Финансы предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание

В условиях рыночного хозяйствования основное положение зачастую занимают покупатели и заказчики, которым выгодно сначала получить товар или принять работу (услугу), и только потом расплатиться за них. Для того чтобы удержать свои позиции на рынке, поставщики все чаще используют предоставление коммерческого кредита в виде отсрочки платежей и т.д. Несовпадение сроков передачи (получения) имущества или результатов выполненной работы (потребления оказанной услуги) и их оплаты контрагентом по сделке является основной причиной возникновения дебиторской задолженности во взаимоотношениях субъектов хозяйствования.

Работа состоит из  1 файл

курс_фин_предпр.doc

— 847.50 Кб (Скачать документ)

Введение

В условиях рыночного хозяйствования основное положение зачастую занимают покупатели и заказчики, которым  выгодно сначала получить товар  или принять работу (услугу), и  только потом расплатиться за них. Для  того чтобы удержать свои позиции  на рынке, поставщики все чаще используют предоставление коммерческого кредита в виде отсрочки платежей и т.д. Несовпадение сроков передачи (получения) имущества или результатов выполненной работы (потребления оказанной услуги) и их оплаты контрагентом по сделке является основной причиной возникновения дебиторской задолженности во взаимоотношениях субъектов хозяйствования.

Дебиторская задолженность-это  сумма долга, причитающаяся предприятию  от других юридических лиц или  граждан. Возникновение дебиторской  задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.

Текущая дебиторская задолженность  характеризует сумму задолженности  в пользу предприятия, представленную финансовыми обязательствами юридических и физических лиц по расчетам за товары работы, услуги, выданные авансы и т.п1.

Взаимосвязь между  дебиторской и кредиторской задолженностью состоит в том, что кредиторская является источником покрытия дебиторской. Поэтому на практике при анализе  предприятия обычно следят за соотношением между ними. В то же время в условиях инфляции, стимулирующей неплатежи, рост кредиторской задолженности предприятию выгоден, а дебиторской не выгоден.

Эффективное управление дебиторской задолженностью предприятия  на сегодняшний день является одной из первоочередной и актуальной задачей, для решения которой требуется провести исследования в этой области.

Цель исследования: провести анализ дебиторской задолженности  предприятия, рассмотреть методы управления дебиторской задолженностью на примере МУП «ККБУ»

Данная цель обусловила решение следующих задач:

1. Изучить понятие, сущность и виды дебиторской задолженности;

2. Рассмотреть технологию управления и методы реализации функций управления дебиторской задолженностью;

3. Проанализировать пути совершенствования управления текущей дебиторской задолженностью;

 

Объект исследования в данной курсовой: унитарное предприятие МУП «ККБУ».

 

Предмет исследования: Управление дебиторской задолженностью предприятия как основа его финансовой устойчивости (на примере МУП «ККБУ»).

Методологическая  основа управления дебиторской задолженностью изложена в трудах следующих ученых: Гаджинского А. М., Зайцева Н.Л., Стояновой  Е.С., Бланка И.А. и других.

Методическую  базу исследования составляют методы управления использованием и  минимизацией дебиторской задолженности.

Информационную  базу  исследования  составляют: исследования отечественных и зарубежных специалистов в области финансового  менеджмента и экономики предприятия, практические рекомендации специалистов по управлению дебиторской задолженностью, материалы периодической печати.

При подготовке были изучены внутренние документы организации МУП «ККБУ», статистическая финансовая отчетность, учебные издания, электронные ресурсы и хронологические границы 2010-2011 гг.

Методами анализа  информации стали:

 формально-логические методы;

 экономико-статистические;

 графические  и др.

Работа состоит  из введения, трёх глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.

Во введении определены актуальность, цели и задачи, объект и предмет исследования, характеристика степени разработанности темы, методическая и информационная база.

В первом разделе  рассматривается теоретические  аспекты управления дебиторской  задолженностью. В ней изложены сущность, цель, функции и роль управления дебиторской задолженностью в рыночной экономике.

Во втором разделе  проанализировано финансовое состояние  предприятия, рассматривается методология управления дебиторской задолженностью.

В третьем разделе  разработаны практические  предложения по минимизации дебиторской задолженности МУП «ККБУ».

В заключении рассматриваются  основные выводы по работе.

1. Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью на предприятии

1.1. Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность-это  сумма долга, причитающаяся предприятию  от других юридических лиц или  граждан. Возникновение дебиторской  задолженности при системе безналичных  расчетов представляет собой объективный  процесс хозяйственной деятельности предприятия.

В соответствии с бухгалтерской отчетностью  в составе дебиторской задолженности  учитывается следующее:

- задолженность  покупателей и заказчиков;

- векселя к  получению;

- задолженность дочерних и зависимых обществ;

- задолженность  учредителей по взносам в уставный капитал;

- авансы выданные;

- прочие дебиторы.

В современной  хозяйственной практике дебиторская  задолженность классифицируется по следующим видам (табл. 1).

Таблица 1. - Виды дебиторской задолженности

 

Задолженность

Сроки наступления

Особенности

1. Срочная

В пределах срока, установленного договором

Возникает в  результате применения форм безналичных  расчетов (инкассо) или как результат  отсрочки платежа

2. Просроченная-сомнительная

Более срока, установленного договором

Часть задолженности  может оказаться безнадежной до истечения срока исковой давности

3. Безнадежная  – истек срок исковой давности

Более 3 лет с  момента окончания срока исполнения

Возникает из законной просроченной дебиторской задолженности;

Списывается на убытки с уменьшением налогооблагаемой базы; Отражается на забалансовом счете

4. Находящаяся  на забалансовом счете

В течение 5 лет  с момента списания

Цель - контроль за возможностью ее получения


 

Практически для каждого предприятия действует правило: чтобы оставаться конкурентоспособным и коммерчески успешным, необходимо предоставить своим покупателям определенный коммерческий кредит. Исключением является ситуация, когда поставщик имеет прочные позиции на рынке и может диктовать свои платежные условия. Разумное использование коммерческого кредита способствует росту продаж, увеличению доли рынка и положительно влияет на финансовые результаты компании2.

Дебиторская задолженность  включает разные виды средств в расчетах, которые являются собственностью предприятия  и только на определенное время (до погашения) отвлечены из денежного оборота3.

1.2. Пути совершенствования управления текущей дебиторской задолженностью

Проблема ликвидности  дебиторской задолженности –  становится ключевой проблемой почти  каждой организации. Она, в свою очередь, расчленяется на несколько проблем: оптимальный объем, оборачиваемость, качество дебиторской задолженности. Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из видов укрепления финансового положения фирмы. Возврат задолженности в сжатые сроки – реальная возможность пополнения дефицитных оборотных средств. Управление дебиторской задолженностью может быть отождествлено с любым другим видом управления как процесс реализации специфических управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

Планирование  – это предварительные финансовые решения. Чтобы оно было эффективным, необходимо: определить долгосрочную цель организации, сформулировать стратегию  организации, определить политику действий, выбрать рациональные процедуры действий.

При совершенствовании  управления дебиторской задолженностью необходимо охватить все этапы данного  управления, начиная с анализа  и заканчивая контролем за своевременной  инкассацией текущей дебиторской  задолженности.

В процессе формирования принципов кредитной политики необходимо решить стратегический вопрос: каким  образом руководству фирмы следует  достигать компромисса между  риском и ликвидностью своего бизнеса, учитывая влияние на этот выбор периода  предоставления кредита, скидок, стандартов кредитоспособности и политики инкассации?

При принятии решения  о типе кредитной деятельности фирмы  стратегические направления в области  кредитной политики можно выявить  с помощью матричного метода, одного из признанных методов анализа стратегии в менеджменте.

Срок кредита  – это предельный период времени, который фирма дает клиентам для  того, чтобы внести плату; например: кредит может предоставляться на 30, 60 или 90 дней.

Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать рефинансирование дебиторской задолженности, т. е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия. Рассмотрим одну из основных форм рефинансирования дебиторской задолженности – факторинг.

Факторинг — продажа дебиторской задолженности специализированному финансовому институту, факторинговой компании, обычно без права обратного требования. Факторинговая компания имеет кредитный отдел и проводит кредитные операции по счетам. Основываясь на своих данных кредитного анализа, факторинговая компания может отказаться от покупки счетов, которые она сочтет слишком ненадежными. При помощи факторинга фирма часто избегает расходов, связанных с поддержанием кредитного отдела и инкассированием средств. Основные источники факторинга — коммерческие банки, факторинговые филиалы банковских холдинговых компаний и факторинговые компании со стажем. Основной недостаток этого метода состоит в том, что он может оказаться дорогим.

Также обратим  внимание на возможность передачи дебиторской задолженности налоговому органу в счет погашения задолженности по налоговым платежам. Для использования такой формы погашения дебиторской задолженности необходимо, чтобы ко дню уплаты налогов у самого кредитора не было на счету денежных средств, поскольку иначе взыскание будет обращено в первую очередь на его деньги.

Для того чтобы  правильно выстроить взаимоотношения  с клиентами, необходимо постоянно  контролировать текущее состояние  взаиморасчетов и отслеживать тенденции  их изменения в средне- и долгосрочной перспективе. При этом контроль должен быть дифференцирован по отношению к различным группам клиентов, каналам сбыта, регионам и формам договорных отношений.

Таким образом, дебиторская задолженность - это  сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.

В соответствии с бухгалтерской отчетностью  в составе дебиторской задолженности учитывается следующее:

- задолженность  покупателей и заказчиков;

- векселя к  получению;

- задолженность  дочерних и зависимых обществ;

- задолженность  учредителей по взносам в уставный  капитал;

- авансы выданные;

- прочие дебиторы.

Систему управления дебиторской задолженностью условно можно разделить на два крупных блока: кредитную политику, позволяющую максимально эффективно использовать дебиторскую задолженность как инструмент увеличения продаж, и комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности.

 

 

2. Анализ управления дебиторской задолженностью в МУП«ККБУ»

2.1. Характеристика и анализ финансово- хозяйственной деятельности МУП «ККБУ»

Полное фирменное  название предприятия – Муниципальное унитарное предприятие города Электросталь Московской области «Комбинат коммунальных и бытовых услуг».

Сокращенное название – МУП «ККБУ».

Предприятие имеет  самостоятельный баланс.

На основании  финансовой отчетности МУП (Прил.1,2) сведем основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия за 2010-2011 гг. в таблицу 2.

На основании  данных, представленных в таблице 2, сделаем выводы:

Выручка от реализации увеличилась на 2350 тыс. руб. или на 3,3% ((72325/69975*100%)-100%), численность работников увеличилась на 3 человека, фонд оплаты труда увеличился на 3905,4 тыс.руб. или на 19,3% ((24155,4/20250,0*100%)-100%).

Прибыль от реализации за отчетный 2011 год составила 65 тыс.руб.

С учетом прочих доходов и расходов до налогообложения  состоялся убыток в размере 1033 тыс.руб.

После уплаты налога на прибыль (396 тыс.руб.) и ЕВНД (242 тыс.руб.) по предприятию сложился убыток в  сумме 1671 тыс.руб.

Информация о работе Финансы предприятий