Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 14:37, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
Глава 1 Содержание финансового контроля, его задачи, формы и методы …………………………………….…………………………………..……..4

Глава 2 Государственный финансовый контроль……………….……..….9
2.1. Организация государственного финансового контроля…………..9
2.2. Виды и формы государственного финансового контроля………..11
Глава 3 Негосударственный финансовый контроль……………………....15
# 3.1. Внутрифирменный финансовый контроль………………………...15
# 3.2. Контроль со стороны коммерческих банков………………………16
# 3.2. Аудиторский контроль………………………………………...........16
#
# Заключение………………………………………………………………......20
Список используемой литературы…………………………………………22
Приложение………………………………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

Финансы и кредит.doc

— 250.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

Псковский

Государственный политехнический институт 
 
 
 

Кафедра «Финансы и кредит» 

Контрольная работа

На тему  «Финансовый контроль» 
 
 
 

Студент гр.611-1304У  Дриневская А.П.

                                                       Номер зачетной книжки: 0961196

                                                            Научный руководитель Марков С.М.

Псков

2010

 

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3

Глава 1 Содержание финансового контроля, его задачи, формы и методы …………………………………….…………………………………..……..4

 

Глава 2 Государственный финансовый контроль……………….……..….9

  2.1. Организация государственного финансового контроля…………..9

   2.2. Виды и формы государственного финансового контроля………..11 

Глава 3 Негосударственный финансовый контроль……………………....15

  •      3.1. Внутрифирменный финансовый контроль………………………...15
  •      3.2. Контроль со стороны коммерческих банков………………………16
  •      3.2. Аудиторский контроль………………………………………...........16 
  • Заключение………………………………………………………………......20
  • Список используемой литературы…………………………………………22

    Приложение………………………………………………………………….23

     

    Введение

        Контроль  за состоянием экономики, развитием  социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Для России в высшей степени актуальна организация эффективной и всеобъемлющей системы финансового контроля.

        Роль  финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет назначение и содержание финансового контроля. Вместе с тем в зависимости от социально-экономического положения государства, расширения прав хозяйствующих субъектов в осуществлении финансовой деятельности, возникновения различных организационно-правовых форм предпринимательства содержание финансового контроля существенно обогащается.

        Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.

        Работа  состоит из трех глав, первая из которых раскрывает само понятие финансовый контроль, вторая и третья - посвящены двум его формам: государственному и негосударственному.

        Таким образом, работа будет представлять собой некое теоретическое пособие, в котором будут рассмотрены все аспекты такого понятия, как финансовый контроль.

     

    Глава 1 Содержание финансового контроля, его задачи, формы и методы

        Финансовый  контроль является практическим воплощением  контрольной функции, присущей финансам как экономической категории.

        Финансовый  контроль обычно рассматривают в  двух аспектах:

        1) строго регламентированную деятельность  специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

        2) неотъемлемый элемент управления  финансами и денежными потоками  на макро-, и микроуровне с целью  обеспечения целесообразности и  эффективности финансовых операций.

          Оба аспекта контроля взаимосвязаны,  но различаются целями, методами и  субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

        Финансовый  контроль — это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения с применением специфических форм и методов организации. Финансовый контроль — форма реализации контрольной функции финансов.

         Финансовый  контроль призван обеспечить интересы и права не только органов власти разных уровней, но и хозяйствующих субъектов и населения. Его цель -  содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.

         Перед финансовым контролем стоят следующие  задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов государства и отраслей экономики; обеспечение соблюдения действующего финансового (бюджетного, налогового, страхового и т.д.) законодательства; обеспечение своевременности и полноты выполнения юридическими и физическими лицами налоговых обязательств перед бюджетной системой и внебюджетными фондами; содействие эффективному и целевому использованию средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, а также рациональному расходованию материальных ценностей на предприятиях, учреждениях и в организациях; выявление резервов роста финансовых ресурсов, доходной базы бюджетов, прибыли и рентабельности предприятий; обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности; проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения финансовой дисциплины и др. Решение этих задач обеспечивается, в частности, системой ответственности всех участников финансовых отношений. Она включает в себя административные, уголовные, дисциплинарные и экономические (денежные) меры воздействия на нарушителей финансовой дисциплины. Для осуществления финансового контроля в Российской Федерации созданы специализированные контрольные органы. В настоящее время продолжается работа по совершенствованию правовой регламентации их деятельности. Поскольку финансовый контроль охватывает различные сферы финансово-экономической жизни общества, его эффективность зависит от соответствующей организации, видов, форм и методов проведения контроля. Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям.

         В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, различают следующие его виды:

          государственный контроль, который проводится органами государственной власти (Президентом и Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Счетной палатой РФ, Центральным банком РФ и др.). Он обеспечивает интересы государства и общества и направлен на все объекты контроля независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности;

         ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-ревизионными управлениями (отделами) министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций.  Преимущества данного вида контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, в специализации контроля применительно к отраслевым (ведомственным) особенностям финансово-хозяйственной деятельности;

          внутрихозяйственный контроль, проводимый финансово-экономическими службами субъектов хозяйствования и направленный на непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность;

         общественный  контроль, выполняемый неправительственными общественными организациями или отдельными физическими лицами (экспертами) на основе добровольности;

          правовой  контроль, который проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и т.д.;

         гражданский контроль, осуществляемый физическими лицами при налогообложении их доходов и имущества, получении ими доходов в виде заработной платы, премий, пособий, дивидендов, процентов и т.д.

         По  времени проведения финансовый контроль условно подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

         Предварительный контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, финансовых планов и программ, балансов финансовых ресурсов территорий и других финансово-экономических документов и проектов законов. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и прибыли. Предварительный контроль позволяет выбрать наиболее экономичные решения при планировании направлений бюджетных ассигнований, средств предприятий, организаций на текущие и капитальные расходы.

         Текущий контроль является основным видом деятельности субъектов финансового контроля. Он ведется в процессе совершения производственных,

    хозяйственных и финансовых операций, исполнения бюджета, смет доходов и расходов бюджетных учреждений с целью предупреждения и выявления нарушений финансовой (бюджетной, налоговой) дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, требований бухгалтерского учета и отчетности. Оперативность здесь имеет первостепенное значение. Текущий финансовый контроль опирается на первичные документы оперативного бухгалтерского учета и отчетности, предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций.

         Последующий финансовый контроль проводится по окончании финансового года или отчетного периода. В ходе его проверяется количественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов (бюджетов) предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений. Последующий контроль тесно взаимосвязан с предварительным контролем, базируется на результатах контрольно-аналитической работы, проводимой после завершения отчетного периода. Он позволяет оценить эффективность организации финансовой работы на предприятиях и организациях, в министерствах и ведомствах, а также в самих контрольных органах, выявить недостатки предварительного и текущего финансового контроля.

         Основными методами проведения перечисленных видов финансового контроля являются проверки, обследования, анализ и ревизии.

         Проверки, проводимые органами государственного финансового контроля (например, налоговыми органами), подразделяются на документальные (выездные) и камеральные.

         Обследование  заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, но проводятся контрольные замеры работ, расхода топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т.д.

         Важный  метод финансового контроля —  анализ, проводимый на основе детального изучения периодической и годовой финансово-экономической отчетности, организации финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. В ходе анализа выявляется уровень выполнения плановых параметров по доходам и расходам бюджетов и внебюджетных фондов, финансовых планов предприятий и организаций, смет доходов и расходов бюджетных учреждений, соблюдение финансовых и натуральных норм расходования средств, финансовой дисциплины и т.д.

         Основной  метод финансового контроля - ревизия. Ревизия представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, осуществляемых с помощью приемов документального и фактического контроля. Ревизии направлены на установление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершаемых хозяйственных операций, бюджетных процедур; соблюдение финансовой дисциплины; сохранение государственной собственности; обеспечение достоверности ведения учета и отчетности. Цель ревизии - выявление и предупреждение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта.

    Информация о работе Финансовый контроль