Центральный банк Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение задач, функций Центрального банка РФ, и его роли в рыночной экономике России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Правовой статус Банка России и его организационная структура 5
1.1. Правовой статус Центрального банка Российской Федерации. 5
1.2. Организационная структура Банка России 7
Глава 2. Функции Банка России 16
2.1. Роль Банка России 16
2.2. Функции и операции Банка России 19
Глава 3. Денежно-кредитная политика Банка России 27
3.1. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России 27
Заключение 34
Практикум 36
Задача 1. 36
Задача 2 36
Список использованной литературы 37

Работа состоит из  1 файл

ЦБРФ - копия.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

— покупка и продажа чеков, векселей, имеющих товарное происхождение, на срок не более 6 месяцев;

— покупка и продажа государственных  ценных бумаг на открытом рынке, а  также облигаций, депозитных сертификатов, иностранной валюты и денежных документов в иностранной валюте;

 — покупка, хранение и  продажа драгоценных металлов  и иных валютных ценностей;

 — открытие счетов в российских  и иностранных кредитных организациях  в России и за границей;

 — ведение расчетных, кассовых и депозитных операций;

 — выдача гарантий и поручительств;

 — выставление чеков и  векселей в любой валюте;

 — осуществление операций  на комиссионной основе.

Обеспечением для кредитов Банка России могут быть золото и другие драгоценные металлы в различной форме; иностранная валюта; векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев; государственные ценные бумаги. Списки векселей и государственных ценных бумаг, выступающих обеспечением, определяются Советом директоров.

 

Глава 3. Денежно-кредитная  политика Банка России

3.1. Инструменты денежно-кредитной  политики Банка России

Денежно-кредитная политика Банка России является составной частью государственного регулирования экономики.

Совокупность мероприятий денежной политики, определяющей изменения денежной массы, и кредитной политики, направленной на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов, получила название денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика Банка России может быть направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии, либо на их сдерживание и ограничение. В результате первой увеличиваются ресурсы коммерческих банков, которые при выдаче кредитов увеличивают общую массу денег в обращении. Вторая вызывает ограничение возможности коммерческих банков по выдаче кредитов и влияет на насыщение экономики деньгами.

При проведении денежно-кредитной  политики Центральный банк использует комплекс инструментов, которые можно  классифицировать по форме воздействия на прямые и косвенные; объектам воздействия — предложение денег и спрос на деньги; характеру регулируемых параметров — количественные и качественные.* Все эти методы используются в единой системе и в свою очередь делятся на две группы: общие, влияющие на рынок ссудных капиталов в целом, и селективные (выборочные), предназначенные для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т. д. К первым относятся учетная (дисконтная) политика, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов банков, ко вторым   — установление количественных параметров на кредиты приоритетных отраслей; создание специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам и пользующихся льготами при переучете векселей в центральном банке; распространение различного рода льгот на кредитные учреждения, предоставляющие кредиты приоритетным сферам экономики.

Денежно-кредитные методы регулирования  экономики применяются в стране с 1991 г. после принятия и введения в действие. В настоящее время основные направления денежно-кредитной политики разрабатываются Банком России на основе ст.44 закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Ежегодно не позднее 1 декабря каждого года Банк России подает в Государственную Думу основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год, проект которых предварительно представляется Президенту и Правительству РФ. Он состоит из двух частей:

1. Анализ состояния и прогноз  развития экономики Российской  Федерации.

2. Основные ориентиры и параметры  денежно-кредитной политики и  применяемые инструменты регулирования на предстоящий год.

После рассмотрения в Правительстве  РФ и Государственной Думе проект принимает силу закона.

В настоящее время сделан значительный шаг вперед в области развития методов и инструментария денежно-кредитной политики, которые определены в ст. 35 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». К ним относятся процентные ставки по операциям, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, валютное регулирование, установление ориентиров роста денежной массы и прямые количественные ограничения.

Процентные ставки Банка России  — это минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. В соответствии с законом они могут устанавливаться по различным видам операций.

Одним из методов регулирования  денежно-кредитной политики является изменение норм резервных требований. Для поддержания объема денежной массы в заданных параметрах регулирования ликвидности банков и снижения уровня инфляции центральные банки используют изменения норм обязательных резервов коммерческих банков, находящихся на счетах в центральном банке в качестве обеспечения их обязательств по депозитам.

Резервные требования представляют собой обязательные отчисления, производимые коммерческими банками от суммы привлеченных средств и депонируемые в Банке России.

Согласно закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормативы обязательных резервов, депонируемых в последнем, не должны превышать 20% обязательств кредитной организации, но могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Порядок депонирования устанавливается Советом директоров Банка России. Депонированные в Банке России средства при отзыве у кредитных организаций лицензий на совершение банковских операций используются для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками.

    С 1 января 2000 года для кредитных организаций и Сберегательного банка РФ установлены нормативы обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации:

         -  по  привлеченным средствам  юридических   лиц в валюте Российской  Федерации и привлеченным средствам  юридических и физических  лиц в иностранной валюте    -    в  размере 10%;

         -  по  денежным средствам физических  лиц, привлеченным во вклады (депозиты), в валюте РФ    - в размере 7%.

Операции на открытом рынке  предполагают куплю-продажу ценных бумаг: казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, а также краткосрочные операции  с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Банк России, проводя операции на открытом рынке, увеличивает (при покупке ценных бумаг) или уменьшает (при продаже  ценных бумаг) объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что вызывает изменения стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.

По форме  проведения  рыночные операции Центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми или обратными. Первые представляют собой обычные  операции по покупке  или продаже  государственных облигаций и других обязательств, казначейских векселей, в некоторых странах частных векселей и векселей центрального банка. Вторые (РЕПО) заключаются в купле -  продаже    центральным банком ценных бумаг с обязательным совершением обратной  сделки по  заранее установленному курсу.

Рефинансирование Банком России коммерческих банков, то есть кредитование банков, учет и переучет  векселей, когда банки испытывают временные финансовые трудности,  является одним из инструментов  предоставления   дополнительной ликвидности банковской системе. Оно осуществляется на рыночных условиях  путем проведения  кредитных аукционов,  предоставления ломбардных  кредитов   и переучета  векселей.

Ломбардный кредит – форма  рефинансирования, при которой  Банк России предоставляет ссуды под залог. Эти операции  являются ссудами под залог движимого объекта, под которым выступают надежные ценные бумаги, котируемые на бирже, а также векселя. Список ценных бумаг, принимаемых в залог, определяется Банком России. Ломбардный кредит выдается на определенный период от 1 до30 календарных дней. Коммерческий банк за пользование им платит процент, ставка которого утверждается  Банком России.

       Переучет  векселей – способ рефинансирования, основанный на использовании векселей. В разных странах вексель применяется как инструмент  оформления  кредита, предоставляемого поставщиком покупателю в товарной форме. При этом он выступает как кредитный и расчетный инструмент. Учитывая преимущества векселя, коммерческие банки покупают у своих клиентов векселя, основанные на реальных товарных сделках. Учет векселей привел к развитию переучетных операций.

        Операции по  переучету векселей предприятий  могут быть использованы для  кредитования промышленных предприятий,  сельского хозяйства и других  отраслей. Данный способ рефинансирования  способствует сокращению потребностей предприятий в собственных оборотных средствах, эффективному развитию производства и является важным инструментом регулирования денежно-кредитной политики Банка России. Издание Банком России Положения №65 П “О проведении Банком России переучетных операций” от 30.12.98, предусматривающего возможность переучета векселей, выданных российскими организациями-экспортерами, можно рассматривать как серьезную трансформацию учетной политики Банка России, также направленную на поддержание ликвидности банковской системы.

В целях поддержания ликвидности, повышения финансовой устойчивости и проведения мероприятий по финансовому оздоровлению проблемных банков Банк России предложил систему предоставления кредитов в зависимости от критериев финансового состояния банков, сроков и условий кредитования:

  • внутридневной кредит (в течение операционного дня);
  • кредит  “овернайт” (один рабочий день);
  • ломбардный кредит (от 1 до 30 календарных дней);
  • кредит банку-санатору, осуществляющему мероприятия по санации проблемной кредитной организации (до 1 года);
  • кредит в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками (до 6 месяцев);
  • кредит на поддержание  ликвидности (от 1-2 месяцев до года);
  • кредит в поддержку мер по повышению финансовой устойчивости банка (до 1 года);
  • стабилизационный кредит (до 1 года).

         Банк России  принял решение о сокращении  срока предоставления ломбардных  кредитов,  ограничив  его 7 днями, и о выдаче этих кредитов  только на аукционной основе.  Ломбардные   кредитные  аукционы  проводятся еженедельно  по понедельникам и   четвергам по американскому способу. Однако , например, в  связи с отсутствием в январе-сентябре1999 года потребности у  банков в получении ломбардных   кредитов аукционы, проводимые Банком России, признаны не состоявшимися .

Важным направлением совершенствования  системы рефинансирования по мере развития единой телекоммуникационной системы и системы расчетов Банка России  будет предоставление банкам кредитов путем постепенной автоматизации этого процесса через создание программных комплексов по кредитным операциям и перехода на электронный документооборот  между  всеми участниками процесса кредитования.

Валютная политика Банка России заключается в регулировании валютного курса, проведении валютного регулирования и валютного контроля, создании официальных золотовалютных резервов и управлении ими, а также сотрудничестве с международными валютными организациями.

Банку России разрешено проводить валютные интервенции, то есть куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Для регулирования валютного курса может быть использована дисконтная политика, которая осуществляется путем понижения или повышения официальной учетной ставки Банка России.

Отличительной чертой в проведении валютной политики Банка России явилось введение с июля 1995 г. режима «валютного коридора», устанавливающего пределы колебаний курса национальной валюты  — рубля к иностранным валютам. Это был важный шаг, установивший границы изменений обменного курса рубля в виде «валютного коридора», так как нерегулируемая динамика валютного курса оказывает негативное влияние на развитие внутреннего денежного обращения, финансовое положение банков и предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

После финансового кризиса 1998г. валютный коридор был заменен плавающим курсом рубля.

Формирование и поддержание  на должном уровне золотовалютных резервов страны имеет важное значение. Они  применяются для проведения международных  расчетов и валютных интервенций, служат обеспечением стабильности национальной валюты. Официальные золотовалютные резервы состоят из золота, иностранных валют, специальных прав заимствований и нетто-позиций в Международном валютном фонде.

Движение к экономически оправданному равновесному уровню валютного курса предполагает как противодействие ажиотажному и спекулятивному спросу на иностранную валюту, так и усиление контроля за возвратам экспортной выручки в страну.

Курс рубля не будет фиксироваться  на каком-то неизменном уровне, будет сохранен режим плавающего валютного курса.

Законом предусмотрено, что Банк России может применять и прямые количественные ограничения (установление лимитов) на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Но это бывает в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Информация о работе Центральный банк Российской Федерации