и рентабельности.

Сотрудники  данного отдела при проведении анализа  используют различные источники информации. Прежде всего это данные аналитического бухгалтерского учета по счетам 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», 47 «Реализация и прочие выбытия основных средств», 48 «Реализация прочих активов», 80 «Прибыли и убытки», финансовой отчетности формы № 1 «Баланс предприятия», формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (приложение 1), отчет о затратах на производство и реализацию продукции. Данные, содержащиеся в данных формах, позволяют получить информацию о реальных доходах предприятия, полученных прибылях и убытках за отчетный год, внереализационной деятельности ОАО «Спецремонт».

Кроме этого  в данных финансовой отчетности содержаться  показатели деятельности организации за аналогичный период прошлого года, что способствует проведению сравнительного анализа за период лет, выявлению закономерностей изменения в показателях деятельности предприятия. Информация этих форм позволяет производить анализ плановых показателей с достигнутыми фактическими, выявлять резервы роста прибыли и увеличения рентабельности, составлять планы прибыли на перспективу.

Проанализируем прибыли от реализации товаров, продукции, работ и услуг.

Основную  часть прибыли предприятие получает от реализации товаров, продукции, работ и услуг. Прибыль от реализации продукции вцелом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности [10]:

– объема реализации продукции (VРП);

– структуры продукции (Уд);

– себестоимости продукции (Сi);

– уровня средне реализационных цен (Цi).

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли, увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли, если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли [10].

 

 

 

 

 

Структура товарной продукции может также  оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли, если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низко рентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится [10].

Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и  величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот [10].

Расчет  влияния этих факторов на сумму прибыли  можно определить, используя данные таблицы 4.1.

 

Таблица 4.1. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции за 2008 год, млн.рублей

Показатель

Базовый период

Данные  базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода

Отчетный период

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и др. (В)

15356

16242

20318

Полная  себестоимость реализованной продукции (З)

12389

13055

15264

Прибыль от реализации продукции (П)

2967

3157

5054


 

План  по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году перевыполнен. Прибыль увеличилась на 2087 млн. рублей или на 70,3 %.

Если  сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах  и плановой себестоимости продукции, то полученное значение покажет, насколько она изменилась за счет объема и структуры [10].

Информация о работе Формирование и использование прибыли предприятия ОАО «Спецремонт»»