Бюджетная политика современной России и механизмы её реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования бюджетной политики………....5
1.1 Экономическая сущность бюджета, его структура и роль для государства....5
1.2 Задачи и функции бюджетной политики………………………………………8
Глава 2. Исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе………………………………………………………………....11
2.1 Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2011-2013 годах…………………………………………………………………….11
2.2 Анализ межбюджетных отношений с субъектами Российской Федерации..16
Глава 3. Основные направления совершенствования бюджетной политики…..21
3.1 Цели и задачи бюджетной политики на перспективу………………………..21
3.2 Приоритеты межбюджетных отношений……………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников и литературы…………………………….34
Приложения……………………………………………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ Курсовая финансы и кредит 2.docx

— 226.75 Кб (Скачать документ)

Оценка объема расходных  обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  производилась на основе уточненных плановых назначений бюджетов субъектов  Российской Федерации на 2010 год, с  учетом увеличения в 2011 году страховых  взносов в бюджеты государственных  внебюджетных фондов с 26,2% до 34,2%, предложений  по индексации заработной платы работникам бюджетных учреждений субъектов  Российской Федерации и муниципальных  учреждений в 2011 году темпами и в  размерах, планируемых для федеральных  бюджетных учреждений, а также  ежегодной индексации расходов на социальное обеспечение населения на уровень  инфляции, на оплату коммунальных услуг  бюджетными учреждения - на индекс-дефлятор, сохранением прочих расходов на уровне 2010 года.

С учетом вышеуказанного, расходы  консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации оцениваются  в 2011 году в сумме 6 502,6 млрд. рублей или  с ростом к оценке 2010 года на 5%, в 2012 году - 6 725,4 млрд. рублей (или 103%), в 2013 году - 7 070,8 млрд. рублей (105 % к уровню 2012 года).

Превышение расходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  над общим объемом доходов  оценивается в 2011 году в сумме 344,9 млрд. рублей, в 2012 году - 296,8 млрд. рублей, в 2013 году - 107,8 млрд. рублей.

Источниками финансирования дефицитов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  будут являться кредиты кредитных  организаций, бюджетные кредиты  из федерального бюджета, государственные (муниципальные) ценные бумаги, средства от продажи акций и иных форм участия  в капитале, находящихся в государственной  и муниципальной собственности.

С 2012 года при предоставлении финансовой помощи регионам предполагается в большей степени сместить акцент на дотации на выравнивание бюджетной  обеспеченности, увеличив их объем, в  том числе за счет отказа от предоставления субсидий текущего характера, прежде всего  на софинансирование таких полномочий субъектов Российской Федерации, как  выплата заработной платы некоторым  категориям работников бюджетных учреждений и социальных пособий отдельным  категориям граждан. Такой подход в  большей степени отвечает требованиям  выравнивания возможностей регионов по реализации конституционных прав граждан  и исключает ситуацию, когда финансово  самодостаточные регионы получают из федерального бюджета финансовую помощь на осуществление собственных  полномочий.

Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2011 году предусмотрены  в объеме 380,2 млрд. рублей, или 101,2% к  уровню 2010 года. При этом существенно  увеличены бюджетные ассигнования по таким направлениям, как строительство  и модернизация автодорог (на 34,4%), поддержка  жилищно-коммунального хозяйства (на 32,2%), государственная поддержка  сельского хозяйства (на 6,9%), культура и кинематография (на 30,1%). Средства на поддержку национальной экономики  в условиях восстановления экономики  и сокращения антикризисных мероприятий  уменьшены на 21,5%. Целевая поддержка  субъектов Российской Федерации  в сферах образования и социальной поддержки населения сохраняется  практически на уровне 2010 года.

Более эффективной, имеющей  стимулирующую роль, в ряде случаев  может быть замена некоторых видов  субсидий на гранты для субъектов  Российской Федерации, предоставляемых  в качестве поощрения за выполнение возложенных на них полномочий. Помимо работы по совершенствованию механизмов софинансирования текущих расходов, необходимо провести инвентаризацию и  анализ всех действующих в рамках системы межбюджетных отношений  инструментов инвестиционной поддержки  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований, определить наиболее эффективные формы такой  поддержки и разработать предложения  по исключению возможного дублирования инвестиционной поддержки, предоставляемой  по различным каналам. В частности, целесообразно проведение анализа  эффективности реализации региональных инвестиционных проектов, осуществляемых с привлечением средств Инвестиционного  фонда Российской Федерации.

Консолидация ряда отраслевых субсидий позволит возложить большую  ответственность за эффективное  их использование на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Необходим также в целом  тщательный анализ эффективности и  целесообразности предоставления всех субвенций из федерального бюджета.

Субвенции бюджетам субъектов  Российской Федерации в 2011 году составят 244,5 млрд. рублей, что на 4,9%  превышает уровень 2010 года, что связано, прежде всего, с индексацией социальных выплат.

В целях укрепления доходной базы региональных и местных бюджетов планируются изменения законодательства Российской Федерации о налогах  и сборах, которые будут направлены на совершенствование порядка взимания федеральных, региональных и местных  налогов, зачисляемых в консолидированные  бюджеты субъектов Российской Федерации, а также отмене установленных  федеральным законодательством  льгот и изъятий из объектов налогообложения  по региональным и местным налогам. Предполагаемые изменения налогового законодательства в этом направлении  приведут к увеличению поступлений  доходов от налога на имущество организаций  и земельного налога в консолидированные  бюджеты субъектов Российской Федерации, которые, по оценке Министерства финансов Российской Федерации, составят к 2013 году 122,5 и 1,3 млрд. рублей соответственно.

Нуждаются в реформировании предусмотренные в настоящее  время специальные налоговые  режимы (упрощенная система налогообложения  на основе патента и система налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности). Предполагается уточнить перечень видов предпринимательской  деятельности, в отношении которых  возможно применение патентной системы, усовершенствовать порядок определения  размера потенциального к получению  индивидуальным предпринимателем годового дохода, используемого для определения  стоимости патента. Сфера применения с 1 января 2011 года системы налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности будет  поэтапно сокращаться, в том числе в целях избежания конкуренции с упрощенной системой налогообложения на основе патента.

Расширение сферы применения патентной системы налогообложения  с 69 до 92 видов деятельности позволит увеличить поступления в местные  бюджеты, а сокращение сферы применения единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности увеличит количество налогоплательщиков общего режима налогообложения и  упрощенной системы налогообложения, что позволит увеличить налоговые  поступления от них в региональные бюджеты.

Целесообразно расширить  права регионов в части установления по единым принципам для отдельных  типов муниципальных образований  нормативов отчислений в местные  бюджеты от налогов, зачисляемых  в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Существенным риском устойчивого  исполнения региональных и местных  бюджетов является повышение уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований  в условиях кризиса при недостатке собственных средств для финансирования необходимых расходов. Объем государственного долга субъектов Российской Федерации  за 2009 год возрос на 48%, составив на 1 января 2010 года 890,5 млрд. рублей. Объем  муниципального долга за тот же период увеличился на 27% и составил 134,9 млрд. рублей.

В такой ситуации от органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления требуется  крайне взвешенная долговая политика, а от Министерства финансов Российской Федерации - постоянный мониторинг уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации и устойчивости исполнения первоочередных расходов региональных бюджетов, а также расходов по обслуживанию государственного долга. С субъектами Российской Федерации, имеющими высокую  долговую нагрузку, предлагается заключать  соглашения о согласовании с Министерством  финансов Российской Федерации долговой политики региона.

В целях финансовой поддержки  субъектов Российской Федерации  в 2011 году дополнительно предусматриваются  бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в объеме 113,6 млрд. рублей.

 

 

Глава 3. Основные направления совершенствования  бюджетной политики

3.1 Цели и задачи  бюджетной политики на перспективу

В ближайшие годы в России должна быть сформирована новая модель экономического роста, основанная в значительной степени  на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе  предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре.

Важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой  модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и  устойчивость бюджетной системы.

В отличие от стран  с более диверсифицированной  экономикой Россия не может позволить  себе иметь хронический дефицит  бюджета и высокий уровень  государственного долга, ставящих национальную экономику в зависимость от внешних  условий и «вымывающих» из неё  инвестиционные ресурсы.

При высоком уровне цен на нефть необходимо накапливать  резервы, обеспечивающие «подушку безопасности»  в случае внешнеэкономических шоков. Опыт 2008–2010 годов доказал правильность такого подхода к бюджетной политике.

Макроэкономическая  стабильность, низкая инфляция, умеренная  налоговая и долговая нагрузка, возможности  для привлечения долгосрочных кредитных  ресурсов могут и должны стать  важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.

Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.

В этот же период должны быть приняты меры по снижению зависимости  бюджета от конъюнктурных доходов  и сокращению его дефицита.

Исходя из этого, необходимы системные действия по следующим  ключевым направлениям.

Надо интегрировать  бюджетное планирование в процесс  формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны.

Не позднее 2012 года необходимо утвердить долгосрочный экономический прогноз, стратегию долгосрочного развития России и увязанную с ней бюджетную стратегию. В них должны найти комплексное отражение долгосрочные цели социально-экономического развития страны, финансовое и нормативно-правовое обеспечение механизмов их достижения.

В бюджетной стратегии  должны быть предусмотрены критерии и процедуры оценки рисков устойчивости бюджетной системы.

Надо начать полномасштабное  внедрение с 2012 года программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов на всех уровнях управления, в том числе утвердить основные государственные программы.

Следует закрепить  начиная с 2015 года правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.

При формировании федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов необходимо обеспечить – в рамках переходного периода – создание предпосылок для введения указанных правил, предусмотрев стабилизацию и последующее снижение дефицита федерального бюджета.

На 2012–2013 годы будут  снижены ставки страховых взносов  в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощённую систему налогообложения, – до 20 процентов.

В 2012 году необходимо подготовить комплексные предложения  по развитию пенсионной системы и  системы обязательного социального  страхования.

Российская налоговая  система должна отвечать современным  вызовам в условиях глобализации экономики, обеспечивать справедливое налогообложение доходов экономических  агентов и способствовать устойчивому  развитию России как федеративного  государства.

Требуется повысить роль налогов, взимаемых с компаний, работающих в нефтегазовом секторе, а также в алкогольной и  табачной отраслях. Одновременно необходимо принять решения для ускоренного  введения налога на недвижимость и  расширения патентной системы налогообложения  малого предпринимательства.

Бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение  условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение  качества государственных и муниципальных  услуг, стимулирование инновационного развития страны.

Должно быть предусмотрено  необходимое финансирование для  обеспечения всех принятых обязательств, в том числе для реформирования денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, сотрудников  органов внутренних дел, повышения  пенсий и социальных пособий, модернизации здравоохранения и образования.

В качестве одного из основных источников для обеспечения  решения поставленных задач следует  рассматривать увеличение доходов  от распоряжения имуществом, находящимся  в федеральной собственности.

Необходимо повысить отдачу от использования государственных  расходов, в том числе за счёт формирования рациональной сети государственных  учреждений, совершенствования перечня  и улучшения качества оказываемых  ими услуг.

1 января 2012 г. завершается переходный период введения новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг на федеральном уровне, 1 июля 2012 г. – на региональном и местном уровне.

Информация о работе Бюджетная политика современной России и механизмы её реализации