Бюджетное финансирование, его принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание

В данной работе подробно исследуются и анализируются особенности бюджетного финансирования.
Объект исследования - бюджетное финансирование. Цель -рассмотрение бюджетного финансирования как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики. Выявление наиболее важных принципов финансирования различными уровнями бюджетной системы. А также анализ бюджетного финансирования социальной сферы, как важнейшей характеристики бюджета государства.
Задача данной работы - раскрытие сущности и особенностей бюджетного финансирования, а именно:
- Форм и методов бюджетного финансирования;
- Механизма бюджетного финансирования;
- Основных проблем бюджетного финансирования;
- Финансирование социальной сферы как важнейшей характеристики бюджета государства;
- Тенденции финансирования основных направлений социальной сферы;
- Расходы на обеспечение социальной политики;
- Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ! Бюджетное финансирование, его принципы.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

     Анализ  динамики расходов федерального бюджета  по законопроекту по данному разделу  показывает, что расходы в 2011 году увеличиваются по сравнению со сводной  бюджетной росписью на 2010 год, а в 2012 и 2013 годах снижаются по сравнению с соответствующим предыдущим годом. Без учета межбюджетных трансфертов расходы увеличиваются в 2011 и 2012 годах по сравнению с соответствующим предыдущим годом и снижаются в 2013 году по сравнению с 2012 годом. В 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличение составит 2,3 %, без учета межбюджетных трансфертов - 8,1 %.

     В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту расходные обязательства  по данному разделу определяются федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации по вопросам добычи и использования полезных ископаемых, развития сельского, лесного и водного хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, связи, науки и научно-технической политики, космической деятельности, федеральных целевых программ, а также международными соглашениями и договорами.

     Расходы федерального бюджета по разделу  «Национальная экономика» в соответствии с ведомственной структурой в 2011 году будут осуществлять 47 главных  распорядителей бюджетных средств, в 2012 и 2013 годах - 46. Наиболее крупные из них -Министерство финансов Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», на которые в 2011 году будет приходиться 73 % расходов по данному разделу, в 2012 году - 76 %, в 2013 году - 80 %.

     В структуре раздела расходы на исполнение полномочий в сфере регулирования  и поддержки гражданских отраслей промышленности и энергетики, сельскохозяйственного  производства, по поддержанию стабильности банковской системы, иных расходных обязательств в области национальной экономики в 2011 - 2013 годах составляют 34 % общего объема расходов по данному разделу, на дорожное хозяйство - 23 - 25 %. 

     2.2. ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА, НАУКИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

       В целях поддержания и роста культурного уровня общества государство выделяет из бюджета финансовые ресурсы. В России в соответствии с Законом РФ от 9 октября 1992 г. "Основы законодательства РФ о культуре" объем средств, направляемых на культуру, должен быть не менее 2% расходов федерального и 6% территориальных бюджетов.

     Главным источником финансирования учреждений культуры и искусства являются территориальные  бюджеты. Их доля в консолидированном  бюджете России превышает 77%. При этом доля местных бюджетов составляет 45%, а региональных - 32%. Такое распределение средств обусловлено тем, что за счет местных бюджетов финансируются самые массовые учреждения культуры (общедоступные библиотеки, музеи, дворцы, дома культуры и клубы). За счет региональных бюджетов финансируются объекты республиканского областного значения (крупные библиотеки, театры, организации, памятники истории и культуры). Если бюджетное финансирование музеев, библиотек, дворцов культуры осуществляется по полному перечню статей расходов, то для театров, концертных организаций, цирков, организаций, кинематографии бюджетные ассигнования выделяются главным образом в виде субсидий и средств на капитальный ремонт. В виде бюджетных субсидий оказывается также поддержка средствам массовой информации (телерадиовещанию, периодической печати, издательствам).

     Одним из важнейших аспектов сохранения и развития человеческого капитала является расширение возможностей духовного развития, удовлетворение потребности в досуге и творчестве, обеспечение доступа к культурному наследию.

     Анализ  динамики расходов федерального бюджета  на  культуру и кинематографию, показывает, что расходы как в целом по разделу, так и без учета межбюджетных трансфертов в 2011 году увеличиваются по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 год, а в 2012 и 2013 годах снижаются по сравнению с соответствующим предыдущим годом. В 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличение составит 1,9 %, без учета межбюджетных трансфертов происходит снижение на 3 %.

     В структуре раздела расходы на финансирование культуры в 2011 - 2013 годах  составляют 89 - 90 % общего объема расходов по данному разделу.

     Бюджетные ассигнования в сфере культуры и  кинематографии будут направлены на обеспечение функционирования и  сохранности федеральных учреждений культуры, завершение работ по реконструкции  и реставрации Государственного академического Большого театра России, Государственного академического Мариинского театра, Государственного Эрмитажа.

     По  данному подразделу предусмотрены  бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам в  сфере кинематографии в 2011 - 2013 годах  в сумме 3631,9 млн.рублей ежегодно, которые обеспечивают сохранение уровня государственной поддержки по созданию кинопроизведений, направленных на формирование ценностных установок, соответствующих стратегическим задачам общества, на поддержку производства, проката, показа и продвижения художественных полнометражных национальных фильмов лидерами отечественного кинопроизводства, производства и проката фильмов для детей и юношества, дебютных, авторских и экспериментальных художественных национальных фильмов, анимационных, документальных и научно-популярных национальных фильмов.

     Для выполнения задач обеспечения освещения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани и XXII Олимпийских  зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, на государственную  поддержку АНО «Спортивное вещание», обеспечивающее функционирование в 2011 - 2013 годах многофункционального телевизионного комплекса, включая приобретение и обслуживание передвижных телевизионных станций, работающих в формате высокой четкости в современных телевизионных технологиях, предусмотрены бюджетные ассигнования в виде субсидий в 2011 году в объеме 2 769,4 млн. рублей, в 2012 году - 1 786,5 млн. рублей, в 2013 году -1 734,6 млн. рублей.

     В целях обеспечения доступности  населения в различных регионах страны к эфирным телерадиоканалам на государственную поддержку общероссийских обязательных общедоступных телерадиоканалов, на оплату услуг эфирной наземной аналоговой трансляции телерадиовещательных организаций в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек планируется выделение бюджетных ассигнований в виде субсидий в 2011 году в объеме 4 677,8 млн. рублей, в 2012 году - 3 742,3 млн. рублей, в 2013 году - 3 274,5 млн. рублей. В 2010 году подобная поддержка оказывается в объеме 4 679,2 млн. рублей, но только в отношении населенных пунктов с численностью населения менее 200 тыс. человек.

     Бюджетные средства, предусмотренные на финансирование перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса, направляются непосредственно исполнителям, определяемым на конкурсной основе, творческим коллективам, группам.

     В целях реализации задач по модернизации экономики бюджетные ассигнования на науку гражданского назначения (с  учетом имущественного взноса в государственную  корпорацию «Роснанотех») составят в 2011 году 253,1 млрд. рублей (увеличение на 45,3 % по сравнению с уровнем 2010 года), в 2012 году - 279,3 млрд. рублей (увеличение на 10,4 % по сравнению с уровнем 2011 года), в 2013 году - 225,3 млрд. рублей (снижение на 19,3 % по сравнению с уровнем 2012 года).

     Дополнительные  ассигнования будут направлены на поддержку  развития инноваций, ориентированных  на рост научного потенциала страны, создание объектов интеллектуальной собственности, способствующих решению задач модернизации экономики, на обеспечение в этих целях преемственности в сфере научных исследований и технологических разработок, привлечение и закрепление в ней молодежи.

     Помимо  развития собственных научных школ государственная поддержка будет  направлена на привлечение в российские учебные заведения ведущих иностранных ученых для проведения под их руководством научных исследований.

     Анализ  динамики расходов федерального бюджета  на охрану окружающей среды показывает, что расходы как в целом по разделу, так и без учета межбюджетных трансфертов увеличиваются по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 год. В 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличение составит 25,6 %, без учета межбюджетных трансфертов - 26,5 %.

     Расходы на финансирование мероприятий по улучшению  окружающей среды осуществляются по следующим направлениям:

     финансирование  расходов организаций, обеспечивающих меры государственного контроля;

     финансирование  федеральных целевых программ;

     организация содержания заповедников и национальных парков;

     мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений;

     изучение  изменений климата и прогнозирования  погодных условий;

     мероприятия по борьбе с лесными пожарами. 

     2.3. ФИНАНСИРОВАНИЕ ЖКХ 

     Являясь важной частью народного хозяйства  страны, ЖКХ требует выделения на свое содержание и развитие значительного объема финансовых ресурсов. Отрасль имеет двусторонние отношения с бюджетом, которое складывается в пользу отрасли. Она получает средства из бюджета больше, чем вносит в него.

     Все бюджетные расходы на ЖКХ финансируются из территориальных бюджетов. Доля этих затрат в общем объеме расходов региональных бюджетов составляет 5%, в местных - 19%.

     Роль  бюджетных средств в финансировании отдельных подотраслей ЖКХ различна. Полностью за счет бюджетных ассигнований финансируются дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест. Водопроводно-канализационное хозяйство получает лишь средства бюджета на капитальные вложения. Городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и теплоэнергетика для отопления жилых домов требуют выделения бюджетных дотаций. Главный источник финансирования коммунальных предприятий - территориальные бюджеты. Из всех средств, поступающих коммунальным предприятиям из бюджетной системы, на местные бюджеты приходится 72%, на региональные бюджеты - 28%. Бюджетные средства коммунальным предприятиям поступают в виде дотаций:

     на  покрытие разницы в ценах за предоставляемые  населению услуги и продукцию (тепло  для жилых домов и транспортные услуги);

     на  капитальные вложения (водопроводно-канализационное хозяйство, городской пассажирский транспорт, дорога и др.);

     на  оплату произведенных работ и  оказанных в населенных местах услуг (санитарная очистка, освещение, озеленение территорий и др.).

     Анализ  динамики расходов федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство показывает, что расходы как в целом по разделу, так и без учета межбюджетных трансфертов снижаются по сравнению с соответствующим предыдущим годом. В 2013 году по сравнению с 2010 годом расходы снижаются в 2,8 раза, без учета межбюджетных трансфертов - в 3,1 раза.

     Снижение  объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в 2012 и 2013 годах обусловлено  сокращением бюджетных ассигнований на реализацию федеральной целевой программы и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы, в том числе на обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем с 125,9 млрд. рублей в 2010 году до 25,3 млрд. рублей в 2013 году в связи с завершением соответствующих мероприятий. Кроме того, в 2011 году предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии государственной корпорации - Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - в виде имущественного взноса на восстановление имущества указанного Фонда, переданного в собственность Российской Федерации в 2009 году, в размере 15,0 млрд. рублей, которые в 2012 и 2013 годах не планируются.

     Услуги  жилищно-коммунального хозяйства  являются одним из элементов жизненных  средств. Если повысить тарифы на эти  услуги, то возрастут затраты потребителей этих услуг, т.е. всех работников, на воспроизводство рабочей силы. Увеличившаяся сумма их затрат должна быть покрыта за счет роста доходов населения. Это увеличение должно возмещаться либо за счет повышения заработной платы, либо ассигнований из централизованного фонда финансовых ресурсов - бюджета в виде дотаций предприятиям и организациям, оказывающим услуги населению. В практике применяются оба способа. Дотации из бюджета практически даются населению.

     Выделение дотаций жилищно-коммунальному хозяйству следует рассматривать как один из способов возмещения предприятиям затрат живого и овеществленного труда, а работникам - затрат на воспроизводство рабочей силы. С развитием в городах многоэтажного и крупнопанельного строительства расходы на содержание жилищного фонда будут возрастать. Дальнейшее развитие жилищного строительства, улучшение инженерного оборудования жилых и общественных зданий, повышение уровня благоустройства городов, развитие промышленности и рост ее водопотребления вызовут необходимость расширения мощностей водопроводно-канализационных предприятий. Это будет важным фактором роста и валовых доходов. 

Информация о работе Бюджетное финансирование, его принципы