Финансовый механизм обеспечения социальных гарантий в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является: выявление сущности и порядка обеспечения финансового механизма социальных гарантий в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность финансового механизма и основы финансирования
социальных гарантий
1.1. Сущность финансового механизма 5
1.2. Социальные гарантии и механизм их реализации 7
1.3. Источники финансирования социальных гарантий 12
Глава 2. Анализ финансового механизма бюджетного обеспечения
социальных гарантий в России
2.1. Анализ бюджетного финансирования социальной сферы 17
2.2. Тенденции финансирования основных направлений социальной
сферы 20
2.3 Анализ социальных выплат населению, на примере трудовых пенсий за период 2009-2011 года. 22
2.4. Проблемы обеспечения социальных гарантий в России и варианты
их решения 27
Заключение 30
Список используемой литературы 33

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ГОУ ВПО «Уральский Федеральный университет»

Кафедра  Экономическая безопасность 
 

К У Р С О В  А Я    Р  А Б О Т А

по  дисциплине   Финансы

Финансовый  механизм обеспечения социальных гарантий в России

 
 
 

Выполнил: студент

3 курса, группа ЭУ-38111,

Лузин Кирилл Александрович

 Преподаватель: Моисеева Е.А, 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург, 2011 

 

    Оглавление

   Введение                    3

   Глава 1. Сущность финансового механизма и основы финансирования

     социальных  гарантий       

   1.1. Сущность финансового механизма              5

   1.2. Социальные гарантии и механизм их реализации            7

   1.3. Источники финансирования социальных гарантий           12

   Глава 2. Анализ финансового механизма бюджетного обеспечения 

     социальных гарантий в России            

      2.1. Анализ бюджетного финансирования социальной сферы                   17

      2.2. Тенденции финансирования основных направлений социальной

             сферы                                                                                                    20

      2.3  Анализ социальных выплат населению, на примере трудовых      пенсий за период 2009-2011 года.                                                                        22

      2.4. Проблемы обеспечения социальных гарантий в России и варианты

             их решения                 27

   Заключение                                                                                                     30

   Список  используемой литературы                                          33

 

     Введение

     Одной из основных целей экономических  реформ, проводимых Правительством Российской Федерации, является повышение уровня жизни населения страны. Уровень жизни населения во многом определяется размером доходов граждан, а также доступностью услуг образования, здравоохранения, жилищно-коммунальных и других социальных услуг. Государство при этом принимает на себя соответствующие социальные гарантии, под которыми понимается некоторый гарантированный набор социально значимых благ и услуг для всех граждан. Социальные гарантии на практике воплощаются в определенных минимальных стандартах, связанных с доходами населения, возможностями получения образования и медицинской помощи, обеспеченностью жильем и т. д.

     Негативным  социальным последствием российских экономических реформ стало увеличение доли бедного населения. За годы реформ явление бедности приобрело большие масштабы, а доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в середине 90-х годов прошлого века – начале этого века составляла в среднем более четверти населения страны. Текущая ситуация характеризуется тем обстоятельством, что при росте числа бедных снизился доступ населения к социальным  услугам.

     Экономические основы обеспечения минимальных  социальных стандартов связаны с порядком формирования государственного бюджета и действием налогового механизма, составными частями которого являются налоговая система государства и соответствующая налоговая политика, проводимая органами государственной власти. Проблема заключается в несбалансированности доходных полномочий и расходных обязательств между федеральным, региональным и местным уровнями бюджетно-налоговой системы РФ. В настоящий момент основные доходные полномочия, во многом реализуемые за счет налогов, сосредоточены на федеральном уровне.

     Главное достижение современной рыночной экономики  — это экономическая свобода  граждан. В тоже время экономически свободный гражданин должен иметь  стабильный источник доходов и обладать достаточным количеством денежных средств в запасах (которые можно считать определенным страховым резервом) для того, чтобы не испытывать влияния стрессовых ситуаций со стороны внешней среды обитания, что и обуславливает рассмотрение финансового механизма обеспечения социальных гарантий.

     Целью курсовой работы является: выявление сущности и порядка обеспечения  финансового механизма социальных гарантий в России. В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

    • определить сущность финансового механизма;
    • определить понятие социальных гарантий;
    • проанализировать финансовый механизм обеспечения социальных гарантий в России на примере бюджетного финансирования, а также выявить проблемы социальных гарантий и вариантов их решения.

     Данная  тема актуальна, так как в настоящее  время огромное внимание со стороны президента и правительства уделяется именно социальной политике. Вопреки все кризисным ситуациям и бюджетным проблемам, расходы на социальную политику никогда не сокращались, а лишь увеличивались, но уровень жизни все еще далек от достойного у большей части населения.

     При написании данной работы были использованы учебники и учебные пособия следующих  авторов: Дробозина Л.А., Пономаренко Е.В. и других.

 

     Глава 1. Сущность финансового механизма и основы финансирования социальных гарантий

    1. Сущность финансового механизма

     Финансовый  механизм — совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

     Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов; каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации. На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений (дивиденды по акциям, принадлежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.). В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов — на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы РФ и прочие расходы.

     Под формой организации финансовых отношений  понимается внешний порядок их организации, то есть установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике.

     В ходе организации бюджетных отношений  используются различные формы расходов бюджетов формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). При формировании налоговых доходов бюджета в порядок их образования будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

     Способы количественного определения параметров финансового механизма, имеющих  мерные характеристики, являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения параметров финансового механизма относятся способы исчисления бюджетных доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам, способы начисления амортизации и т.п. Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется переменой государственного устройства, состава финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий экономического и социального развития государства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государства на современном этапе.

     Финансовый  механизм включает множество взаимосвязанных, соединенных между собой элементов, соответствующих разнообразию финансовых отношений в обществе. С целью их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято классифицировать по различным признакам.

     В зависимости от состава сфер и  звеньев финансовой системы, функционирование которых обеспечивает финансовый механизм, он включает финансовый механизм субъектов хозяйствования (в его состав входят финансовый механизм коммерческих организаций, финансовый механизм некоммерческих организаций и финансовый механизм предпринимателей индивидуальных) и механизм государственных и муниципальных финансов (включает бюджетный механизм и финансовый механизм функционирования государственных внебюджетных фондов).

     Таким образом, финансовый механизм является инструментом осуществления не только финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой, социально, экономической политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, перестройка финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами. 

     1.2. Социальные гарантии и механизм их реализации

     В рыночной социально – ориентационной модели экономики повышается роль социальной функции государства. Правительство и государство несут ответственность за предоставление гражданам социальной защиты и обеспечение равного доступа к удовлетворению основных потребностей. Уровень бедности может рассматриваться как существенный показатель действия политики социальной защиты.

     Необходимость социальных гарантий вытекает из наличия  общественной потребности иметь  в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения. Следовательно, сущность социальных гарантий состоит в разработке комплекса государственных обязательств по обеспечению экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан, базирующихся на максимальном приближении к приемлемому уровню жизни.

      Социальные  гарантии – система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению важнейших потребностей. Государство, давая гарантии, объявляет, что общество берет на себя обязательство  по созданию условий каждому члену общества для реализации его экономической активности и получения дохода.

      Социальное  обеспечение является комбинацией  программы пенсионных сбережений, программы  страхования и программы перераспределения  Национального дохода.

      Государственные социальные стандарты и нормативы формируются, устанавливаются и утверждаются в порядке, определенном Государственной Думой.

Информация о работе Финансовый механизм обеспечения социальных гарантий в России