Цб РФ как главное звено банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:57, курсовая работа

Описание

Составной частью рынка ссудных капиталов является банковская система. Она представляет собой совокупность различных банков.
В зависимости от взаимосвязей банков, от характера выполняемых ими функций различают два типа построения банковской системы: одноуровневую (распределительную, централизованную) и двухуровневую.
Одноуровневая банковская система – банковская система, представленная только центральным (эмиссионным) банком.
В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды,

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Место Центрального Банка РФ в банковской системе России……….5
1.1 История возникновения и правовой статус Центрального Банка
РФ……………………………………………………………………………....…..5
1.2 Основные цели и функции Центрального Банка РФ………….……..8
2. Организационная структура и операции Центрального Банка РФ............................................................................................................................11
2.1. Организационная структура Центрального Банка РФ…………….11
2.2. Операции Центрального Банка РФ………………………………….13
3. Денежно-кредитная политика Центрального Банка РФ…………….17

Работа состоит из  1 файл

курсач по финансам.doc

— 205.50 Кб (Скачать документ)

Проведение комплекса таких мер называется политикой денежной рестрикции («дорогих денег»). Её целью является понижение общих расходов и сдерживание инфляции посредством ограничения предложения денег и удорожания кредита (удорожания денег). В результате уменьшения предложения денег денежные ресурсы станут дорогими, повысится норма процента, подорожает кредит, снизится инвестиционный спрос в экономике, сократятся инвестиции, производство и занятость. [7, с. 98]

При  проведении  денежно-кредитной  политики ЦБ использует комплекс инструментов,  которые  различаются:  по  форме  их  воздействия  (прямые  и косвенные); по объектам воздействия (предложение денег и спрос  на  деньги); по   характеру   параметров,   устанавливаемых    в    ходе    регулирования (количественные и качественные).

К основным инструментам, с помощью которых Центральный Банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам, относятся в первую очередь, изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой.

1. Рефинансирование коммерческих банков.

Учетная ставка – это процент, под который Центральный Банк предоставляет ссуды коммерческим банкам. В российской практике учетная ставка именуется ставкой рефинансирования, в Великобритании – банковской ставкой, в Германии – ломбардной ставкой.

При понижении ставки рефинансирования кредиты Центрального Банка становятся дешевле и делаются более доступными для коммерческих банков. Объем займов по ставке рефинансирования в Центральном Банке увеличивается, приводя к росту избыточных резервов коммерческих банков. Занятые у Центрального Банка средства могут быть использованы коммерческими банками для выдачи дополнительных ссуд, а дополнительные ссуды вызовут расширение вкладов. Денежная масса увеличится.

Таким образом, изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в Центральном Банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям. Также изменение официальной ставки Центрального Банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность. 28 февраля 2011 года учетная ставка рефинансирования была установлена на уровне 8%.

2. Операции на открытом рынке — продажа или покупка Центральным Банком у коммерческих банков ценных бумаг (государственных казначейских обязательств, а также облигаций промышленных компаний и банков и учитываемых центральным банком коммерческих векселей). Этот метод стал активно использоваться после Второй мировой войны, когда Центральные Банки стран в значительной мере переориентировались на косвенные методы регулирования экономики. При покупке ценных бумаг увеличивается, а при их продаже уменьшается объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что обусловливает изменение стоимости кредита, а значит, и спроса на деньги.

Операции на открытом рынке различаются по следующим критериям:

1)      условия сделки — купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей (операции РЕПО);

2)      объекты сделок — операции с государственными или частными бумагами;

3)      срочность сделки — краткосрочные операции с ценными бумагами (до трех месяцев) и долгосрочные (от года и более);

4)      сфера проведения операций охватывает только банковский сектор или включает в себя и небанковский сектор рынка ценных бумаг;

5)      способы установления ставок определяются Центральным Банком или рынком.

Коммерческие банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

3. Установление норм обязательных резервов коммерческих банков — это метод прямого воздействия на величину банковских резервов. Впервые он был применен в США в 1933 г. Коммерческие банки обязаны часть своих депозитов хранить в Центральном Банке в виде обязательных резервов как гарантию выполнения своих обязательств перед клиентами. Их доля (норма обязательного резервирования) устанавливается законодательно Центробанком. Данный метод способствует укреплению банковской ликвидности, т.е. способности банков выполнять свои обязательства перед клиентами. В то же время эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменение нормы обязательных резервов определяет величину денежного мультипликатора, характеризующего кратность прирастания предложения денег в результате увеличения денежной базы. Чем выше норма обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций, что ведет к сокращению денежной массы. И наоборот, снижение нормы обязательного резервирования имеет своим следствием увеличение возможности кредитования коммерческими банками и рост денежного предложения. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воздействие на динамику денежной массы и на инвестиционную активность. [ 6, c. 305]

Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России по обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте составляют (по состоянию на 1 марта 2011 года) 4,5%; по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 3,5%; по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 3,5%. [14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Центральный Банк РФ - центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, головной банк страны, сочетает в себе черты коммерческого банковского учреждения и государственного ведомства. Центральный банк наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов.

Главной целью деятельности ЦБ РФ является сдерживание инфляции и обеспечение стабильности национальной валюты. В связи с этим Банк России ежегодно разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику, реализация которой осуществляется посредством использования специальных инструментов, таких как операции на открытом рынке, изменение нормативов обязательных резервов, рефинансирование кредитных организаций, эмиссия облигаций, валютные интервенции и др.

Банк России выдаёт лицензии на банковскую деятельность, устанавливает обязательные нормативы, систему страхования вкладов, анализ отчётности, ревизию и проверку деятельности кредитных институтов, чем поддерживает стабильность банковской системы, защищает интересы вкладчиков и кредиторов, не вмешиваясь при этом в оперативную деятельность кредитных организаций.

Свои функции Банк России реализует посредством своих операций, которые, как правило, делятся на пассивные и активные. К пассивам Банка России относятся: эмиссия банкнот и монет; депозиты; обязательства по полученным кредитам; выпуск собственных облигаций; капитал и резервы. К активам относятся: драгоценные металлы, иностранная валюта, ссуды, вложения в ценные бумаги, основные средства.

В настоящее время деятельность ЦБ РФ приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.). М., 1993.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации.

          3. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №28.

          4. Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 03.03.1996 №17-ФЗ.

        5.  Банки и банковские операции: учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ, 2006.- 356 с.

        6. Деньги, кредит, банки. Под редакцией Белоглазова Г.Н. Москва, 2009. – 392 с.

        7. Деньги, кредит, банки: учебник для вузов / Владимирова М.П., Козлова А.И. , 2-е издание. – М.:КРОНУС, 2006. –  228 с.

        8. Деньги. Кредит. Банки: Учеб. для вузов / Е.Ф. Жуков. - СПб.: ЮНИТИ, 2010. - 326 c.

        9. Деньги, кредит, банки .Под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, доктора экономических наук, профессора Лаврушина О.И., Москва, 2009.- 560с.

        10. Костерина Т.М. Банковское дело. Учебник для студентов вузов. – М.: «МаркетДС», 2003. – 240 с.

        11. Селищев А. С. Деньги. Кредит. Банки. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.

        12. Финансы, денежное обращение, кредит. Под редакцией Г.Б. Поляка, Москва, 2001.- 511 с.

        13. www.cbr.ru - официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации.

        14. Справочно-правовая система «Гарант»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ состава и структуры доходов и расходов федерального бюджета РФ на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов.

Анализ доходов.

Таблица 1 - Доходы федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов.

Доходы федерального бюджета

2008г

2009г

Отклонение

2010г

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

По сумме, млрд. руб.

По удельному весу,%

Сумма, млрд. руб

Удельный вес,%

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

2383,11

35,87%             

2351,91             

31,50%             

-31,20             

-4,36%             

2 348,32             

29,03%

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в том числе:

4261,34

 

5113,54

 

767,34

             

5 741,35

 

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

533,38

8,03%             

583,76             

7,82%

50,38

-0,21%             

636,28             

7,87%

НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

435,79

6,56%             

496,36             

6,65%             

60,57             

0,09%                           

562,8             

6,96%

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

1404,05

21,13%             

1914,47             

25,64%             

510,42             

4,51%                           

2 206,46             

27,28%

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ

888,97

13,38%             

1029,76

13,79%             

140,79             

0,41%             

1 182,54             

14,62%

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

36,57

0,55%             

39,50             

0,53%             

2,93             

-0,02%             

37,31             

0,46%

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

32,24

0,49%             

34,49             

0,46%             

2,25             

-0,02%

36,56             

0,45%

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

291,61

4,39%             

297,00

3,98%

5,39

-0,41%                           

301,73             

3,73%

ПРОЧИЕ ДОХОДЫ

638,73

9,61%             

718,20             

9,62%             

79,47

0,01%             

777,67             

9,61%

ВСЕГО ДОХОДОВ

6644,45

100,00%             

7465,45             

100,00%             

821,00             

0,00%             

8 089,67             

100,00%

Информация о работе Цб РФ как главное звено банковской системы