Формирование и использование прибыли предприятия ОАО «Спецремонт»»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 00:02, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в изучении сущности и видов прибыли, значении чистой прибыли и ее роли в деятельности предприятия, необходимости дать общую характеристику источникам формирования прибыли предприятия и путям распределения, провести общий анализ использования прибыли на ОАО «Спецремонт». В данной курсовой работе объектом исследования является предприятие ОАО «Спецремонт», на примере его деятельности раскрываются основные вопросы тематики курсовой работы.

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 375.50 Кб (Скачать документ)

Основной целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями с учетом обеспечения реализации стратегии его развития и роста его рыночной стоимости.

Исходя из этой основной цели в процессе формирования политики распределения прибыли полиграфическим предприятием решаются следующие задачи [10]:

1). Обеспечение получения собственниками необходимой нормы прибыли на инвестируемый капитал;

2). Обеспечение приоритетных целей стратегического развития предприятия за счет капитализируемой части прибыли;

3). Обеспечение стимулирования трудовой активности и дополнительной социальной защиты персонала;

4). Обеспечения формирования в необходимых размерах резервного и других фондов предприятия.

С учетом реализации этих основных задач осуществляется непосредственное распределение прибыли предприятия.

По характеру возникновения  все факторы, влияющие на распределение  прибыли, можно разделить на две основные группы: 1) внешние (генерируемые внешними условиями деятельности предприятия); 2) внутренние (генерируемые особенностями хозяйственной деятельности данного предприятия).

Внешние факторы: правовые ограничения, налоговая система, среднерыночная норма прибыли на инвестированный капитал, темп инфляции, альтернативные внешние источники формирования финансовых ресурсов и т.д. Эти факторы рассматриваются как своего рода ограничительные условия, определяющие границы формирования пропорции распределения прибыли.

Внутренние факторы  оказывают решающее воздействие  на пропорции распределения прибыли, так как определяются конкретными  условиями и результатами хозяйствования данного предприятия. К числу этих факторов относятся: интересы собственников предприятия, уровень рентабельности деятельности, инвестиционные возможности реализации высокодоходных проектов, необходимость ускорения завершения начатых инвестиционных программ и проектов, альтернативные внутренние источники формирования финансовых ресурсов, стадия жизненного цикла предприятия, уровень его платежеспособности, численность персонала и программы его участия в прибыли.

В условиях рыночного хозяйства  государство не вмешивается в процесс распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Тем не менее посредством предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного назначения и строительство жилья, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов на содержание объектов и учреждений социальной сферы, на проведение научно-исследовательских работ.

Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия, как правило, в учетной политике. Некоторые аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе предприятия.

Прибыль, остающаяся в  распоряжении предприятий, используется по следующим направлениям [14]:

– расходы на научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские и технологические работы (включая затраты на приобретение лицензий, оборудования, приборов и других товарно-материальных ценностей);

– затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования;

– затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятия и новым строительством объектов, приобретением оборудования и других средств производства;

– расходы по погашению долгосрочных кредитов банков и процентов по ним;

– расходы, связанные с выпуском и распространением акций, облигаций и других ценных бумаг (приобретением бланков, уплатой комиссионного вознаграждения банку за их распространение, прочее);

– выплаты всех видов налогов, которые по действующему законодательству осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (экологического налога за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, налога за превышение фонда оплаты труда над нормируемой величиной, отчислений в дорожный фонд от стоимости приобретаемых автотранспортных средств);

– взносы в создание объединенных инвестиционных фондов, а также в создание совместных предприятий, акционерных обществ, ассоциаций;

– затраты на подготовку и повышение квалификации кадров (кроме затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)), в том числе частичное возмещение затрат по подготовке молодых специалистов осуществляемое полиграфическим предприятием в соответствии с действующим законодательством;

– расходы по содержанию зданий и сооружений (включая амортизационные отчисления и затраты на проведение всех видов ремонта), предназначенных для культурно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди работников предприятия и членов их семей;

– расходы на содержание детских дошкольных учреждений (детские сады, ясли), детских оздоровительных лагерей труда и отдыха учащихся старших классов общеобразовательных школ (включая амортизационные отчисления и затраты на все виды ремонта);

– расходы, связанные с выплатой вознаграждений по итогам работы за год, единовременных поощрений отдельным работникам за выполнение особо важных производственных заданий, оплатой дополнительных отпусков, оказанием материальной помощи рабочим и служащим и т. д.;

– единовременные пособия ветеранам, пенсионерам;

– компенсационные выплаты работникам предприятия, занятым в производственной сфере (сверх размеров, установленных соответствующими постановлениями правительства), производимые в связи повышением цен;

Вся прибыль, остающаяся в  распоряжении предприятия, разделяется на прибыль, увеличивающую стоимость имущества, то есть участвующую в процессе накопления, и прибыль, направляемую на потребление, не увеличивающую стоимости имущества. Если прибыль не расходуется на потребление, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала предприятия. Наличие нераспределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость предприятия, свидетельствует о наличии источника для последующего развития.

Резервный фонд создается хозяйствующими субъектами на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Он является обязательным для акционерных обществ, кооперативов, предприятий с иностранными инвестициями. Резервный фонд акционерного общества используется на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности чистой прибыли для этих целей. Его размер должен составлять не менее 15 % уставного капитала. Ежегодно резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Фонд накопления и фонд потребления – это фонды специального назначения. Они образуются, если это предусмотрено учредительными документами. Фонд накопления представляет собой источник средств хозяйствующего субъекта, аккумулирующий прибыль и другие источники для создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств и т.п. Фонд накопления показывает рост имущественного состояния хозяйствующего субъекта, увеличение собственных его средств. Вместе с тем операции по приобретению и  созданию нового имущества хозяйствующего субъекта не затрагивают фонд накопления.

Фонд накопления может  уменьшаться в случаях [10]:

1.списания затрат, связанных с созданием нового имущества, но по установленному порядку не включаемых в первоначальную стоимость этого имущества (на подготовку кадров);

2.распределения его  между юридическими лицами –  учредителями;

3.погашения убытка хозяйствующего  субъекта, выявленного по результатам работы за год.

Фонд потребления представляет собой источник средств хозяйствующего субъекта, зарезервированный  для  осуществления мероприятий по социальному  развитию и материальному поощрению  коллектива.

В фонд потребления перечисляются  следующие выплаты в денежных и натуральных формах:

1). Суммы, начисленные на оплату труда (ФОТ);

2). Доходы (дивиденды, проценты) по акциям членов трудового коллектива и вкладам членов трудового коллектива в имущество хозяйствующего субъекта, начисленные к выплате работникам;

3). Cуммы предоставленных хозяйствующим субъектом  трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь.

Важную роль в обеспечении  финансовой устойчивости играет размер резервного капитала. В рыночном хозяйстве  отчисления в резервный капитал носят первоочередной характер. Наличие и прирост резервного капитала обеспечивает увеличение акционерной собственности, характеризует готовность предприятия к риску, с которым связана вся предпринимательская деятельность, обеспечивает возможность выплаты дивидендов по привилегированным акциям даже при отсутствии прибыли текущего года, покрытия непредвиденных расходов и убытков без риска потери финансовой устойчивости [10].


 

 


 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 2.1 Общая схема распределения прибыли

 

2.2 Рентабельность как важнейший  показатель эффективности работы  предприятия

Кроме абсолютного размера прибыли  показателем эффективности предприятия выступает рентабельность. При принятии решений, связанных с управлением процессами формирования прибыли, используются показатели рентабельности капитала, издержек и продаж.

В широком смысле понятие рентабельность означает прибыльность, доходность. При этом показатели рентабельности более полно, чем, прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, так как их величина характеризует соотношение эффекта с использованными ресурсами.

Рентабельность капитала исчисляется как отношение прибыли к капиталу (активам), рентабельность издержек — как отношение прибыли к себестоимости (издержкам), рентабельность продаж — отношение прибыли к цене (выручке от реализации).

При расчетах показателей  рентабельности также исходят из разных величин, составляющих прибыль, — балансовой прибыли, прибыли от реализации, чистой прибыли.

Основные показатели рентабельности:

1.Общая рентабельность определяется как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основного производственного капитала и нормируемого оборотного капитала [5]:

 

, (2.5)

 

где   – валовая прибыль, млн. руб.;

 – среднегодовая стоимость  основного производственного капитала, млн. руб.;

 – нормируемый оборотный  капитал, млн. руб.

Общая рентабельность характеризует размер общей прибыли, получаемой на один рубль вложенных средств. Если полиграфическое предприятие при неизменной величине производственного капитала будет лучше его использовать, оно получит больший экономический эффект, что вызовет рост рентабельности. Однако для предприятия важна норма прибыли, которую оно может использовать для собственных нужд, так как часть прибыли полиграфическое предприятие перечисляет в бюджет в виде налогов. Если она будет меньше банковского процента по депозитам, то предприятию будет не выгодно заниматься данным бизнесом.

2.Рентабельность  предприятия определяется как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости основного производственного и нормируемого капитала, %[5]:

, (2.6)

 

где   – чистая прибыль, млн. руб.

По данному показателю оцениваются результаты предприятия.

3.Рентабельность  собственного капитала определяется как отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала предприятия за определенный период[5]:

 

, (2.7)

 

где   – собственный капитал предприятия, млн. руб.

Этот показатель занимает особое место среди показателей  рентабельности и характеризует эффективность использования собственных средств акционеров, т.е. величину прибыли, полученную на каждый рубль вложений акционеров в данное полиграфическое предприятие и остающуюся в распоряжении предприятия. Значение этого показателя отражает степень привлекательности объекта для вложений средств акционеров. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли приходится на одну акцию, тем выше потенциальные дивиденды.

4.Рентабельность продукции (издержек) определяется как отношение балансовой прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции [5]:

 

%, (2.8)

 

где   – валовая прибыль от реализации продукции, млн. руб.;

 – полная себестоимость единицы  продукции, млн. руб.

Этот показатель характеризует выход прибыли в процессе реализации продукции на единицу издержек в основной деятельности предприятий.

5.Рентабельность  продаж определяется как отношение прибыли от реализации продукции к объему продаж [5]:

 

, (2.9)

 

Рентабельность продаж характеризует доходность основной деятельности предприятия. Менеджеры используют этот показатель для контроля над взаимосвязью между ценами, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и реализации продукции.

 

 

3 Факторы роста прибыли

 

Прибыль – это экономический показатель, который постоянно изменяется под влиянием различных факторов. Основными из них являются: рост объема реализации продукции и снижение ее себестоимости. По этому пути увеличения прибыли и рентабельности непосредственно определяются факторами, оказывающими влияние на уровень продаж и издержки.

Их можно классифицировать на внутренние и внешние.

К внутренним относятся [9]:

– инновационная деятельность предприятия, которое заключается в разработке нового товара или товара более высокого качества, обладающего рыночной новизной; внедрение новейшего оборудования и прогрессивных технологических процессов, новых видов сырья и материалов, совершенствование конструкции изделия;

Информация о работе Формирование и использование прибыли предприятия ОАО «Спецремонт»»