Бухгалтерский баланс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:18, реферат

Описание

Целью контрольной работы является изучение теоретических и практических вопросов, связанных с техникой составления отчета об изменениях капитала, а также рассмотрение и раскрытие методики составления бухгалтерского баланса в теории и на практике.
Задачами контрольной работы являются:
· представить структуру и содержание отчета об изменениях капитала;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерской отчетности………………………………..………………………5
1.1 Нормативное регулирования составление отчетности в России……5
1.2 Анализ теории и практики составления отчета об изменении капитала……………………………………………………………………………5
2. Бухгалтерский баланс, как основная форма отчетности…………….13
2.1 Роль и значение бухгалтерских балансов…………………………...13
2.2 Формы бухгалтерских балансов……………………..………………14
2.3 Классификация бухгалтерских балансов……………..……………..16
2.4 Структура и строение и порядок составления бухгалтерского баланса……………………………………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………..21
Список используемой литературы……………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

финансовый учет.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

Порядок расчета чистых активов утвержден совместным Приказом Минфина России N 10н и ФКЦБ России N 03-6/пз от 29.01.2003. Согласно ГК, Закону об акционерных обществах, Закону об обществах с ограниченной ответственностью АО и ООО должны периодически контролировать размер своих чистых активов, сопоставляя его с размером уставного капитала. Если стоимость чистых активов становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.

Информация о характере  и величине бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году также подлежит отражению в  форме N 3 в разделе «Справки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бухгалтерский баланс, как основная форма отчетности

2.1 Роль и значение бухгалтерских балансов

 

Термин "баланс" широко известен специалистам в области  учета, анализа, планирования и употребляется  в значении равновесия (от фр. balance - весы). В экономике применяются  различные виды балансов: бухгалтерский; баланс доходов и расходов предприятия; баланс основных фондов; баланс денежных доходов и расходов населения; материальный баланс; баланс трудовых ресурсов; баланс платежный; межотраслевой баланс и др.

Общая идея применения балансового  метода состоит в выравнивании суммарного значения показателей, записанных в левой и правой сторонах уравнения.

Баланс - это метод  бухгалтерского учета, позволяющий  в денежной оценке и на определенный момент времени изобразить состояние  средств организации и источники их формирования.

Бухгалтерский баланс позволяет  определить обеспеченность организации  собственными оборотными средствами, соответствие запасов товароматериальных ценностей установленным нормативам, состояние платежной дисциплины и тому подобное, а также дать общую оценку финансового состояния организации.

В условиях рыночной экономики  значение баланса настолько велико, что его часто выделяют в самостоятельную  отчетную единицу, дополнением к  которой является совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности.

Роль прочих форм бухгалтерской  отчетности состоит в расшифровке  данных, содержащихся в балансе. Если в указанных отчетных формах отражаются показатели, характеризующие ту или  иную сторону деятельности организации, то в балансе представлено состояние всех средств организации. В экономике любого государства баланс выполняет важные функции:

- баланс знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием организации. Из баланса они узнают, чем собственник владеет, т.е. в каком количественном и качественном соотношении находится тот запас материальных средств, которым организация способна распоряжаться;

- по балансу определяют, способна ли организация выполнить свои обязательства перед третьими лицами или ей грозят финансовые трудности;

-по балансу определяют конечный финансовый результат деятельности организации в виде наращивания собственного капитала за отчетный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы;

- на показателях, приведенных в балансе, строится оперативное финансовое планирование любой организации, осуществляется контроль за движением денежных средств;

- данные баланса широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями и органами государственного управления.

В отечественной литературе отдельные авторы выделяют следующие  функции баланса:

- основная форма отчетности;

- контрольная функция;

- база финансово-хозяйственной деятельности организации.

 

2.2 Формы бухгалтерских балансов

 

Баланс всегда считался и считается в настоящее время  главной определяющей формой отчетности. Сам баланс - это модель, с помощью  которой в интересах всех пользователей  представляется финансовое положение  организации на определенный момент времени. На практике различают несколько видов балансов.

Эти балансы могут  различаться номенклатурой статей и методами оценки.

Вступительный (организационный) баланс открывает ведение бухгалтерского учета в организации. В заново создаваемых организациях такой баланс будет очень простым, так как показываемое в нем имущество будет состоять в основном из вкладов учредителей и организационных расходов.

Промежуточный и годовой (операционные) бухгалтерские балансы  могут не отличаться один от другого (как правило, в них используется одна и та же форма бланка). В технике же оформления периодического и годового бухгалтерского баланса существует значительная разница. Промежуточный баланс составляется, как правило, на основе книжных данных. Формированию же толового баланса предшествуют следующие этапы работ:

Годовой бухгалтерский  баланс является как заключительным, т.е. завершающим отчетный год, так  и вступительным, т.е. служащим основанием для открытия счетов в новом отчетном году. В таких условиях перед организацией стоит вопрос: ликвидироваться, объявив о банкротстве или договориться с кредиторами об отсрочке платежей. При условии соглашения с кредиторами, им предоставляется информация о размере понесенного убытка и возможности его покрытия в будущем. Ликвидационный баланс отличается от других в основном оценкой своих статей, производимой по реализационной стоимости. Некоторые статьи, которые обычны для отчетного баланса, в ликвидационном могут отсутствовать совсем. Например, Доходы будущих периодов, Расходы будущих периодов. С другой стороны, в ликвидационном балансе могут появиться такие статьи, которых раньше не было, например, стоимость фирмы, стоимость патента. Ликвидационный баланс составляет ликвидационная комиссия после выяснения всех претензий кредиторов, возможной реализации имущества и урегулирования расчетов с дебиторами. К ликвидационному балансу должен прилагаться проект распределения активной массы между кредиторами в очередности, установленной законодательно.

В зависимости от того, какова степень ухудшения финансового положения организации, ликвидационные балансы могут составляться в виде:

- вступительного;

- промежуточного;

- заключительного.

Сводный баланс формируется  путем соединения отдельных заключительных балансов. Постатейные показатели путем  сложения одного и другого балансов суммируются и сводятся в особой колонке в виде общего итога актива и общего итога пассива. Такой баланс составляют различные министерства и ведомства.

Сводно-консолидированный  баланс - достаточно новое явление  в отечественной учетной практике. Консолидированный баланс представляет собой объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом отношении.

Все бухгалтерские балансы  принято разделять на две большие  группы: статические и динамические.

Статические балансы  составляют на какую-либо дату или при  наступлении какого-либо события. В  статических балансах бухгалтерскую  информации показывают на заранее установленную  или определенную дату, и, следовательно, в таких балансах отражается состояние активов и обязательств организации не в динамике, а как результат деятельности организации за какой-либо период. Для обеспечения сравнимости данных с предыдущими периодами в статических балансах могут предусматриваться графы (или строки) для отражения подобной информации.

Наиболее распространенным видом статического баланса является отчетный бухгалтерский баланс, представляемый по результатам деятельности организации  за отчетный год.

Динамические балансы  предназначены для отражения  изменений показателей в деятельности организации за какой-либо период. Большая часть динамических балансов предназначена для оперативного управления производственной или торговой деятельностью организации. Примерами таких балансов являются оборотные ведомости или шахматные оборотные балансы. Как правило, информация в таких балансах обобщается ежемесячно. Такой период существенно короче, нежели отчетный период для формирования промежуточной отчетности, и, следовательно, ежемесячное составление балансов может дать более полную и оперативную информацию о движении активов организации и изменениях в состоянии расчетов. Цель динамических балансов: обеспечить руководство организации информацией для принятия текущих решений, реализуемых в течение сравнительно короткого (не выше одного месяца) временного отрезка, следует считать, что большая часть динамических балансов, хотя и формируется на основе бухгалтерской информации, все-таки относится к категории управленческого или производственного (оперативного) учета. К категории динамических балансов относят также ликвидационные балансы.

Динамический и статический  балансы показывают финансовое положение  организации, но с разных сторон. Поэтому  пользователю бухгалтерской информации и бухгалтерской отчетности необходимо разрабатывать баланс с точки зрения его полезности для принятия решений или дальнейшей стратегии действий организации.

 

2.3 Классификация бухгалтерских балансов

 

В бухгалтерском учете  существует множество видов бухгалтерских  балансов, которые отличаются в зависимости  от цели их составления. В работе предлагается классифицировать бухгалтерские балансы по следующим признакам:

По срокам составления:

Вступительный - составляется на момент возникновения юридического лица и отражает имущественную массу, внесенную в качестве вклада в УК.

Текущий - формируется  в течение всего времени существования  хозяйствующего субъекта. Начальный (на начало периода), промежуточный (включается в состав промежуточной отчетности), конечный (в конце финансового  года, включается в состав годовой  отчетности - генеральный).

Заключительный - составляется на дату окончания функционирования организации, при реорганизации.

Санируемый - составляются с целью выявления реального  финансового положения, когда предприятие  находится в состоянии банкротства.

Ликвидационный - составляется при ликвидации организации с целью формирования информации об имуществе, которое будет распределяться между кредиторами.

Разделительный - формируется  при реорганизации в форме  разделения на основе заключительных балансов.

Объединительный - формируется при реорганизации в форме присоединения, слияния на основе заключительных балансов.

По источникам составления:

Инвентарный - составляется на основании инвентаризации имущества  и обязательств организации.

Книжный - составляется на основе данных бухгалтерского учета, основа - Главные книги.

Генеральный - составляется на основе данных Главной книги, которые  подлежат обязательной инвентаризации.

По объему информации:

Индивидуальный - баланс 1 юридического лица.

Сводный - баланс 1 организации  с различными филиалами.

Консолидированный - это  объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных  в экономическом и финансовом состояниях

По характеру деятельности:

Баланс основной деятельности - это баланс, составленный на основании деятельности, соответствующий профилю организации, ее уставу.

Баланс неосновной деятельности - организация может составлять отдельный  баланс по другим видам деятельности, включается в баланс основной деятельности.

По формам собственности:

Государственные, муниципальные, кооперативные, коллективные, частные, смешанные и совместных организаций, а также общественных организации. Они различаются, в основном, по источникам образования собственных средств

По объекту отражения:

Самостоятельный - такой  баланс имеют только организации, являющиеся юридическими лицами.

Отдельный - составляют структурные  единицы организаций.

По форме:

Шахматные - к ним относятся  оборотные ведомости.

Горизонтальные - к ним  относится бухгалтерский баланс (форма №1).

Вертикальные

 

2.4 Структура и строение и порядок составления бухгалтерского баланса

 

Баланс представляет собой двустороннюю таблицу, где  левая сторона (актив) отражает состав и размещение хозяйственных средств, а правая - (пассив) отражает источники  образования хозяйственных средств и их целевое назначение. В бухгалтерском балансе должно присутствовать обязательное равенство актива и пассива.

Основным элементом  бухгалтерского баланса является балансовая статья, которая соответствует конкретному  виду имущества, обязательств, источников формирования имущества. Статьи баланса бывают агрегированные, если имеют расшифровку в том числе, и детализирующие, которые расшифровывают агрегированные строки.

Балансовые статьи объединяются в группы (разделы баланса). Объединение  балансовых статей в группы или разделы осуществляется исходя из их экономического содержания. Каждая строка (статья) баланса имеет свой порядковый номер, что облегчает ее нахождение, и ссылки на отдельные статьи. Для отражения состояния средств бухгалтерский баланс предусматривает две графы для цифровых показателей: на начало и на конец отчетного периода. Во второй графе показывается состояние средств и их источников на дату составления баланса.

В современном балансе  статьи актива и пассива, исходя из их экономической однородности, объединены в определенные разделы .

Актив баланса содержит два раздела:

1. Внеоборотные активы,

2. Оборотные активы.

Пассив баланса состоит  из трех разделов:

1. Капитал и резервы,

2. Долгосрочные обязательства,

3. Краткосрочные обязательства.

Информация о работе Бухгалтерский баланс