.Центральный банк Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 20:53, реферат

Описание

.Центральный банк Российской Федерации (Банк России) —центральный банк России, разрабатывающий и реализующий совместно сПравительством России единую государственную кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правомэмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков. Банк России представляет собой верхний уровень двухуровневойбанковской системы в Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

семинар по банковскому законодательству.docx

— 39.95 Кб (Скачать документ)

Выполняя функцию  финансового агента Правительства, Центральный Банк осуществляет кассовое исполнение бюджета, прием, хранение и  выдачу государственных бюджетных  средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета  положен принцип единства кассы, то есть все мобилизованные государственные  доходы направляются на единый счет Министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются  средства для осуществления государственных  расходов, таким образом, ЦБ выступает  кассиром Правительства.   

Единство кассы  предоставляет Министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль над поступлением средств  на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию  государственных бюджетных средств  и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, региональных, местных), образующих в  совокупности бюджетную систему  страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета  на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств.   

3) Финансирование  кредитно-банковских институтов («банк  банков»). Рефинансирование коммерческих  банков – предоставление им  заимствований в случаях, когда  они испытывают временные финансовые  трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной  сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка  банков.   

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости  от формы обеспечения (учетные и  ломбардные кредиты); методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые  на основе проведения аукционов); сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или  несколько дней); целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты) .   

4) Так как  функция кредитно-денежного регулирования  и банковского надзора включает  в себя обширный круг вопросов, автору представляется возможным  вынести её в качестве отдельной  главы в данной работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.  Банк  России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.       

Регулирование кредитных организаций - это система  мер, посредством которых государство  через ЦБ обеспечивает стабильное и  безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.      

Контроль  за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает  целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим  законодательством.       

Главная цель  банковского  регулирования  и  надзора  -  поддержание стабильности  банковской   системы,   защита   интересов   вкладчиков   и  кредиторов. Банк России не управляет  кредитными организациями, а только наблюдает за соответствием их деятельности установленным финансовым нормативам. Он не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и другими кредитными организациями. По закону Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Федеральный закон предоставил Банку России правомочия осуществлять банковский надзор: наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений.       

Для осуществления  своих функций Банк России в соответствии с  перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации, соблюдая коммерческую тайну банков.      

ЦБ  РФ осуществляет так называемое пруденциальное регулирование. Его смысл состоит  в том, чтобы уменьшить риск банковских операций и предотвратить крах и системный кризис банков. Пруденциальное регулирование - это издание законов, а также нормативных актов и предписаний Банка России, направленных на создание таких условий банковской деятельности, которые снижают риск неликвидности, неплатежеспособности и финансовой надежности кредитной организации. Оно необходимо для предотвращения нестабильности в банковской системе: кризисов, угроз клиентам и вкладчикам кредитных организаций. Поэтому регулирование является средством надзора в широком смысле слова, т. е. за банковской системой в целом. В то же время надзор - средство обеспечения пруденциального регулирования. Это банковский надзор в узком смысле слова, т. е. надзор за отдельными кредитными организациями как частью банковской системы.      

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривает ряд норм пруденциального регулирования, применение которых должно способствовать укреплению финансовой устойчивости и надежности кредитных организаций. В частности Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.      

При этом Банк России не вправе требовать от кредитных  организаций выполнения несвойственных им функций, включая контроль за расходованием  фонда потребления (заработной платы) юридических лиц- клиентов.      

Федеральный закон предусматривает определенный порядок регистрации кредитных организаций, выдачи им соответствующих лицензий, их отзыва, предъявления в соответствии с федеральными законами квалификационных требований к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации. В этих же целях установлены антимонопольные требования.       

Банковский  надзор - это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением конкретными  кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.      

Сущность  банковского надзора состоит  в проверке соответствия решений и действий кредитной организации законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Банка России. Он используется Банком России для управления рисками в банковской системе.      

В практике зарубежных государств банковский надзор имеет две формы: дистанционный и контактный. В российском законодательстве эти формы банковского надзора не выделены. Инспектирование кредитных организаций, начиная с 1996 г., регулируется нормативными актами Банка России.      

Дистанционный надзор - наблюдение за деятельностью  кредитных организаций на основе представленных банковских и, в частности, бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т. п.). Для этого в системе Банка России созданы подразделения банковского надзора - Департамент пруденциального надзора, Департамент лицензирования кредитных организаций и некоторые другие департаменты, а в территориальных учреждениях - управления (отделы) регулирования банковской деятельности.      

Контактный  надзор - это проверки деятельности кредитных организаций, проводимые представителями Банка России непосредственно в кредитной организации. Для таких целей в структуре Банка России созданы Департамент инспектирования кредитных организаций и соответствующие структуры в его территориальных учреждениях (управления, отделы).      

Общая цель банковского надзора - приведение банковской системы и банковской деятельности каждой в отдельности кредитной организации в соответствие с требованиями законодательства и нормативных актов Банка России. Конкретные цели надзора зависят от особенностей его объектов.       

Объекты банковского надзора — это  та часть банковской системы и банковской деятельности, которая в соответствии с требованиями законов и в установленном ими порядке должна контролироваться Банком России. Правильное определение объектов надзора имеет значение для уяснения компетенции Банка России по проведению проверок деятельности кредитных организаций. Кроме того, оно позволяет оптимизировать расходы Банка России на указанный надзор.       

Основные  функции банковского надзора:

  1. изучение юридических вопросов деятельности банка и соблюдение им устава и лицензии;
  2. проверка соблюдения кредитной организацией позиций банковской лицензии;
  3. анализ баланса и отчетности банка;
  4. изучение динамики отдельных показателей банковской деятельности и перспектив развития банка;
  5. проверка решений органов управления;
  6. проверка работы ревизионной комиссии;
  7. анализ договорных отношений кредитной организации с клиентами, вкладчиками, дебиторами; 
  8. анализ способов размещения собственных и временно привлеченных средств, проверка выполнения обязательств по договорам (кредиты, депозиты, конвертация, валютные операции, ценные бумаги);
  9. проверка управления рисками;
  10. проверка формирования резервов;
  11. проверка гарантий;
  12. проверка обоснованности и законности формирования доходов;
  13. изучение договоров и причин потерь по отдельным видам деятельности;
  14. выявление фактов искажения доходов и расходов, обнаружение возможных непроизводительных потерь, в том числе связанных с результатами применения санкций за нарушение и несоблюдение договорных обязательств;
  15. выявление причин, мотивов и обстоятельств, способствовавших банковским нарушениям;
  16. выяснение целей нарушения нормативных актов ЦБ РФ, причин искажения отчетных показателей, экономических нормативов;
  17. выяснение причин и целей проведения банком убыточных, неэффективных банковских операций и сделок, прежде всего создающих повышенный риск и повлекших нарушение экономических нормативов;
  18. проверка соблюдения кредитной организацией предписаний Банка России.
 

Проблемы  организации банковского  регулирования и  надзора в РФ и  пути их совершенствования      

Как и в любой сфере деятельности, в сфере банковского регулирования  и надзора существует ряд проблем  и «белых пятен». Обозначим их.       

1. В ст. 55 Федерального закона «О  Центральном банке Российской  Федерации (Банке России)» говорится, что «главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимается Советом директоров». Такой орган надзора создан не был (в Банке России имеется комитет банковского надзора, но, по своей сущности, он не является тем органом, который предусмотрен Федеральным законом). Правда, в 1997г. были предусмотрены так называемые региональные центры Банка России по контролю за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках [11], однако никаких сведений об их деятельности нет, а по результатам кризиса 1998 г., который как раз и разразился на финансовом рынке, можно сделать вывод об отсутствии каких-либо успехов на этом поприще.      

2. Совещательный орган, на котором  обсуждаются результаты проверки  кредитной организации законом,  не предусмотрен. Банк России  никакого нормативного акта на  сей счет не опубликовал. Как  показывает практика, за созданием разных комиссий зачастую скрывается желание «растворить» персональную ответственность должностных лиц за принимаемые ими решения. Между тем при принятии решений о применении к кредитным организациям тех или иных санкций, в частности об отзыве лицензий (последнее ощутимо сказывается не только на кредитной организации, но и на интересах вкладчиков, общества в целом), необходимо точно знать, кто и по чьей инициативе принял решение. Персональная ответственность является гарантией законности и обоснованности принимаемого, решения.      

3. Федеральный закон «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» предусматривает возможность создания специального надзорного органа при Банке России. В части четвертой ст. 55 Закона сказано, что надзорные и регулирующие функции Банка России могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимается Советом директоров. Однако Банк России создал Комитет банковского надзора как совещательный орган, что, на наш взгляд, не соответствует требованиям ст. 55, грамматическая конструкция которой такова, что в ней используется союз «или», и поэтому не предусматривается совместное осуществление функций Банком России и органом банковского надзора. Здесь должно быть что-то одно: либо Банк России, либо Комитет банковского надзора.      

Информация о работе .Центральный банк Российской Федерации